Филимоновская роспись: узоры и элементы
Содержание:
Персонажи глиняных игрушек
Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает — разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.
Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:
- женщин. Как правило, это барыня, олицетворяющая образ матери, продолжение рода и жизни на Земле. Чаще ее изображают держащей в правой руке младенца, а в левой утку;
- животных. Медведь — сила и мужественность, а также приход весны (новая жизнь). Корова — сила духа и бодрость, достаток в доме. Олень — счастье в браке, семейное благополучие (хороший подарок на свадьбу и оберег для семьи). Конь — символ бога солнца, ему поклоняются язычники, Коза, баран и бык оберегают от злых духов;
- птиц. Символизируют пробуждение природы, воскрешение всего живого на Земле. Обычно они изображались рядом с барышней. Уточка — основной символ воды, оберег для ребенка и первая фигурка, с которой начинается обучение лепке. Петушок хранит семейный очаг.
Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:
- любота (барыня, танцующая с солдатом);
- солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
- солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
- чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.
Отличительные черты
Игрушки из Филимоново — это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.
Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов — они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.
Специальный орнамент
Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:
- круг — обозначает солнце;
- зигзаг — вода;
- треугольник — символизирует землю;
- росточки и елочки — знаки жизни.
Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка — зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.
Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.
Процесс росписи
Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.
Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.
Техника изготовления
От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.
Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);
После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.
Технология заготовки синики
Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек
Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.
Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.
Технология росписи
Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.
Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.
-
Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
-
На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
-
Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.
Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.
Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.
В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.
Учимся технике
Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.
Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.
Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.
Статья по теме: Как сшить детское нарядное платье: выкройка и мастер класс по кройке и шитью
Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:
- Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
- С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
- Провести полосы посередине желтых и белых полос;
- Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».
Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.
Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.
Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.
Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.
Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:
- игрушка-свистулька в виде лошадки;
- акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
- кисти разного размера;
- вода в баночке;
- тряпка для рук и кистей.
Как раскрашиваем:
- Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);
Статья по теме: Как сделать украшения на Хэллоуин своими руками из бумаги с видео
- На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;
- От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;
- Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;
- Раскрашиваем мордочку и ушки;
- Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых;
- Оставляем готовую поделку на просушку.
Для детей мастер-класс будет не только развивающим мелкую моторику и восприятие цветов, но и обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.
Ход НОД:
Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.
Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей).
Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое?. Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.
Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?
Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка.В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.
Глина в этих краях очень ластичная и жирная. При просушки филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.
Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.
Вы, может,слышали выражение от взрослых: «Довести до белого коления» Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы детей).
А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело – розовыми и твердыми, как камень.
Филимоновские игрушки, в отличии от дымковских игрушек, не отбеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.
А вы знаете, что роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером? (ответы детей). С кисточки краска на глину не пристает, а с гусиного пера пристает.
Сейчас я предлагаю вам превратить в филимоновских мастеров. Попробуем? (да). Закройте глазки. 1, 2, 3, ребят в мастеров преврати. Открывайте глаза мастера.
Физминутка:
Дети имитирую слова воспитателя.
Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.
(Дети проходят за столы на которых лежат эскизы игрушек, краски, кисти и вода) Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)
Приходили прямо к дому:
(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(показ соответствующих пальцев)
А мизинчик малышок постучался на порог.
Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.
Постучать мизинчиками друг о друга)
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
А что бы глаза не устали всегда говорили:
Мы на стульчиках сидим,
Во все стороны глядим:
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись.
Выше глазки поднимай,
Вверх смотри и не мигай.
Нарисуй глазами солнце,
Светит пусть оно в оконце.
Закрывай глаза, дружок,
Ночь шагнула на порог.
Утром снова открывай
Быстро – быстро поморгай.
Отдохнули глаза, подготовили руки, поставили мастера перед собой узоры игрушек, чтобы не забыть и не перепутать (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки). Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки)
Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки).
После окончания работы: 1, 2, 3 – мастеров в ребят преврати.
Сегодня мы с вами сделаем выставку игрушек – свистулек для наших родителей.
Молодцы! Спасибо!
Филимоновская игрушка. Образы, сюжеты и роспись
Условно филимоновские игрушки можно разбить на четыре тематические группы. Их особенности представлены в таблице ниже.Типы игрушек
Вид | Состав группы | Описание |
Люди | Барыни и кавалеры. У первых в руках птицы или дети, вторые изображаются верхом или с музыкальными инструментами. | Фигуры монолитные, с малым количеством деталей, часто имеют конусообразную форму, снизу широкие (барыни — за счет пышной юбки, кавалеры — за счет грубых сапог), далее вытянутые и узкие. Голова составляет единое целое с шеей и украшена затейливым головным убором. |
Животные | Преимущественно домашний скот (лошади, коровы, бараны). | Все животные имеют вытянутые фигуры и тонкую шею, переходящую в непропорционально маленькую голову. Отличить одного зверя от другого можно только по форме рогов: у коровы они торчат полумесяцами, у оленя ветвятся, а у барана – закручены в спираль. |
Птицы | Павлин, курица, утка, петух и т. д. | Птицы, как и животные, отличаются удлиненной конусообразной шеей, заканчивающейся маленькой головой. |
Композиции | Свидание влюбленных, чаепитие, карусель и т. д. | Многофигурные композиции чаще всего изображают сценки из жизни обычных людей: свидание, семейное застолье, посиделки на лавочке, катание на лошадях. Но есть и символические композиции, например, Георгий со змеей, жизненное древо, карусель. |
Почти все филимоновские игрушки являются свистульками. Исключение составляют петухи и индюки.
Виды игрушки
Красивые свистульки сначала отдавались для игры детям, но потом стали также продавать. Занимались лепкой игрушки женщины, они начинали обучаться ремеслу с семи лет, еще девочками. А деньги, которые получали за свистульки, складывали на приданое молодой мастерице.
Филимоновские игрушки – всегда свистульки. Это были формы животных или людей. Часто создавались целые композиции из нескольких персонажей. Сама форма была простая, отдельные мелкие части тела не выделялись. В основном, силуэты барыни или кавалера обладали узеньким недлинным туловищем, переходящим в широкие шаровары или юбку.
Коническая головка сравнивалась по ширине с шеей и была покрыта головным убором — шарфом, шляпкой для женских фигур, фуражкой, шляпой для мужчин. В руках дамы сидел ребенок или птичья трубочка, а у господ — петух или гусь.
Из животных ремесленники чаще всего создавали образы мишек, лошадок, коров и оленей. Они отличались особенным видом рогов и ушей, остальные части были равными: узкое, длинное тело с плавными перегибами, красивые ноги, тонкая шея и маленькая голова.
Создавались в Филимоново и образы. Медведь рассматривался как символ власти, а женщина — как одушевление великой «природы» и как мать-нянька, продолжение клана. Символизировал удачливый брак олень, поэтому фигурки оленей часто предоставляли молодоженам. Птички являлись помощниками Матери-Земли, посланниками пробудившейся природы. Коровы отождествлялись с плодородием и обещали фермерам богатый урожайный год.
Ход занятия
Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками
Педагог:
Посмотрите, какие разные игрушки перед вами, все они сделаны руками человека.
Как такие игрушки называются?
Дети: Народные
Педагог:
С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии?
Дети: ответы — матрешка, дымковская?
Педагог:
Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»— игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой, а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.
Слайд презентации со 2 по 6
Педагог:
Так почему же именно филимоновская игрушка, а не ивановская?
Дети: ответы
Педагог:
А кем был Филимон?
Дети: ответы
Педагог:
А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую.
Чем они отличаются?
Дети: ответы
Педагог:
Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.
Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки — это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц
Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики
Ладошки сложим мы вдвоем
Друг об друга мы потрем
Кулачки потом сожмем,
В руки кисточку возьмем.
Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.
Практическая часть
Педагог:
Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.
Дети выполняют задание в электронных Ридерах
Педагог:
Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.
При работе помните правила росписи: узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.
Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.
Педагог:
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1. контроль организации рабочего места;
2. контроль правильности выполнения приемов работы;
3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. контроль объема и качества выполненной работы.
Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью.
Давайте подведем итог нашей работе.
Какую игрушку мы сегодня расписывали?
Кто первый слепил такую игрушку?
Он был бы доволен вашей работой?
Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.
Символика филимоновских узоров
Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева.
Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.
Схематично изображенные веточки, елочки обозначают древо жизни, преемственность поколений, неустанный рост.
Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня ассоциируется с берегиней, хранительницей дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника или же кормителя семьи — землепашца, птица – символ счастья, конь – богатства и т. д.
Филимоновская игрушка: история
Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).
Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.
Лепить такие свистульки — дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».
В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел — мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.
Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.
Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.