Чайка 142м
Содержание:
- Продавцы очень часто путают, шпульный колпачок с челноком.
- Около шитья
- Ремонт втулки, восстановление, шпонки
- Возможны не исправности в блоке зигзаг и способы их устранения:
- Общая информация о модели
- Подготовка челнока, для установки в блок.
- Из — за, плохой смазки и частых переключений, ручки — выбора строчки, в блоке зигзаг — ломается шпонка.
- Блок транспортировки материала.
- Сборка:
- Устранение обрывов, верхней нити, в челноке.
- Достоинства Чайки 142М
Продавцы очень часто путают, шпульный колпачок с челноком.
Часто от не правильных действий швей, ломается, — буферная пружина, на толкателе челнока.
Происходит это так :
Забыла швея, заправить верхнюю нить в тарелочки, натяжителя верхней нити, или в нитепритягиватель, или не до вставила шпульный колпачок. Подложила материал под прижимную лапку. И включила машину на рабочий ход. Нить, обязательно намотает на челнок. А теперь дальнейшие, не правильные действия швеи:
- Тканью, которую пытались подшить, уже готовы пожертвовать.
- Пытаются вырвать её из под лапки.
- Если игла осталась в материале, ломают и её.
- Поднимают лапку, и пытаются вырвать нитки, через игольную пластину, чтоб не поругали. (если это ребёнок)
Правильные действия, в такой ситуации:
- Открутить лапку. Поднять стержень лапки. И снять её.
- Приподымая край, прошитой ткани, срезать лезвием нить за нитью, снизу материала, но над игольной пластиной. До иглы.
- Ослабить винтик, крепления иглы. И опуская иглу в низ, вытащить её из материала, при помощи пассатижей.
- А затем машинку, поднять и положить на заднюю стенку.
- Снять, прижимное кольцо, и разрезать ножницами нитки, намотанные на челнок. Освободить челнок!
- Отвёрткой, открутить два винтика, и снять, игольную пластинку.
- Прочистить, игольную пластину, от остатков ниток, в отверстии.
- Убрать остатки, под транспортерной колодкой.
- Собрать:
- В челнок, шпульный колпачок,
- Установить на штифты, запорное, ограничительное кольцо.
- Закрыть скобу.
- Снова заправить нить. Проверить!
- Первые пять стежков, прошить, вращая шкив, рукой.
Последствия от не правильных действий:
- 100 % поломка буферной пружины, на толкателе челнока.
- 100%. Изменяться зазоры, на входе нити и выходе нити из челнока.
Не ужели вам нужен механик, для устранения этих проблем?
Около шитья
Швейная машина Чайка 142М – чудо советской промышленности. С льющимся отовсюду маслом, систематическими обрывами ниток и немедленной после покупки поломкой нитепритягивающей пружины, но при этом доставляющей так много радости счастливому владельцу.
В Советском Союзе было четыре типа бытовых швейных машин – ручные, ножные, электрические и Зингер.
Причём последняя никак не исчезнет с просторов Великого, Могучего и некогда Единого пространства 1/6 части суши. Все с большим пиететом относятся к Зингерам начала двадцатого столетия, типа шить на них можно всё, что угодно и не ломаются. Почти у каждого есть в запасе история о спасении этого агрегата с некой помойки и о последующей его долгой службе на благо человечества. Не знаю как вам, но я не люблю эту машину. Не вижу ничего в ней хорошего. Вообще швейные машинки с ручным приводом не приводят в восторг. Однако если взять Чайку 2М и навесить на неё электродвигатель получается вполне себе умеренно дикий аппарат, который хоть и продолжает обрывать нитку, но всё же уже приятно напоминает авиационную пушку. В смысле, строчит, как из пулемёта.
Ножные швейные машины иной раз встречались в углу чьей-нибудь комнаты, чулана или коридора, заваленные всякими нужными вещами или просто тяжёлыми предметами, благо чугунная станина машины позволяла это сделать. Никогда в жизни не видел этого аппарата в работе, что это за зверь не представляю.
А вот электрических швейных машин я не помню ни у кого. С чем было связано их массовое отсутствие у населения непонятно, ведь у половины были ручные швейные машины, что должно означать периодическое занятие шитьём, но нет, не было. У нас машины не было вообще, мы брали её в прокате. Та самая Чайка 2М с электродвигателем. Именно на ней я и сшил свои первые штаны. Не брюки, а именно штаны, то есть, носить их уже было можно, но только для «погулять», а вот в кино уже идти было нельзя, хотя тогда мы и ходили в чём попало и что достанешь.
И вот было принято решение купить-таки электрическую швейную машину. Это не как сейчас – пошёл и купил. Тогда всё надо было ловить (ловить – ежедневно приезжать в магазин и спрашивать: «привезли?»), но нам то ли повезло, то ли продавцы магазина «Свет» поняли, что нам действительно нужно купить эту штуку, только недели не прошло, как дома появился этот самый аппарат – Чайка 142М. В тумбочке. Но тумбочка это не просто предмет мебели, а основа для универсальности (без шуток), потому что у этой машины два типа привода – электрический и ножной. Плюс на собранную машину, то есть на тумбочку, всегда можно что-нибудь поставить (цветок, телевизор и т.д. и т.п.). Симпатичный предмет мебели, на котором иногда можно пошить.
Ремонт втулки, восстановление, шпонки
Шпонка 2 мм (высотой) х 1,5 мм (шириной) х 4 мм (длинной).
- Берём гвоздик диаметром 3 мм, расклёпываем его в эти габариты: 2 х 1,5 х 4.
- Торцом надфиля, делаем пропил в внутри втулки. На глубину — 1 мм.
- В колпачок из под лака для волос. Каплю эпоксидной смолы, смешиваем со стружкой от пропила под шпонку.
- В эту смесь, добавляем 1 каплю отвердителя. И всё хорошо перемешиваем спичкой.
- В этой смеси, обмазываем нашу шпонку и вставляем во втулку.
- Через сутки, эпоксидная смола, затвердеет.
- Удаляем, лишнюю, затвердевшую смесь надфилем, с наружной части втулки, и по углам шпонки.
- Всё собираем на ось.
Шпонку, можно изготавливать, хоть из меди, из органического стекла — плексигласа, из алюминия. Можно изготовить из сломанной иглы. Можно приклеить клеем, «Супер Момент». Главное чтобы шпонка в пазу втулки сидела туго.
Менее трудоёмкий вариант, по ремонту – это купить новые втулки!
Итак собранные оси, устанавливаем в блок зигзага, а блок зигзага в машину.
Винты М 6 это № 4 и М 5 он на задней стенке, снаружи №3, на (фото 38) ставим на места. Сначала наживляем в серьгу, задний винт М 5. Затем закручиваем М 6. Затем дотягиваем М 5. А установив эти два винта, закручиваем винт на серьге. Он между корпусом и копирными дисками.
Фото 38.
Проверка правильности установки:
Выставляем ручку» Выбора строчки», в положение 1-зигзаг. Медленно вращаем шкив на себя, следим за иглой.
Возможны не исправности в блоке зигзаг и способы их устранения:
Неисправности, которые видны сразу, после установки блока на машину:
№ 1. Переключение, происходит под игольной пластиной, с левого на правый укол. И с правого на левый. 99% . Не надо пугаться!
Если у вас переключение, иглы, происходит над игольной пластиной, то настройку № 1, вам делать не надо!
№ 2. На ручке, ширина зигзага, стоит цифра 5. А от края отверстия, справа, до иглы более 0,5 мм и слева более или менее 1 мм. Или на оборот
Неважно сейчас
№1. Устраняем:
Игла должна переключатся, над игольной пластиной!
Опускаем иглу, на правый укол зигзага, в самое нижнее положение, поворачивая шкив. Это когда, ещё чуть, чуть и она переключится. (На фото 39, игла, в правой верхней точке — ноль). На фото 39, переключение произойдёт над игольной пластиной. Этого мы добиваемся этой выставкой.
Фото 39.
Если игла, не входит в игольную пластину, вытащите её, из иглодержателя!
Опускаем иглу, на правый укол зигзага, в самое нижнее положение. Найдите эту точку, опуская игловодитель, нужно вращать маховое колесо. Эта точка называется — Нижняя точка, ноль.
Когда ещё чуть — чуть, и игла, под игольной пластинкой, переключится. Нашли? Стоп! Больше маховое колесо не крутим! Теперь выкручиваем, задний винт М 5 полностью. Ослабляем винт М 6 на 4 оборота. Приподымаем блок, над червяком, на 1-2 мм. И проворачивая рукой, копирные диски, нам надо поставить, червячную шестерню на червяк. Так, как показано на фото 40.
- По фото 40, копир зигзага № 1, не доходит 1 мм до середины выступа, копирного диска.
Фото 40.
В таком положении опускаем блок, на червяк. Шкив не трогаем!
Устанавливаем винт М 5, с шайбой, в серьгу. Винтом М 6, крепим блок, к корпусу машины. Вращая шкив. Следим за иглой. И следим за действиями копира, относительно копирного диска, фото 41.
- На фото 41, копир, дошёл до второго выступа, а игла, оставаясь в левой точке, вышла из игольной пластины, в верхнюю точку ноль .
Фото 41.
- На Фото 42. Копир опустился, с выступа во впадину, игла, оставаясь в верхнем ноле, теперь переключилась на левый укол.
Фото 42.
- На Фото 43, копир дошёл до середины впадины, а игла опустилась в нижнюю точку ноль.
Фото 43.
- Фото 44. Копир дошел, до второго угла впадины, а игла вышла из игольной пластины, на правом уколе, и встала в верхнюю точку, ноль.
Фото 44.
- Фото 45. Копир поднялся на первый выступ, а игла переключилась на левый укол.
Фото 45.
- На фото 46. Цикл замкнулся.
Фото 46.
Подстройка на вход и выход иглы на зигзаге:
Ослабляем винты, на 0,5 оборота, на шестерне, под названием червяк, расположенной на главном валу. Фото 47 № 1, на 0,5 оборота. И проворачиваем червяк, от себя или на себя. Проверяем. по фото с № 40 — по № 46.
Фото 25. перенёс ниже, оно же фото 47.
Фото 47.
Общая информация о модели
«Чайка 142 М» — многооперационная швейная машина бытового предназначения. Выполняет 12 видов строчек. Включает электромотор, ниткообрезатель, регулятор натяжения нитки. Хорошо подходит для пошива изделий изо льна, хлопка, шелка, шерсти.
Основные строчки — прямая и зигзагообразная. Может работать двойной иглой для создания декоративных швов, вышивания и штопки. Максимальная частота вращения главного вала составляет 1000 оборотов в минуту. Длина выполняемого стежка — до 4 мм, ширина строчки зигзаг — до 5-ти.
Функции натяжителя и цель настройки
Предназначение регулятора натяжения — пропустить через себя верхнюю нить с такой силой, чтобы получилась ровная и красивая строчка. Неправильная настройка данного механизма приводит к стягиванию материла, петлянию и обрыву нитки. Слишком большое натяжение рвет стежки и делает шов сморщенным, слишком слабое — приводит к формированию слабой и рыхлой строчки.
Устройство натяжителя современной модели
Современные швейные устройства отличаются от машин типа «Подольск», «Чайка 142 М», 143, 134 и др. Натяжение нитей у них настраивается автоматически. Конструкция регулятора более надежная и не рассчитана на ремонт в домашних условиях.
Регулятор натяжения состоит из:
- конусной пружины;
- двух тарелочек или дисков;
- шайбы с перемычкой;
- стержня-толкателя;
- компенсационной пружины;
- резьбовой оси.
Подготовка машины к правильной настройке
У «Чайки 142 М» и «Чайки 132 М» механизм натяжения верхней нити одинаковый. Но прежде чем приступить к настройкам, необходимо выполнить пробную строчку на лоскуте и осмотреть полученный результат.
Перед работой необходимо проверить исправность механизмов машины (фото: yuola-besplatnye-obyavleniya.ru)
Если шов получился с дефектами, нужно выполнить следующее:
- Проверить заправку нити (проходит ли она через все нитенаправители, хорошо ли сматывается с катушки, не цепляется ли и не застревает).
- Убедиться, что шпулька правильно вставлена в челнок.
- Осмотреть диски регулятора натяжения и челночный механизм (не застряли ли там остатки нитки или другой мусор).
- Проверить соответствие нитей и иглы типу обрабатываемой ткани.
- Убедиться в исправности механизмов.
- Осмотреть машину на наличие повреждений.
Настройка регулятора натяжения верхней нити
При правильном натяжении места переплетения верхней и нижней нити должны быть посередине сшитых тканей. Если сплетение находится на внешней поверхности ткани, натяжение слишком сильное, если с нижней стороны полотна — слишком слабое.
Для машины «Чайка 142 М» настройка регулятора верхней нити происходит следующим образом:
- Чтобы ослабить натяжение, винт или колесо регулятора поворачивают по направлению уменьшения числовых делений.
- Чтобы усилить натяжение винт прокручивают в сторону увеличения цифровых отметок.
- Повернуть на целую цифру или половину отметки и сделать пробную строчку.
- Продолжать действия пока шов не получится идеальным.
Проверка правильности установки
Необходимо взять лоскут ткани, проложить пробные строчки и осмотреть. Они должны быть ровными с обеих сторон материала. Если стежки стягивают ткань, а переплетения строчек видны на внешней стороне — натяжение слишком сильное. Если шов получился рыхлым, а сплетения стежков выступают на изнаночной части полотна — натяжение слабое.
Чтобы проверить натяжку нитки, выполняют пробную строчку на небольшом кусочке ткани (фото: okidoki.ee)
Чтобы проверить натяжение нижней нитки челнок нужно подвесить за кончик нити, которая идет из шпульки. Если он, после выполненных манипуляций, опустился на несколько сантиметров — значит удалось получить нужное натяжение. Нить натянута слишком сильно, если при подвешенном челноке шпулька не начинает раскручиваться. Если она делает это без усилий — натяжение слабое.
Последствия от неправильных действий
Ошибки в настройках натяжителя приводят к тому, что строчка получается неровной, материал стягивается, стежки начинают торчать из ткани. Помимо этого, нить может оборваться или образовать петляния. В результате пошить изделие с красивыми швами, которое не пострадает после носки и воздействия стиральных порошков, не получится.
Натяжение нитей определяет качество строчки. Чтобы правильно настроить регулятор натяжения, необходимо изучить инструкцию. Подробнее о данном механизме у швейной машины «Чайка 142 М» рассказано в видео ниже.
Подготовка челнока, для установки в блок.
Продавцы очень часто путают, шпульный колпачок с челноком!
Поэтому и швеи, их так же, не правильно называют.
На фото 62, челнок — русское название. По немецки -» грайфер «.
Фото 62.
Подготовка челнока, для установки в блок.
1. Нужно заточить, носик челнока. Тупой носик (это пропуск стежка).
Делается это так:
На фото 63, вид челнока спереди. Красными линиями, показаны места обточки челнока, с последующей шлифовкой. С начала бархатной наждачной бумагой затем, шлифуем войлоком.
Фото 63.
2. Снимаем фаски, на вертикальной плоскости. (Острые фаски это обрыв нити. ) От многолетней работы, на челноке, образуются ямки, канавки, вот с плоскости мы их и спиливаем. И так же шлифуем. А так же, опиливаем и отшлифовываем рёбра вертикальной плоскости, сзади и спереди.
Заточку производим с обратной стороны затупленным, алмазным надфилем. Фото 64. Затем доводим до острия иглы, бархатной, наждачной бумагой.
На фото 64, места обработки челнока, с задней стороны.
Фото 64.
Со всех сторон, притупляем пятку, алмазным, бархатным, надфилем. А вот внешнюю дорожку, внутренней части челнока, притупляем, по всей длине, только бархатной бумагой. Всё, челнок, для установки в гнездо готов.
Из — за, плохой смазки и частых переключений, ручки — выбора строчки, в блоке зигзаг — ломается шпонка.
Внешнее проявление :
Не срабатывает ручка, — выбора строчки. Фото 1, № 1. Предположим, в положении 2 или 4.
Не исправность:
Сломалась шпонка во втулке.
Ремонт втулки копира.
Слева Рычаг толкателя и Рычаг упора копиров в сборе, (он внизу). По центру — Дистанционная втулка, с двумя винтами. За дистанционной втулкой, широкая, односторонняя, пластмассовая втулка, (белого цвета, она на фото 25, на этом (фото 32), она грязная, в масле. Это Втулка зигзага или Втулка первого копира.
Фото 32.
Правильно разбирать этот механизм с право на лево.
Но мы разберём его с лева на право.
- По фото 33, выворачиваем винт № 1, на 2-4 оборота.
- Стягиваем с оси № 2, два рычага № 2 и № 3.
- Ослабив два винтика на дистанционной втулке на 1-3 оборота. Она на фото 34.
- Снимаем её с оси № 5.
- За дистанционной втулкой, «Втулка первого копира».
- Вторая втулка — для двух копиров, № 2 и № 3.
- Третья втулка – для двух копиров № 4 и № 5.
В нутри отверстий, втулок копиров, № 2 и № 3, сломаны шпонки. Так как у нас не работает ручка выбора строчки в положении 2 и в положении 4.
Фото 33.
На фото 34, изображена дистанционная втулка.
Фото 34.
На фото 35 изображена пластмассовая Втулка с двухсторонними эксцентриками и одной общей шпонкой, в отверстии. Со стороны, обращённой к копиру 1, отпечатана цифра 2 .
Фото 35.
На фото 36, между четвертым и пятым копирами, шайба. И за пятым, шайба. Затем, стопорное кольцо. Пятый и четвёртый копиры, также установлены, на втулке, с двух сторонними эксцентриками.
Фото 36.
На фото 37 втулки, изготовлены из чёрной пластмассы. На втулке 4 — 5 стоит цифра 3. Так вот цифра 3, обращена к копиру № 3. Цифра на втулке № 2, на ней второй и третий копиры, втулка обращена к копиру, № 1.
На фото 37, одна из двух втулок. Вид с торца. На оси отвёртки. Как бы, две втулки, склеены в одну. На общей оси.
Фото 37.
Итог:
Первая втулка, только для копира зигзаг. Вторая втулка — для двух копиров, № 2 и № 3. Третья втулка – для двух копиров № 4 и № 5. Втулки № 2 и № 3 такие же, как на Фото 37.
Блок транспортировки материала.
Блок делится на два раздела:
- Под игольной пластиной — Механизм подъёма, транспортёрной колодки.
- Внутри рукава — Механизм длинны стежка.
Механизм подъёма транспортёрной колодки.
На валу челнока, с секторной шестерней, установлен кулачок.
Фото 77.
Положение ролика на кулачке, соответствует положению — игла, в нижней точке ноль.
Фото 78.
Положение ролика, соответствует положению, игла, в верхней точке ноль. Фото 79.
Фото 79.
Ручка выбора материала. На ней буквы. Что они обозначают?
Фото 80.
- Н – Шить хлопчато — бумажные и толстые ткани. Это зубья, транспортёрной колодки, в положении, игла верхний ноль. Низ зубцов, будет вровень с игольной пластиной.
- Ш – Шитьё шёлка и тонких тканей. Это зубья, выходят из игольной пластины, на половину, их высоты, когда игла в верхнем ноле.
- В – Шитьё – пришивание пуговиц, Штопка в пяльцах, Забивание нитками, небольших дырочек в материалах. Лапка — штопка. Верх транспортёрной колодки, ниже игольной пластины, на 2 — 4 мм. При любом положении иглы.
- Без буквы – Для шитья капроновых чулок. Верх зубьев, вровень с игольной пластиной. Игла в верхней точке (0) ноль.
- На ручке, спереди, чёрный винт. Смотрим Фото 80. Он предназначен для крепления, чёрной ленточной пружины, что установлена под ним. Пружинка служит фиксатором, от проворота ручки.
- Если принять, вращение ручки — за циферблат часов, то пружинный прижим, стоит не правильно, примерно + 2 минуты. А должен стоять ровно на 12 – 00.
Так что ослабляем винтик, выставляем и зажимаем!
Практика показывает:
На всех машинах, эта пружинка стоит, в разных направлениях и положениях.
Что приводит швей, к непониманию, куда её крутить. Относительно чего ориентироваться.
На ручке эксцентрик, по наружной части. По эксцентрику, скользит ролик. Ролик, установлен на кронштейне, посадочного места, транспортёрной колодки. Чтоб он лучше прижимался, к транспортёрной колодке крепится пружинка. Часто бывает, что ролик не крутится, надо смазать маслом, новое название И-18 А. Веретённое — старое название. И прикладывая не большое усилие, раскрутить его.
Бывает нет пружинки. Её можно заменить, пружинкой, от канцелярской шариковой ручки. Без неё слышен стук, во время шитья.
Сборка:
На ось с шестерней, первым, гайками в сторону диска № 2, одеваем, копирный диск — зигзага. Второй диск. И так далее. Вставляем и закручиваем винты, в гайки. Шестерня является упором. За дисками, стопорное кольцо, серьга. Вставка, в блок, фото 31, шлицом в верх, и зажим винтом 13.
Фото 31.
Вариант № 2: Не правильный!
Часто встречается, что этот узел в машине, не перебирали, как сделали мы. А устранили неисправность, без снятия блока зигзаг и его разборки.
Так : изогнули верх копирного рычага, чуть в сторону от канавы.
Почему не правильный?
- Может произойти поломка копира!
- От таких действий, через год, в копирном диске, образуется «ров», и Вариант 1, уже не применим! Требуется замена диска!
Это делают так :
Круглогубцами, отгибают, верх копира, в сторону от канавки. И он накатывает канаву, боком, в 3-4 раза шире, если бы, касался торцом. ( толщина то диска 5 мм).
Устранение обрывов, верхней нити, в челноке.
- По фото 52, выкручиваем болты.
- По фото 57, вынимаем весь блок челнока.
- Очищаем его от пыли и грязи. Старой зубной щёткой.
Подготовка к правильной установке блока челнока.
Фото 58.
Ослабляем болт, на валу челнока. И винт втулки. Фото 59.
Фото 59.
По фото 58, молоточком бьём по пятке секторной шестерни, 2 — 3 лёгких удара. Смещаем вал челнока, вправо.
Сборка и настройка челночного блока.
- Блок вставляем в посадочное место. Закручиваем винты хомута, так, чтоб блок, не болтался, и в тоже время, чтоб его можно было крутить вокруг оси.
- Устанавливаем ручку зигзага, в положение 0.
- Опускаем иглу вниз, вращая маховое колесо, в нижнюю точку ноль.
- Блок челнока, устанавливаем так, чтоб, кончик носика, блока челнока, был строго, за осью иглы. Как на фото 60.
- Зазор, между толкателем челнока, и иглой должен быть 0,5 — 1 мм. Фото 61.
- В таком положении, прикручиваем, (винты — блока челнока), чуть сильнее.
Фото 60.
Предварительная выставка.
Зазор, между толкателем челнока, и иглой должен быть 0,5 — 1 мм. На Фото 61.
Фото 61.
Вот в таком положении, мы должны, зажать сильно, винты, челночного блока. Чтоб он, не сдвинулся и не провернулся.
Проверяем пункт: 4 и 5 — 3 раза!
- Если кончик носика, блока, не будет доходить до оси иглы, 2 — 3 мм, то будет рвать нижнюю нить.
- Если кончик носика, блока, зайдёт за ось иглы, на +2; +3; мм, то будет рваться, верхняя нить.
Достоинства Чайки 142М
Ножной привод потребовался после сгорания двигателя. Оказалось, что научиться приводить в движение машину ногами очень просто.
Двойная игла. С неприятным удивлением обнаружил, что шить двойной иглой можно не на всех машинах. Обнаружилось уже после замены Чайки на новый аппарат Janome и, конечно же, когда понадобилось шить двойной иглой. А на Чайке 142М можно.
Тумбочка. В тумбочку можно было убрать недошитое, производственный мусор или то и другое вместе взятое. Под педаль ножного привода можно спрятать одну-две бутылки водки. Тумбочка на колёсиках, поэтому она может без особых усилий украсить интерьер любой из комнат, коридора, кухни или балкона. В разложенном состоянии получается не очень широкий, но всё-таки удобный рабочий стол, на котором можно расположить объёмные вещи с утеплителем.