Возрождаем россию! все, что нужно знать о национальных головных уборах

Что такое сомбреро, особенности конструкции

Сомбреро является частью национального костюма мексиканца. Данный головной убор выглядит как шляпа с высокой конусовидной тульей и широкими полями. Благодаря им, тень падает практически на всё тело. Каждый народ подгонял ее конструкцию под свою национальность и регион проживания. Своё путешествие по миру сомбреро начало именно с тропических стран. Классический вариант представляет собой шляпу с высокой тульей и очень широкими полями, немного загнутыми к верху со шнурком или лентой, завязывающейся под подбородком.

Бедные люди надевают соломенные изделия, а зажиточные наряжаются в дорогие сомбреро из различных материалов: фетра, бархата, войлока. Но все они без исключений изготавливаются только ручным способом. Мексиканская шляпа имеет остроконечную конусообразную тулью, а по всей площади видно красочную национальную вышивку, помпончики, различные украшения. Название мексиканской шляпы в самой Мексике «Sombrero Charro». Со временем появилось много разновидностей и других названий:

  • sombrero vaquero (с испанского vaquero – пастух) обыкновенный ковбойский головной убор с плоской тульей и не очень широкими полями, завернутыми вверх;
  • sombrero Charro – шляпа с высокой конусовидной тульей и очень широкими полями;
  • sombrero vueltiao – национальная символика Колумбии, выделяются черно- белой окраской, сделаны они из тростника;
  • sombrero pintado – головной убор жителей Панамы.

Расцветка и декор

Основные цвета украинского народного костюма – белый (рубашка), красный или синий (штаны), красный, черный, коричневый (юбки). Кроме них, использовались оттенки этих же цветов, а также зеленый, серый, голубой, реже желтый. Различие в цвете особенно заметно в вышивке.

В каждом регионе было предпочтение определенных тонов, стилей и техник вышивания. Например, в Полтавской, Черниговской областях вышивка одноцветная (белыми нитками по светлой ткани), в центральной Украине – двуцветная (преимущественно красно-черная). В западных, южных областях использовалось многоцветное декорирование (в основном сочетание красного, зеленого, желтого оттенков).

В старину вышивка нередко выполняла не только декоративную, но и социальную роль – по ней можно было определить статус человека в обществе, его семейное положение. А для тех, кто верил в магические силы, вышиванка служила еще оберегом, призванным защитить владельца от влияния недобрых людей. Для национального костюма характерны растительные и геометрические узоры. Из них получались разнообразные орнаменты, также специфичные для каждого украинского региона.

Русский народный костюм

Если рассматривать мужчин простого сословия, в таком случае национальный костюм будет отличаться лаконичностью и простотой. Крестьянскую одежду тогда шили из натуральных материалов, украшая узорами растительного характера. Это была рубаха их светлой хлопчатобумажной ткани свободного кроя, объемные штаны и пояс к ним. На голову простой люд надевал шапки в виде гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки, а обувью служили валенки на каждый день или кожаные сапоги на праздничные мероприятия.

Самым важным элементов мужского национального костюма считалась сорочка с вышивкой из шелка или льна, а к передней и задней ее части прилагалась подкладка (подоплека). У рубашки обязательно присутствовали широкие рукава, которые постепенно сужались к области кистей рук. Воротник рубашки мог быть круглым или квадратным с пуговицами или завязками, иногда его вовсе не было.

В качестве верхней одежды выступал кафтан ярких расцветок и нескольких стилей – опашень, зипун и охабень. Но сначала поверх рубахи мужчины надевали свитку, кожух или сермягу. Если предполагался важный праздник или торжество, мужчина надевал парадный плащ корзно или шерстяную однорядку. В холодную пору носили шубы в пол из овчины или меха зайца, а знать могла позволить себе шубу из соболя, лисицы, чернобурки или куницы.Для справки! Русский национальный костюм предполагал шубы из натуральных мехов на внутренней стороне, чтобы тем самым сохранять тепло. А поверх шубу обшивали плотным дорогим сукном, бархатом или парчой. И только на воротнике оставляли мех, подчеркивая свое социальное положение.

Что такое повойник и сорока

Эти головные уборы одновременно являются новыми и традиционными. В традиционной русской одежде головной убор играл важную роль

Он был предназначен не только для красоты, но и имел важное смысловое значение. Повойник был головным убором, который могли носить только замужние женщины

Считалось, что он должен закрывать волосы полностью. Те, кто носил длинные косы, укладывали волосы под повойник. Было поверье о том, что если хотя бы волосок выбивается наружу, то черт может утащить несчастную на чердак или наслать несчастье на ее семью.

Так выглядит сорока

В традиционном костюме женский повойник мог быть внутренней частью головного убора, на который надевалась сорока или платок. Эти головные уборы можно носить не только вместе, но и отдельно.

Дополнительная информация! В каждой губернии повойники имели особенный фасон, который выражал социальное положение женщины.

Считалось, что если замужняя женщина простоволосая, то это позор для нее. В случае, если другая женщина в пылу ссоры сорвала платок или повойник с нее, то можно было за это подать на обидчика в суд. Считалось, что в волосах сокрыта сила. Верили, что если они правильно уложены и полностью покрыты, то это дает роду силу и удачу.

В отличие от мужской шляпы, рассматриваемые головные уборы имели социальное и символическое значение.

К сведению! Существовало большое количество традиционных женских головных уборов. Повойник был наиболее распространенным из них, а сорока – самым богатым и престижным.

Существовали различные варианты этого головного убора: дивеевский и другие. Основным из них считался следующий:

  1. На голову надевалась кичка. Это мягкая холщовая шапочка с твердым налобником. Для его изготовления использовалось дерево или береста. Она могла иметь плоскую форму или выступы по бокам (как в поморском костюме).
  2. Сверху надевался чехол. Это, собственно, была сорока. Его надевали так, чтобы он закрывал затылок и волосы. Его шили из бархата, кумача или шелка.
  3. Очелье представляло собой украшение, которое надевалось на лобную часть головного убора. Оно по размеру должно было соответствовать остальным частям.

Эта форма была не единственной. С течением времени появилось большое количество вариантов рассматриваемых головных уборов.

К сведению! В этой статье подробно рассказано о том, что представляют собой сорока, повойник (выкройка, как сшить), на что обращать внимание при изготовлении

Виды

Благодаря интеграции различных племен и народов, яркие отличительные особенности постепенно стираются. Силуэты и фасоны смешиваются, комбинируются элементы декора. Можно выделить следующие основные виды одежды северян.

Кухлянка — меховая куртка без застежки, напоминающая по силуэту спортивный балахон. Она состоит из 2 слоев. Воздушная прослойка между ними позволяет эффективнее сохранять тепло. Часть, прилегающую к телу, носят мехом наружу. Верхнюю куртку одевают мехом внутрь. Это делает одежду очень устойчивой к загрязнениям. В теплое время года носят только 1 слой.

Люди средних лет и младшего возраста носят кухлянки выше колена. Короткая длина позволяет активно двигаться. Старики, чтобы уберечься от стужи, шьют удлиненные кухлянки до середины икры. У куртки широкий ворот. Он служит для отведения тепла. В горловину продета жила, с помощью которой при сильном ветре можно затянуть воротник. Рукава просторные, благодаря чему руки свободно сгибаются в локтях. Куртка плотно прилегает на запястьях. Человек может выполнять хозяйственные манипуляции. Кухлянка может иметь капюшон или наглухо пришитые рукавицы. Носят ее как с поясом, так и без него.

Двухслойная кухлянка настолько теплая, что ее используют как спальный мешок. Ворот плотно затягивается, оставшееся отверстие закрывают шапкой. Руки вытаскивают из рукавов, просторный крой позволяет прижать их к телу. Если северянину пришлось остановиться, чтобы переждать непогоду, она спасает ему жизнь.

Сокуй — глухая дорожная куртка, по силуэту напоминающая кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Есть капюшон, который часто украшен оленьим хвостом. Во время особенно злых морозов сокуй применяют как дополнительный слой сверху прочей меховой одежды.

Малица — глухая дубленка из оленьей шкуры. Подол украшается опушкой из нескольких полос оленьего или собачьего меха. Покрой свободный, как и у кухлянки. Отличительная особенность — удлиненная задняя часть. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы. Малица имеет меховой капюшон. Мех вывернут наружу. В метель он защищает лицо от снега. Куртка достигает коленей или заканчивается немного выше. Готовясь к дальней дороге, ее подпоясывают. Так за пазухой можно хранить небольшой запас еды и необходимые вещи.

Парка — эта куртка является прародителем популярного предмета современного гардероба. Ее носят поверх малицы. Шьют из нежного меха оленят. К подолу пришивают широкий кусок меха, который может отличаться от основного «полотна». Граница между полосами украшается шахматной мозаикой, которая опоясывает подол. На рукавах также красуется орнамент из кусочков разноцветного меха. Уникальная особенность — капюшон, сшитый из небольшой цельной шкурки. Его могли декорировать ушами или кисточками. Верхняя куртка никогда не подпоясывается.

Паница — женская одежда у многих северных народов. Это длинная распашная шуба, на плечи которой спускается пушистый воротник из песцового, беличьего или заячьего меха. Больше всего ценится отделка хвостом песца. Шубу шьют из 2 слоев так, что мех обращен и внутрь и наружу. Чтобы изготовить шубу для женщины среднего роста (165 см), уходит 5 небольших оленьих шкур. По 2 на каждый слой и еще одна на капюшон. При раскрое шкуры располагают вертикально. Женская одежда богато декорирована. Подол и рукава украшают меховым орнаментом, выполненным из небольших кусочков контрастных цветов. Изделие расшивают тонкими лоскутами яркого сукна, концы которых оставляют незакрепленными.

Ноги жителей Севера защищали от холода особые меховые чулки — торбаса. Женскую обувь шили до колена. Мужская была короче, чтобы не сковывать шаг. На голове носили меховые шапки различных форм.

КухлянкаСокуйМалицаПаркаПаницаТорбаса

Пошив бейсболки

Этот головной убор имеет свои важные особенности. Бейсболку можно пошить для взрослого человека, малыша или куклы. Во всех этих случаях работа происходит по следующим правилам, они описаны ниже.

Обработка верхней части (тульи)

Каждый из клиньев сшивают с подкладочной частью. На верхней части делают небольшие вытачки. У вершин оставляют разрез длиной 4–5 миллиметров. После того, как клинья будут пришиты, швы разутюживают.

Изготовление клиньев

Чтобы скрыть швы, на них пришивают косую бейку. Швы, закрепляющие бейку, прокладывают с лицевой стороны бейсболки.

Обработка выемки задней части

На задних клиньях у основания делают полукруглую выемку. Для обработки края берут полоску ткани, располагают снаружи и пришивают по краю. Затем полоску выворачивают на внутреннюю сторону и закрепляют второй боковой край полоски.

Соединение козырька с тульей

Сначала необходимо стачать обе части вдоль внешней стороны. Внутренняя остается открытой. Деталь выворачивают наизнанку и вставляют внутрь твердую пластину.

Важно! Козырек приметывают к кепке так, чтобы он внутренней частью смотрел вверх

Обработка нижнего среза обтачкой

Вдоль всего нижнего края бейсболки, кроме отверстия, пришивают обтачку. Она представляет собой полоску шириной 7 см. Ее складывают вдвое и закрепляют.

Пришивание резинки

Для резинки необходимо использовать кулиску. Она представляет собой полоску ткани шириной 3 см, сложенную вдвое. Внутрь зашивается резинка. Кулиску пришивают вдоль нижней стороны задней выемки.

Окончательная отделка

К верхней точке головного убора пришивают обернутую материей пуговицу. Если нужно, к кепке приделывают ремешок над козырьком, делают вышивку или рисунок в соответствии с замыслом автора.

Кепка немка

Если кепи делают для мальчика, можно предусмотреть дополнительные украшения.

Особенности и значение деталей

Мелкие элементы в национальном одеянии славян играли огромную роль.

Детали мужского костюма

Русская народная одежда у славянских парней была представлена обычной сорочкой. Простолюдины носили рубаху, как основной элемент костюма. А вот знать использовала ее исключительно в качестве нижнего белья. Для пошива сорочки брали лён или шёлк.

С внутренней части рубаху дополняли подкладкой, именуемой подоплекой. Рукава широкие и сильно сужающиеся к низу. Воротник отличался по форме, он мог быть круглым или квадратным. В некоторых моделях вовсе отсутствовала подобная деталь.

Как правило, воротник декорировали завязками и пуговицами. Дополнением к костюму считались зипун, опашень и охабень. Все эти слова обозначали один элемент гардероба – кафтан. Поверх сорочки и зипуна надевали свитку, кожух или сермягу. Для торжественных мероприятий подбирали парадный плащ или однорядку, пошитую из шерсти.

Большой популярностью пользовались шубы. Простолюдины выбирали верхнюю одежду из меха зайца или плотной овчины. Аристократия могла позволить себе приобретение наряда из чернобурки или соболя.

Чтобы сохранить тепло, шубу шили мехом внутрь. Сверху изделие покрывали плотным сукном. Наряды, предназначенные для знати, покрывали бархатом или парчой. Меховой воротник придавал изделию роскошности.

Классическая модель русской шубы была практически до пяток. Рукава отличались невероятной длиной, но руки продевали не в них, а в специальные прорези, распложенные в передней части дохи. Одеяние носили не только в зимний, но и в летний период, чтобы добавить облику торжественности.

Еще одна важная деталь в костюме мужчин на Руси – национальный головной убор. Существовало несколько его разновидностей: тафья, клобук, мурмолка, треух.

Первая представляла собой маленькую шапочку круглой формы, которая плотно прилегала к голове. Поверх тафьи нередко надевали обычный головной убор. Для пошива аксессуара крестьяне использовали войлок, знатные славяне останавливались на бархате.

Мурмолкой именовали высокие шапки, расширяющиеся к верху. По аналогичному принципу создавали горлатные головные уборы. Их декорировали мехом лисы, соболя или зайца, идущим от горла. Он не только согревал голову, но и украшал шапку.

Детали женского костюма

В основе одеяния девушек лежала сорочка, декорированная вышивкой или уникальной оторочкой. Дамы, относящиеся к аристократии, поверх простой рубахи надевали праздничную, созданную из шёлка яркой расцветки. Самым торжественным вариантом считалась сорочка алого оттенка.

Поверх рубахи надевали летник. Классический наряд барышень Древней Руси был длиной в пол. Для его пошива применяли шёлк. Летник имел оригинальное украшение у самого горла. Аристократия носила изделие, декорированное вышивкой из золота или жемчуга. Ворот летника украшали ожерельем.

В холодное время года дамы облачались в длинные шубки, украшенные мехом. Характерная черта изделий – декоративные рукава. Они считались символом роскоши, поскольку элемент не отличался высокой практичностью.

Чаще всего руки продевал в прорези, расположенные под рукавами. Для согрева ладошек использовали муфту, украшенную снаружи и внутри оторочкой из меха.

Важную роль в одеянии девушек играл головной убор. Дамы, связанные семейными узами, в обязательном порядке прикрывали локоны, даже находясь в избе. В обычные дни для покрытия головы использовали волосник или повойник, сверху повязывали платок яркой расцветки.

В летний период славянские девушки носили венчик (широкая тканевая плоска, декорированная длинными ленточками разных оттенков). С наступлением холодов им на смену приходили меховые шапки. Но национальный костюм русского народа до сих пор ассоциируют с кокошником. Это головной убор в форме опахала. Его обильно украшали, поэтому кокошник становился главным элементов в наряде.

Детская славянская одежда

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Общая характеристика

Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:

  • Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
  • Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
  • Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
  • Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
  • Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
  • Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
  • Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.

Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.

Почему именно ушанка?

Собственно, название шапка-ушанка прижилось за этим головным убором, благодаря специально отложенным наушникам (ушам). Традиционно их связывают тесьмой, лентой или верёвкой в поднятом виде на затылке или макушке и, получается, что уши завязаны вверх.

Уши легко можно развязать и отпустить их вместе с отворотом на затылке вниз. При сильных порывах ветра, метели, буране, вьюге или морозе они смогут хорошо защитить уши человека, а также его подбородок, щёки и даже шею.

Мужская шапка-ушанка по своим свойствам универсальна. Её уши можно завязывать не только на затылке или макушке, но ещё и под подбородком, также их можно фиксировать сзади или сверху при тёплой и безветренной погоде. Такой головной убор подходит на любую погоду. В любой момент шапку можно трансформировать, опустив уши, или же, наоборот, собрать. Получается два в одном.

Орнамент

Орнамент на армянской народной одежде играл роль оберега. Узоры располагались вокруг рукавов, подола, шейных вырезов. Считалось, что узор защищает от неблагоприятного энергетического воздействия. Традиционным орнаментом были украшены пояса, фартуки, вязаные носки, нагрудники.

Техника нанесения орнамента на традиционный армянский костюм:

  • вышивка;
  • вязка;
  • художественный шов;
  • аппликация;
  • набойка.

Вязке и вышивке уделялось особое внимание. Считалось, что орнамент, нанесенный данными техниками, защищал от нечистой силы

Яндекс картинки

При нанесении узоров, тщательно подбиралась цветовая гамма. Женская палитра была более разнообразной, яркой. Мужская — сдержанной, с преобладанием однотонных темных, белых оттенков. Каждый цвет нес в себе особое значение:

  • Красный. Олицетворял солнце, красоту, праздник, жизнь, тепло огня, плодородие. Защищал от плохого взгляда, помогал при бесплодии и болезнях.
  • Зеленый с красным. Являлся символом семьи. Зеленый символизировал молодость, зелень, новое поколение, весну.
  • Красный с фиолетовым (синим). Имел исцеляющие возможности, использовался в знахарстве (украшения из черно-синих бусин считались оберегом от болезней).
  • Черный. Был символом наступления старости. Одежду темных тонов носили только пожилые люди.
  • Белый. Ритуальный цвет. Использовался в особых случаях: крещение и погребальный саван.
  • Желтый. Отрицательное отношение к этому цвету вызвано ассоциацией с увядающей природой, болезненностью, ядом, желчью. Использовался очень редко.

Женщины украшали свою одежду разнообразными материалами: бисером, блестками, пуговицами, ракушками с чешуей, выловленными из моря.

Яндекс картинки

Орнамент костюма делился на три группы: растительность, геометрия, зооморфность.

Растительный (флора)

Выражается в изображении листьев, веток, деревьев. Бесконечный жизненный путь, силу духа изображали в виде длинной зигзагообразной линии с лепестками на каждом изгибе. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.

Яндекс картинки

Цветы украшали одежду молодых невинных девушек. Узоры миндалевидной формы оберегали от плохого взгляда, злых людей.

Зооморфный (фауна)

Редкий орнамент, передавался в виде характерных отличительных признаков животных. Наиболее популярным было изображение рогов крупного скота (овен, корова, бык). Считалось, что эта деталь приносит богатство, повышает плодородие.

Яндекс картинки

На оружии, подносах, украшениях, одежде часто изображали змею. Она символизировала семейное счастье, мудрость, приносила удачу в делах.

На свадебной атрибутике можно было увидеть изображение петуха. Его считали покровителем молодоженов. Головной убор жениха обязательно украшался перьями этой птицы для поддержания мужской силы.

Геометрический

Самыми популярными геометрическими фигурами в орнаменте были:

  • Круг. Форма, напоминающая яйцо, символизировала начало жизни, долголетие, защиту. Ассоциировался с солнцем/луной, отображал понятие пространства и времени.
  • Квадрат. Означал четыре времени года, стороны света, смена годового цикла, стихии (вода, огонь, земля, воздух).
  • Крест. Пересечение линий символизирует мужскую и женскую энергию. Этот символ, как и квадрат, означает плодородие. Крестики, вышитые на детской одежде, выступали в качестве оберегов от сглаза и плохих людей.
  • Треугольник. Фигура с вершиной вверх символизировала мужскую энергетику, перевернутая вниз — женскую. Чаще изображался на женской одежде.
  • Ромб — слияние двух треугольников в одну фигуру, объединение мужского и женского.

Яндекс картинки

Сохранилось большое количество археологических материалов, подтверждающих существование армянской национальной одежды много веков назад. Благодаря фрескам, скульптурам, горельефам, щитам и шлемам, ученые смогли восстановить все детали национального костюма.

Современные дизайнеры часто выпускают коллекции с использованием этнических направлений, традиционных орнаментов и цветовых сочетаний.

Пояс

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

История становления

Наряд славян в период с V по IX века нашей эры походил на одежду ближайших соседей – сарматов и скифов. Это были добротные рубахи из грубой шерсти, войлока, кожи рыб и меха животных. С развитием торговых путей и появлением новых, более изящных, тонких тканей национальный костюм начал меняться. Большое влияние на богатство русской одежды оказала римская культура, позже внесли свой вклад и греки.

В Х веке, после Крещения Руси, в костюме появились элементы византийских платьев. В одежде этого времени уже преобладали элементы торжественности, ее стали украшать золотом, серебром, изделиями, покрытыми эмалью, чернью. Простой люд продолжал носить традиционную одежду, которая в большинстве своем была накладной (надевалась через голову). Изредка встречалась распашные вещи.

XII и XV века оставили немного источников о том, как одевались люди древней Руси. Благодаря изображениям в книжных миниатюрах, на иконах, фресках, современный человек имеет определенное представление об одеждах того времени. В этот период русский быт был изолированным. Костюм претерпел трансформацию – стал более солидным. Появились тяжелые, долгополые шубы, длинные кафтаны, висячие рукава.

В XVI-XVII веках и у мужчин, и у женщин появились новые элементы в одежде – кафтаны и зипуны. Поверх них зажиточные люди надевали шубы из дорогих мехов. Кафтаны представляли собой длинные, как платья, одеяния, к которым пришивали стоячие козыри (воротники). Чтобы показать свою состоятельность, их расшивали золотом, серебром, жемчугами. Кафтаны надевали на разные мероприятия – траурные, праздничные, в поездки. У женщин разнообразия практически не было. Их верхней одеждой были опашни (широкие вещи с полами, у которых капюшон оторачивался мехом). Рукава национального костюма были узкими, длинными, потому набирались на руки.

До восхождения на престол Петра I национальный русский костюм менялся медленно, новые фасоны осваивались десятилетиями. Но царь, побывав в Европе, решил облагородить облик подданных и в январе 1700 года издал указ «О ношении платья на манер Венгерского». За образец была взята французская национальная мода. Мужчин обязали носить короткие обтягивающие штаны – кюлоты, сочетая их с белыми чулками и камзолом. На ноги предписывалось надевать массивные башмаки с пряжками, а голову прикрывать напудренным париком. Женщины осваивали новую моду более охотно: широкие юбки на каркасе скрывали недостатки фигуры, туфли на высоком каблуке делали походку соблазнительной, а приталенная верхняя часть платья с глубоким декольте выгодно приподнимала грудь.

В конце XVIII–начале XIX века в холодное время года мужчины носили армяки из серого сукна, шубы (овчинные нагольные), шапки и кожаные варежки. В лютые морозы могли укрыть шею платком. Летом тоже надевали армяк, но понитковый, полукафтаны, под ними – рубаху. На ногах были порты, на головах – шляпы. У русских крестьянок теплой одежды почти не было. Летом они ходили в поневе (юбке) с рубашкой или в сарафане с рубашкой. Сверху, как и мужчины, надевали шушпан, армяк или сермягу.

Традиционный мужской головной убор в разное время с фото

В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.

В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.

Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку – тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.

В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков – бархат, поярка, войлок.

В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка – науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.

Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.

Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.

Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который “открыл окно в Европу”. По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

Особенности национального костюма

Наряды древних славян делились на праздничные и повседневные. В будние дни наши предки облачались в простые вещи из грубой материи с минимумом декора. А вот для торжественных мероприятий из гардероба доставали одеяния насыщенных оттенков, украшенные вышивкой. Самым роскошным нарядом считалась одежда красных расцветок.

Ранее на Руси пошивом костюмов занимались исключительно барышни, умелыми руками из куска грубого сукна они создавали настоящие шедевры, которым позавидуют современные модельеры. Также для изготовления нарядов использовали лён и шёлк. Для подкладки брали специальный материал киндяк.

Основа из ткани дополнялась многочисленными элементами, национальными украшениями и обувью. Это помогало славян создать гармоничный и неповторимый облик.

В зависимости от региона образ русского человека существенно отличался. Например, обитатели холодных северных краев имели привычку носить большое количество верхней одежды. Она была распашной или накидной, иногда наряды сочетали между собой.

Второй тип вещей надевали через голову, первая имела застежку на пуговицах или крючки. Отдельного внимания заслуживает костюм для аристократии. Он был наполнена роскошью и говорила о том, что его обладатель занимает высокое положение в обществе. Наряд для знати расшивали золотыми или серебряными нитями, декорировали жемчугом.

К подобному одеянию относились бережно и использовали его не один год. Обычно дорогостоящую одежду передавали от родителей к детям.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector