Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика

Украшения

Золотые украшения в Афинском музее Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).

Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.

Популярным украшением были также серьги. Известно было не менее 17 различных типов серег, и мода на них довольно часто менялась, но самыми распространёнными обычно были серьги, состоявшие из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.

Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.

Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.

В моде были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.

Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.

Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные маски, закрывавшие лицо покойного. Мужчины в классический период не носили никаких украшений, кроме колец на пальцах. У Ксенофонта шпиона-лидийца опознали по проколотым мочкам ушей (Анабасис).

Ионийский хитон

Вошел в моду в V-VI веках до н. э. и представлял собой более «официальный», усовершенствованный вариант дорийского хитона. Кусок ткани, из которой его изготавливали, был намного больше по площади, что давало человеку возможность сильнее «завернуться» в хитон.

Подол рубашки был ниже колена, часто доходил до самого пола, рукава могли быть длиной до локтя или до запястья. Фибул было больше, до трех штук на каждом плече, что гарантировало более качественное закрепление ткани. Часто хитон ионического стиля подпоясывали тонким ремешком – колпусом, сильно выпуская из-под него ткань, так, что складка доходила почти до бедер, и тщательно закладывая вертикальные складки и драпировки.

Аксессуары и обувь

Если говорить кратко, одежда Древней Греции была несложной — отрезы полотна, собранные в красивые складки, облегали и подчеркивали тела мужчин и женщин. Но у каждого пола были свои аксессуары.

Люди, занимающиеся физическим трудом, надевали перчатки из кожи или грубой ткани. А также они использовались во время приема пищи, ведь еду брали с тарелок руками до тех пор, пока в Греции не появились вилки.

В жаркую погоду женщины обмахивались опахалами, по форме напоминающими листья. У них были костяные или деревянные ручки. Когда в Элладе появились павлины, из их перьев начали делать веера. Вскоре в моду вошли зонты, которые за своими хозяевами носили рабы. Их могли использовать только женщины. Если юноша выходил на улицу с зонтом, это считалось признаком чрезмерной изнеженности.

Дома греки ходили босиком, но на улицу выходили в обуви. Известно несколько разных видов:

  • иподиматы;
  • крепиды;
  • котурны;
  • персикаи;
  • эндромиды.

Иподиматами назывались сандалии из подошвы и ремешков, которыми их привязывали к ногам. Если у них были бортики, то они превращались в крепиды. Котурны носили актеры, это обувь на высокой подошве. Персикаи — полусапоги из мягкой кожи, а эндромиды изготавливали из войлока. Они закрывали ногу сзади, а спереди пальцы оставались голыми.

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды – также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Как одевались мужчины в Древней Греции?

Основа мужского древнегреческого костюма – хитон, который складывался из куска ткани, и с одной стороны имел отверстие для руки, а с другой – закреплялся на плече при помощи застежки-фибулы. В период классики и расцвета культуры, в моде был однотонный хитон (белого или натурального цвета), к которому полагался один или два пояса. Для ремесленников, рабов и крестьян существовал еще более простой вариант одежды – короткий экзомис из грубой ткани, который они носили с остроконечным колпаком.

Очень популярен был длинный плащ – гиматий. Его можно было перекинуть через руку, в него можно было завернуться в непогоду или спрятать голову и лицо, чтобы не быть узнанным, а во время поединка убирать назад на спину. Короткий плащ – хламида, вместе с сандалиями или сапожками с отворотами и шляпой с загнутыми полями, представлял собой тип одежды для путешественников. Хламиду поверх легких доспехов также носили воины, а под доспех они надевали неизменный хитон с короткими рукавами.

Сами доспехи, на долгие столетия ставшие образцом для многих народов, состояли из кирасы – металлического панциря на спину и грудь, поножей, защищающих икры, сандалий на толстой подошве и шлема (каждая из областей Древней Греции имела свою форму шлема).

Шляпы были маленькие и узкие, большие и широкополые, войлочные и соломенные. Волосы древние греки отращивали только до наступления совершеннолетия, которое наступало в 16 лет, после чего их чаще всего коротко остригали. Бороду, напротив, не брили, и тщательно за ней ухаживали, придавали ту или иную форму и завивали. Интересно, что борода считалась признаком мужественности вплоть до середины IV в. до н.э., когда Александр Македонский ввел в моду бритье.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий – обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия – 1,7 м, а длина – 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

Мужские костюмы

В античность мужчины предпочитали одеваться сразу в несколько предметов одежды. Обычно наряды не сшивали и даже не кроили. Хитон — так называется нижняя часть греческой одежды — состоял из прямоугольного холста, который складывали пополам и на плечах скрепляли пряжками.

Низ ткани подшивали, так как обтрепанные края указывали на низшее положение — так одевались рабы. На талии хитон подхватывали поясом, а его длина зависела от статуса. Жрецы носили длинные наряды, воины укорачивали их до бедер. В хитоне можно было ходить по дому, а на улицу нужно было надевать накидки или плащи — гиматий или хламис. Они покрывали спину и плечи, а руки оставались свободными.

Если человеку приходилось заниматься физическим трудом, то его тело развивалось неправильно — так считали греки. Именно поэтому такие люди носили экзомис — кусок грубого полотна. Его подпоясывали и скрепляли на левом плече. Он практически не образовывал складок, а только закрывал голое тело.

Цветовая гамма платьев в греческом стиле

Новинкой платьев греческого стиля в 2019 году стало применение модными дизайнерами самой разнообразной цветовой гаммы. Если классическим вариантом таких нарядов является белая и нежная пастельная цветовая гамма, то сейчас многие метры моды смело используют самые яркие взрывные краски.

Это все оттенки красного, синего, благородный серый, насыщенный зеленый, смелый оранжевый и малиновый. С помощью таких ярких цветов модельерам удается раскрыть все преимущества этого фасона.

При желании создать шикарный, в меру сексуальный и соблазнительный образ, отдайте предпочтение моделям черного цвета. Здесь весьма уместными будут позолоченные элементы, которые придадут наряду еще большей торжественности. Они сделают образ благородным и презентабельным.

Если вы смелая девушка, которая всегда готова на эксперименты со своим образом, стилисты вам рекомендуют присмотреться к ярким красным платьям в греческом стиле. Такой наряд будет построен на контрастах – яркий цвет и нежная воздушная ткань, что придаст женскому облику особого очарования.

Благородно смотрятся греческие платья в синем цвете, они идеально подходят для создания вечернего образа. Для формирования повседневного образа можно выбрать приглушенные оттенки синего.

Ткани

В Древней Греции за производство текстиля в основном отвечали женщины. На этом лекитос приписывается Художник Амасисапоказано, как женщины складывают ткань, прядут шерсть в пряжу и ткают ткань на вертикальном ткацком станке.

Древнегреческая одежда изготавливалась из шелка, льна и шерсти. Однако из-за жаркого климата лен был наиболее распространенным волокном. Производство ткани было долгим, утомительным и дорогим процессом. В обществе было признано, что производство текстиля — это в первую очередь обязанность женщин, а производство высококачественного текстиля считалось достижением для женщин с высоким статусом.

Самыми дорогими тканями были тонкое полотно и очень мягкая шерсть. Дорогое белье было чистым; нагота не была табу в Древней Греции[нужна цитата]. Менее дорогими и более часто используемыми тканями были льняные ткани, сотканные из льна, пропитанного оливковым маслом, и грубая шерсть.[нужна цитата].

После изготовления ткань редко разрезалась. Бесшовные прямоугольники ткани драпировались на теле различными способами с минимальным шитьем. Ткань могла быть мятой или складчатой, чтобы придать одежде большую полноту, так как чем больше ткани было надето, тем богаче она казалась.[нужна цитата].

Еще один способ показать богатство — использовать разноцветные краски. Раньше люди думали, что греки носили только белое, потому что найденные статуи того времени были покрыты белыми драпировками. Однако позже они обнаружили, что произведения искусства, вероятно, были раскрашены, а одежда, которую носили греки, на самом деле была довольно красочной.[нужна цитата].

Цветные краски использовались, чтобы показать богатство. Найденные скульптуры того периода изображали белую одежду, но исследования показывают, что такие работы обычно писались росписью. Обычные цвета красителей включали зеленый, коричневый, серый и желтый, в то время как фиолетовый носили только богатые, так как производство фиолетового красителя дорогое.[нужна цитата].

Примечания

  1. Любопытно, что котурны, в отличие от другой обуви, делались одинаковыми для правой и левой ноги; отсюда — презрительное прозвище «котурн», соответствующее русскому «двурушник».
  2. Daremberg Ch., Saglio E. Dictionnaire des antiquitds grecques et romaines. I, 2. Paris, 1375, рис. 1804-1809. Переводчик и комментатор Фукидида Стратановский сообщает, что кробил можно видеть на вазах, и даёт ссылку: Buschor E. Greek Vase-Painting. Munchen, 1956, frg. 96, 106, 107.
  3. У соседних с эллинами племен и народов — фракийцев, галлов, славян, германцев нагота в бою также означала бесстрашие и презрение к смерти. означала ЖИЗНЬ: Обнаженная армия беспощадно разила врагов
  4. Цит. по: Алексинский Д. П. Еще раз о «героической наготе» // Исседон : альманах по древней истории и культуре. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — Т. 2. — С. 45-53. (Проверено 24 сентября 2011)

Фибулы

Фибула – это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято — они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра – для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска – для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Мужская одежда

Мужская одежда эллинов в древней Греции отличалась простотой. Главным ее предметом был хитон — кусок ткани, имевший с одной стороны отверстие для руки, с другой он скреплялся на плече застежкой или пряжкой, реже сшивался. До войн с персами было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины. Ионийцы носили хитон до пят, а дорийцы предпочитали короткий вариант — до колен. Позже мода изменилась, даже афиняне перешли на укороченный дорийский вариант. Хитоны для рабов отличались тем, что их правое плечо оставалось открытым. Поверх хитона набрасывали просторный плащ — гиматий или гиматион. Один его угол укреплялся на груди ниже левого плеча, потом ткань закидывали за спину. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ — хламида, которую скрепляли застежкой на шее. Хламиду носили во время охоты, в дороге и на войне. В Афинах она полагалась только юношам, а в Спарте и взрослым гражданам. В городах не принято было покрывать голову. В сельской же местности или в дороге от солнца защищались при помощи маленькой войлочной шапочки без полей — пилоса либо широкополой шляпы из войлока или соломы.

Греки много ходили босиком. Самой распространенной обувью были сандалии, но имелись и настоящие башмаки на толстой кожаной подошве, и сапоги из кожи, доходившие до середины голени и шнуровавшиеся спереди ремнями. Эту грубую обувь чаще всего использовали для верховой езды.

Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас

Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта – стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион – жезл Гермеса, розетка – круг из распустившегося цветка, меандр – непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался – горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки – пилосы, крестьяне, кожаные – кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями — петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями – фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом – калиптрой.

Топ-направления

Святой Димитрий Солунский

Популярные греческие курорты

Родос

Родос — остров рыцарей и настоящая драгоценность средиземноморья, согретая в лучах самого бога Гелиоса. Прозрачное море, живописные бухты, бесценные археологические находки, огромное культурное наследие и невероятные древние артефакты делают этот остров просто сказочным!

Миконос

Это идеальное место для всех желающих отдохнуть и получить массу приятных впечатлений. Это настоящий греческий Олимп для любителей роскоши. Только вот вместо древних богов и богинь здесь собираются мировые знаменитости

Санторини — одно из самых романтичных мест на Земле и самый популярный курорт из островов Киклад

Корфу

Корфу — самый северный и второй по площади живописный греческий остров в Ионическом море. Апельсиновые сады греческого острова привлекают своим ароматом ранней весной, плодородные оливковые рощи обещают дивную летную прохладу, а знаменитое греческое вино порадует своим вкусом самого изысканного ценителя

Кос

Греческий остров Кос за многообразие и красоту природы когда-то был назван «садом Эгейского моря». Остров и теперь славится чистейшей экологией и изобилует различными ландшафтами. Кос также известен благодаря своим первоклассным пляжам и богатому культурно-историческому наследию

Закинф — сказочный остров мечты, воспеваемый поэтами тысячи лет, «роскошный цветок Средиземноморья»

Тасос

Это удивительно зеленый остров, благодаря своей богатой растительности: маслинные деревья, сосны, кедры, ели, липы, кизил и многие другие виды деревьев и кустарников покрывают поверхность острова вплоть до верхушек гор

Халкидики — Ситония

Природный рай современного туризма! Ситония – это второй «палец» полуострова Халкидики, располагается между Тороническим и Сингинейским заливом.

Что потребуется и как сделать выкройку

Для того чтобы сшить данную вариацию нужно определиться со следующими параметрами:

  • Выбрать материю. Предпочтительнее использовать легкие, струящиеся ткани: шифон, шёлк, сатин, легкий трикотаж;
  • Определиться с расцветкой. Классическая гамма состоит из белого, кремового, бежевого и сиреневого с золотистой отделкой;
  • Толщиной и расположением бретелей: тонкие или широкие, две или одна.

Для пошива вам потребуется примерно четыре метра материи.

Далее, можно изготовить данную вариацию без построения выкройки или использовать несложные чертежи. Во втором варианте вам потребуется корректировка базовой выкройки по своим меркам. И поэтому вам необходимо измерить следующие показатели: обхваты груди, талии и бедер, а также длину будущего изделия.

Особенности греческого стиля в одежде (фото)

Современные дизайнеры не стремятся к слепому подражанию античным формам. Они лишь используют их в качестве базовой основы, украшая многочисленными деталями и разнообразными оттенками. Греческие платья и туники нередко имеют длинные рукава, глубокие фигурные декольте, обнаженные плечи.

Одежду шьют не только из традиционных шелка и льна, также широко используют атлас, ситец, шифон, муслин и прочие великолепные ткани. Вечерние наряды богато украшают многочисленными камнями, стразами, бусинами.

Характерные черты стиля в костюме для женщин:

Завышенная линия талии привлекает внимание к груди и визуально увеличивает ее размеры. Свободно струящиеся вдоль тела ткани оттеняют простые линии силуэта и скрывают изъяны телосложения

Свободно струящиеся вдоль тела ткани оттеняют простые линии силуэта и скрывают изъяны телосложения.

Длина изделий предпочтительна миди или макси.

Большое число драпировок, защипок, плиссированных складок умело создают изящные линии, мягко обтекающие женское тело.

Асимметричная пройма или неравномерная линия подола является эффектным элементом костюма.

Красочная палитра сформирована, в основном, из пастельных оттенков голубого, желтого, розового, белого цвета.

В качестве аксессуаров предлагаются золотые украшения или качественная сияющая бижутерия.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Женская одежда в Древней Греции

Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.

Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами

Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили

Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.

Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции.

Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.

В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.

Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.

Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.

Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.

Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.

Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.

Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.

Женские наряды

По стилю женские костюмы мало отличались от мужских. Но платья были более длинными, чтобы закрывать ноги. В учебниках по истории костюма часто можно встретить задание: «Укажите название нижней части греческой одежды у женщин». Следует ответить, что у девушек это также были хитоны. На груди их собирали драпировкой, скрепляли на плечах пряжками.

Мода отличалась в разных городах. Спартанские женщины часто носили хитон так, что оставались открытыми бедра. А афинянки надевали длинное платье, покрывающее даже руки до самого запястья. По бокам его сшивали, подпоясывали и украшали вышитыми картинками. Женщины в таких одеяниях походили на богинь.

В качестве верхней одежды использовался пеплос — большой отрез ткани, которым покрывали нижний хитон. Но он предназначался только для торжественных случаев.

Ткани и их дизайн

Основной тканью для одежды была шерсть, которая использовалась для верхней и нижней одежды. Греки могли вырабатывать из шерсти грубые и тонкие ткани. Наряду с шерстью использовались льняные ткани. В ранний период развития древнегреческой культуры, особенно в ионийских полисах, женскую одежду изготовляли из полупрозрачных тканей, так называемых вуалей. В эллинский период они были очень распространены за исключением Спарты, которая дольше всех сберегла простоту быта и костюма.

Одежду делали также из тканей, полученных из смешанных волокон шерсти и льна. Ткани ткали на вертикальных станках. Параллельность нитей основы достигалась с помощью грузиков, которые привязывались к нитям основы. Ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Такие ткани легко драпировались. Греки любили украшать драпировки плиссировкой или крепировкой.

Шелк и хлопок принесли в Грецию с востока лишь в конце эллинского периода. Это так называемые бамбуциновые шелковые полупрозрачные ткани. Бамбуциновые ткани – ткани из шелка дикого шелкопряда.

Любимым цветом одежды был белый. Маловероятно, что греческая одежда имела только естественную окраску шерсти и полотна. Об ионийских греках мы знаем, что они любили одеваться ярко, так чтобы это бросалось в глаза. Некоторые цвета имели особое назначение. Например, шафранно-желтый — для праздничной одежды; огненно-красный — для боевого облачения спартанцев; чередование полос ярких цветов – элемент украшения одежды гетер.

Тем не менее, широко использовались цветные ткани. Особенно разнообразной была гамма цветов женского костюма. Чаще всего использовали фиолетовый, пурпурный, розовый, темно-желтый, коричневый, голубой. Ткани в основном были одноцветные с каймовым узором. Античному костюму была присуща строгость. Черный цвет совсем не использовали. Он являлся лишь дополнением узорной орнаментации бордюров тканей.

Орнаментация тканей

Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, но все воспринятое у египтян было переосмыслено и переработано по-своему. Основным качеством орнамента становится легкость и гармония. Символизм отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленная из простой комбинации вертикальных и горизонтальных линий, прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.

Правильность и симметрия – основное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они комбинируются в бесконечности.

В ранние периоды развития греческой культуры в орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в более поздний классический период развития греческой культуры они вытесняются сюжетами, взятыми из окружающей природы или геометрическими. Широко применяется меандр квадратный или круглый; ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцевидный орнамент (овы).

Очень распространен мотив пальмет, и еще больше – стилизованная форма аканта. Часто используется изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, цветов жимолости, лавра, оливкового дерева. Из зоологических форм (зооморфные формы) особое распространение получила голова быка. Наибольше применяются антропоморфные формы в росписи и украшениях одежды и предметов домашнего быта. Обычно это сцены из древнегреческих мифов и легенд, которые используются в качестве орнамента, и в частности, в украшении краснофигурных античных ваз классического стиля.

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения

Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

Белые свадебные и вечерние летние платья в греческом стиле (с фото)

Особую популярность приобрел греческий стиль в свадебных платьях. Белое платье в греческом стиле, независимо от модели, придает женскому образу нежности и романтичности. При пошиве свадебных нарядов метры моды используют дорогие натуральные ткани – шелк, шифон, кружева, которые придают платьям роскошного вида.

Роскошные свадебные платья в греческом стиле на фото выше.

Летние платья греческого стиля широко представлены легкими моделями на одно плечо. Пожалуй, такой вариант максимально точно отражает классику греческого стиля для женщин, которая не подвластна ни времени, ни моде. Греческие платья на одно плечо прекрасно обходятся без украшений, поскольку сами по себе смотрятся роскошно и элегантно. Сама бретель может быть декорирована стразами, жемчугом, цветами, бантом или любым другим декоративным элементом. Такие модели подходят исключительно для создания торжественного образа.

На этом фото вечернее греческое платье на одно плечо представлено всевозможными модными вариантами от ведущих метров моды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector