Олимпиада по технологии
Содержание:
Башкирский костюм
Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье, по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (тула) естественного белого или коричневого цвета.
Тонкое сукно (бустау) употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (мэллэ) — для повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы.
На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы. Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в Х1Х веке и ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро) шили сапожки ситек.
Мужская одежда
Башкирские мужчины носили неширокие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун).
Юный башкир. Фотография С. М. Прокудина-Горского.
Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.
Повседневной для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых тёмная, у молодых — цветная (зеленая, красная, синяя), вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом.
Военная форма урядника и штаб-офицера башкирских кантонов. 1838—1845 гг.
Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймляли полоской из более дорогого меха. В степных районах республики зимой надевали малахаи
(кэлэпэрэ, kолаkсын) — уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровыефески (фэс) с кистью.
Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма.
Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками — ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в ней ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки, и портянки.
Женская одежда
До начала XX века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления.
Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елян), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы (толоп).
Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.
Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.
Башкирка в национальном костюме. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 год.
Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.
Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата)
По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя
был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором былбурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носиликашмау .
Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.
На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.
Женский национальный костюм
Женщины любой национальности всегда прекрасны. В душе каждая из них кокетка
Она мечтает найти своего возлюбленного и привлекать внимание противоположного пола. Даже в рамках жестких религиозных канонов наряд девушек из Башкирии постепенно совершенствовался, становился все краше
Это подтверждают многочисленные фото.
Платье — основа наряда
Кулдэк — это традиционное платье башкирок, украшенное вышивкой. Сначала оно имело небольшой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой).
В прошлом веке оно немного видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди появились защипы, а на рукавах и вороте отворот.
На платье надевался нагрудник, якобы защищающий от недобрых духов.
Женщины богатого рода поверх платья носили камзолы, богато украшенные серебряными монетами.
Другие элементы костюма
В верхней одежде у башкирок был богатый выбор. В разных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы.
Под платье полагалось надевать просторные штаны — ыштан.
Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки используют не только по прямому назначению — готовя обед или хозяйничая на кухне.
Ножки башкирских женщин согревали шерстяные, войлочные или холщовые чулки. Поверх обувались кожаные башмаки, украшенные вышивкой или разноцветными кисточками.
Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обычной жизни женщины покрывали голову платками или шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.
Основные сведения о национальном костюме
Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.
О знатности человека говорили не только богатство одежды и ее отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.
Многообразие нарядов
В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные.
Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.
В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.
- В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
- Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.
Материалы
Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.
Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.
Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.
Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.
Особенности кроя
Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.
Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.
У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты.
Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.
Присутствие в нем растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.
Мужской национальный костюм
Костюм представителей сильного пола не поражает разнообразием вариантов нарядов. Мужчины менее капризны в выборе нарядов. Великолепием отделки и продуманностью элементов мужские одежды не уступают женским. На каждый день башкирский муж предпочитал рубашку свободного кроя, штаны и длинный халат или камзол (в зависимости от статуса). Популярностью у мужского населения пользовались суконные чекмени.
Более теплым вариантов верхнего одеяния являлись кэзэки — кафтаны расклешеного покроя и с высоким воротом.
В мужской одежде башкирского народа преобладает ярко-зеленый цвет, символизирующий мужество и благородство.
У южан он делался косым, без притачного воротника, края его скреплялись шнуровкой. А жители северных районов носили модель, более привычную для современного человека: у неё был воротник, а край был ровный.
При наступлении холодов башкиры утеплялись, надевая овечьи тулупы и шубы.
В районах, где процветало скотоводство, все население, от мала до велика, ходило в кожаных сапогах и башмаках. Зимой в ход шла валяная обувка.
Головы мужчины покрывали тюбетейками. Так же как и женщины носили национальные меховые шапки-бурэки.
Мастер: Башкиры всегда одевались по Шариату
10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды как мужской, так и женской. Позже к его хобби, которое стало профессией, подключилась его мать. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.
Это небольшая уютная мастерская башкирского национального костюма. Повсюду здесь старинные монеты, украшения, мельчайшие детали, собранные по крупицам у коллекционеров. Работают в мастерской мать и сын. 10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды, как мужской, так и женской. Позже к его хобби подключилась мама. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.
Ильдар Гиндуллин, дизайнер по башкирскому костюму: «Некоторые этот период называют башкирским ренессансом. Есть уже такие слоганы. Это возвращение старинных костюмов в жизнь. Сейчас идет возвращение к истокам, к корням. Это не только в Башкирии. Это общетюрское направление. У нас в течение 10 лет появились свои мастера. Много мастеров, которые шьют костюмы. Есть мастера, которые делают ювелирные украшения. Все это активно продвигается в массы. Это реконструкция, фестивали, всевозможные мероприятия, стрельба из лука. Это часть этого движения».
Заказывают национальные костюмы не только местные клиенты, заявки поступают со всей страны и даже из-за границы. В настоящее время в этностиле все чаще проводятся свадьбы и мероприятия. Традиционные нагрудники женщины надевают с вечерними платьями, например, для похода в театр. Цены на них от 5 тысяч и выше. Самые дешевые делаются благодаря технологиям 3 д печати. Получаются пластиковые украшения.
Ильдар Гиндуллин: «Среднее изделие может доходить до 15 тысяч. А наше изделие со старинными украшениями в районе от 45. Мы стараемся делать нагрудник из жетонов таких. Изначально они в таком состоянии. Мы их полностью приводим в порядок. До такого состояния. Происходит чистка, реставрация и установка. Многие не нужно чистить. Вот 19 века украшение».
Ильдар с мамой все делают вручную, в том числе и саму одежду. Практически никаких машинных швов. Помимо нагрудников, они воссоздают кашмау — это головной убор, елян — это верхняя одежда. Реставратор отмечает, что настоящий башкирский костюм всегда нес в себе и религиозный смысл.
Ильдар Гиндуллин: «Там открыты только лицо и кисти рук. Поэтому эти костюмы дошли до нашего времени. Если бы они не соответствовали мусульманским канонам, то в истории они не сохранились бы. Его надевают на свадьбы, никахи. Муж может подарить костюм».
Ильдар рассказывает, что для своей семьи они тоже делают нагрудник, который будет передаваться из поколения в поколение. Данное украшение постоянно изменяется и дополняется. По такому нагруднику можно изучать историю прошлого. Здесь есть копии царских монет времен Екатерины, есть украшения 16 века и даже средневековья.
Ильдар Гиндуллин: «Мы видим здесь золоченные украшения. Золоченное украшение 19 века. По центру мы видим печать, она принадлежала одному мулле, который записывал браки. Это его именная печать. И дети, чтобы о нем сохранилась память, они эту печать заключили в украшение. И его устанавливали на нагрудник».
Именно благодаря таким мастерам, как Ильдар, а также национальным праздникам, мастер-классам и участившимся просветительским мероприятиям, возрождение башкирской культуры вышло сегодня на новый уровень.
Алина Таюпова, Альфия Ильясова, Алиф, Башкортостан.
Аксессуары и украшения
В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.
Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.
Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.
Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.
Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.
Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.
Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.
Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.
Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.
Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.
Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.
Варианты и особенности нарядов
Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.
Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.
Женский
Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:
- изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
- был предусмотрен широкий вырез горловины;
- под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.
Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.
Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:
- В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
- Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
- Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.
В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.
Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.
Мужской
Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.
Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.
Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.
Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.
Праздничный
Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами
Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.
Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью
Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние
Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:
- красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
- белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.
Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.
Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.
Литература
- Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
- Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
- Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
- Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
- [https://folk-costume.com/kostyum-tatar-i-bashkir-urala/0/ Костюм татар и башкир Урала]//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.
- Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
- Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
- Газета Выбор № 128-131 2020 г. Статья «на счастье к фее прикоснемся».
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ. А в какой республике мы живем?
Дети: В Республике Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа.
Воспитатель. Скажите, если мы Башкортостан называем Родиной, то, как мы можем назвать наше село, которое является малой частью нашей огромной Родины? (выслушиваем варианты ответов детей).
Воспитатель. Да, мы можем назвать наше село «малой Родиной». Но у каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
Дети: Это место,где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение
(звучит башкирская музыка).
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира
Бабушка, садик, котенок и я.
Это наша Родина.
Воспитатель. Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Наша малая Родина – это село Иглино.
Воспитатель. Ребята, скажите, наше село какое?
Дети: Наше село большое, красивое, чистое, зеленое, современное, любимое, удивительное, прекрасное, замечательное, многонациональное.
Воспитатель. Многонациональное. Ребята, в нашем селе живут разные народы. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы и национальные костюмы. Все они живут в мире и согласии.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с башкирским национальным костюмом. Поэтому я сегодня к вам пришла в этом костюме.
Воспитатель: Посмотрите ребята, из чего состоит башкирский костюм?
(Платье длинное с оборочками, желет называется камзул, украшенный бисером и башкирским народным орнаментом, а на голове у меня ребята головной убор называет кашмау, с подвесками которые называются сулпылар).
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите башкирский народный танец, все девушки которые танцуют в красивых национальных костюмах.
(Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах «Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального костюма).
Воспитатель: Ребята вам понравился танец? Почему танец называется семь девушек?
Дети: Да! Потому что там танцевали семь девушек.
Воспитатель: Ребята, национальные костюмы одевают каждый день?
Дети: Нет.
Воспитатель: Когда надевают?
Дети: на праздниках, когда танцуют, когда поют.
Воспитатель: Сейчас мы говорили о женском костюме. А теперь посмотрите на мужской национальный костюм (демонстрация куклы).
Воспитатель: Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку,которая называется камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк.
Воспитатель: И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.
Воспитатель: Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются: красный, белый, синий и желтый.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!
Описание разновидностей
Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.
На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.
Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.
Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.
Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.
В качестве верхней одежды мужчины надевали суконные чекмени, халаты в тёмной цветовой гамме и кафтан кэзэки, который имел расклешённый крой, воротник-стойку и глухую застёжку. По качеству ткани можно было определить уровень состоятельности башкира. К примеру, халат из материала вытканного дома носили малообеспеченные мужчины.
В зимнюю пору башкирские мужчины облачались в шубы из овечьей шерсти и тулупы.
Только мужским элементом одежды был пояс. Производили их нескольких видов: из шерсти, матерчатый, ременный и кушак с пряжкой. На случай праздника был отдельный пояс кэмэр. Отличался он наличием ювелирной пряжки и узорной вышивкой.
Ансамбль для мальчика повторяет национальную одежду башкирских мужчин. Рубашка со шнуровкой, брюки, пояс с золотым узором – всё это характеризует образ башкирского мальчика.