Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников

О мотивах

История живописи — это стремление отразить в произведении жизнь, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и идеями.Но сцены из купеческой жизни переданы и в Городецкой живописи.По сути, мастер изображал то, что было вокруг него.Домашнее застолье с самоваром да угощениями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе — простые сюжеты, связанные с понятиями радости и счастливых моментов, кому-то кажутся ущербными.Но они правдивы и искренни, как восприятие народного мастера.

Городецкие мастера не считались и без изображения рыб птиц и животных.А поскольку увидеть этих героев сельским мастерам было негде, изображения животных наделялись необычными, магическими чертами.Именно поэтому эти герои становились нереальными, сказочными.Например, львы и леопарды выглядели не только экзотично, но и дознавательно.Однако их царственный вид импонировал зрителю.

Если что-то и можно назвать магическим реализмом, то это городская живопись.Окружающий мир приобрел сказочные черты, благодаря работам художников.Это только на первый взгляд изображения сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать молодого человека влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три типа: чисто цветочная картина, композиция с «лошадиным» мотивом, а также сложная сюжетная линия.

Стартовое обучение обычно представляет собой цветочный орнамент, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои Городецкого промысла — конь и птица.Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои также могут быть обрамлены венком.Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре — это знак семейной гармонии, благополучия.Лошадь — символ успеха, процветания, знак того, что вы оседлали удачу и являетесь хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия — сундуки, столешницы, посуду.Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем.Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не менее часто рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, яркие цвета наличников, выразительные трубы дымоходов.Можно было дополнить образ такими деталями, как колодцы и красивые флюгера с кувшинами и караваями на них.Чем больше деталей, тем богаче и интереснее образ.

Интересное повествование об истории и сюжетах Городецкой росписи.

https://youtube.com/watch?v=tEwerIE5h3E

Обучающая детская программа включает в себя Городецкую как основополагающий компонент. Уже дошкольник может освоить простейшие образцы рыболовства, но именно на примерах красочных, содержательных и характерных произведений народного творчества будет расти их понимание.

Интересные факты о Городецкой росписи включают упоминание манесского дуба как особого материала для будущих изделий.Извилистый ярус в период половодья подавал на дно и крепкие деревья.Лежащие на дне реки деревья исчезли, а дуб стал только крепче и приобрел красивый цвет.На этом дереве и появились яркие городские образы.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, вы можете прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до наших дней».

Исследователи народного творчества и экологи также находят картины интересными. Например, картины Гордецкого используются для обучения детей рисованию: ребята с удовольствием расписывают доски и ящики. А древнее творчество будет жить, оно будет раздеваться, как мореный дуб, который становится только крепче под водами реки времени.

История промысла

Родина Городецкой росписи — Поволжье.Жители сел Хлебиха, Курысо, Савино, Букино и некоторых других деревень украшали резьбой, а затем тонировали орнамент, чтобы потом продавать изделия на Нижегородской ярмарке.Со временем красочные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «Городецкий узор» появился только в 1930-х годах, когда широкой публике стало известно творчество одного из самых самоотверженных исследователей русского народного промысла В.М.Василенко.Городец является основным рынком сбыта расписной утвари.Мастера учитывали этот факт, и на узорах отображались нравы, образы, связанные с городом.Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита города и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву.Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров.Цветочный пух связан с первой деятельностью Петра, который требовал, чтобы его военные корабли украшались резьбой и росписью.Со временем корабли переделывались ближе к новым завоеванным землям, и народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет Городецкого Фишера начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огурцов. Его целью было обновление росписей местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «ревель» белками, использование нескольких мазков краски одновременно, другие техники.

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы этапов Городецкой росписи — это необходимо изучить, так как последовательность выполнения очень важна в традиционной работе.Авторские вкрапления должны быть минимальными.

Подмалевок

Если говорить проще, то подмалевок — это грубая основа будущего изображения.Это основные элементы, которые будут центром картины.Если вы решили раскрасить, например, деревянную разделочную доску, то первое цветовое пятно на ней будет именно подмалевок.Если, конечно, вы не додумались сделать цветной фон на доске.Тогда вы сначала обрабатываете фон, даете ему тщательно высохнуть, а потом уже начинаете рисовать подмалевок.

Начинаем с прорисовки фона

Предположим, основными элементами первой работы будут купавки — цветы, часто встречающиеся в Городецкой росписи.Ниже центра вы, соблюдая композиционный баланс, рисуете три круга.Два — насыщенного синего цвета, один (центральный) — розового.Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут заходить немного на основной круг.

На этом выполнение первого этапа завершено.С подводной лодкой (иногда говорят — Замилевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто.

Дело в том, что круги должны быть ровными, что их нужно рисовать, чтобы научиться рисовать на фоне, и что, самое главное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не будет, то любой последующий декор будет тщетным.

Теневка

На этом этапе художник дал лепестки.К моменту рисования лепестков круги, выполненные на этапе подводки, должны высохнуть.Когда краска высохнет, яркие контрастные краски выглядят как лепестки.

Рисуйте их без спешки — хотя они и не должны быть математически точными и ровными, сильные отклонения в рисунке лепестков нарушают композиционную легкость изображения.Лепестки цветка могут совпадать с небольшим кругом на подмутовке.Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

Пришло время выполнить листочки и веточки.И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она характерна для Городецкого рыбного хозяйства, потому любые другие эксперименты здесь будут неуместны.Начинающим не стоит приниматься за сложные украшения зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам синих купавок, и с маленьких стебельков, покрытых листьями, на вершине этих цветов.

Когда вы будете писать более уверенно, узоры можно усложнить.Но сначала следует научиться рисовать ровно, симметрично, хорошо управляться с цветом и формой.В этой росписи нет двойного мазка, поэтому даже в детских руках основные приемы рыболовства оживают и сопрягаются с начинающими художниками.

Разживка

Другое название этого этапа — разрядка.Без нее картина не будет яркой, динамичной, не будет законченной.Для разрядки нужно взять самые тонкие кисти, и легким прикосновением «оживить» изображение капельками, штрихами, дугами, точками.Выполнение осуществляется белой краской.Типичная ошибка новичков — они уделяют слишком много внимания этому этапу.Работа приобретает нагрузку, рисунок кажется слишком «кудрявым», излишним, чрезмерным.Поэтому старайтесь не терять времени.

Как нарисовать перегон в Городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ.Прослеживается и геометрия узоров, и их частота, и наиболее характерные приемы.Если вы не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на нарисованном изделии, исчертите их на бумаге.Это закрепит навыки, и, работая над деревом, рука не будет дрожать.

Когда и с помойкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат.Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краска долго не выцветала.Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут пойти листы для птиц, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки.Но на ровной и гладкой поверхности это, конечно, удобнее.

В этом видеоуроке подробно рассказывается об этапах в Городецкой росписи.

Городецкая роспись, техники которой известны даже реоксоитам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать что-то, что не требует специальной подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

О том, как расписать деревянную доску, вы можете узнать из статьи: «Как оформить разделочную доску Городецкой росписью — фото и видео, описание».

Дерзайте!

Подготовка к занятию

Важная часть любого практического занятия.Прежде всего, понадобится основа для рисования.На самом первом занятии учитель может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартной формы А5), квадраты (вырезанные из формата А4 или меньше) или полоски (половина листа А4, но только он разрезан вдоль).

Ребята старшей группы могут освоить простой орнамент на ленте уже на первом занятии.

На последующих занятиях ребятам уже предлагается в качестве основы какая-либо кухонная утварь: доска, ваза, блюдо, тарелка, стакан, миска, ложка и т.д.

Посуду можно поставить на основание, которое не обязательно должно быть белым, и в форме предмета.

Во-вторых, хорошей практикой является тонирование бумаги в какой-либо цвет, например, в желтый. Традиционно педагоги выбирают желтый цвет, однако можно нарисовать дерево для основы, смешав желтый с коричневым (экспериментируя с палитрой).

Под деревом базовые тона будут выглядеть очень реалистично.

Для работы понадобятся краски и кисти.Для города гуашь подойдет гораздо лучше акварели: изображение будет ярким и насыщенным.Кисти должны быть разной толщины — для рисования крупных и мелких деталей узора.

Для творчества необходимы гуашь и кисти различной толщины.

Виды изображения цветов в городецкой росписи

Цветы легче рисовать, чем сложные сюжетные композиции, когда речь идет о цветочной живописи.

Элементы цветочной росписи:

  • розан – самый крупный цветок;
  • купавка – самый распространенный цветок в городецком творчестве, если у розана центр приходится на серединку, у купавки он смещен влево или вправо;
  • бутон – малый розан;
  • роза – дополненный бутон;
  • ромашка – многолепестковый цветок, который может быть неожиданного цвета.

Помимо цветов на работах Городецких мастеров можно увидеть характерные листья, в сочетании друг с другом они образуют кусты.Такой мотив можно увидеть в «букетах» и гирляндах, в вазах с цветами и фризах.Городецкие цветы всегда будут окружены листьями.Каждый такой лист по форме прост и незатейлив — по контуру он похож на тыквенное семечко.Интересно, что хотя бы поздние мастера усложняли мотивы и сюжеты старой живописи, листья оставались очень простыми и скромными в исполнении.

В 19 веке мастера предпочитали синие, зеленые и желтые фоны, но меньше использовали черный цвет. Сами цветы, как правило, были красными, синими, малиновыми, голубыми, фиолетовыми, желтыми и пурпурными.

Предмет, окрашенный в цвета Городецкого, можно увидеть в видеоклипе.

Основные приемы техники

Какой бы простой ни казалась технология, на самом деле она довольно сложна, причем трудности возникают в основном при работе с мазками разной толщины и формы, а для оттачивания техники требуются месяцы и даже годы. Первоначально трафареты и шаблоны Городецкой росписи можно использовать как своеобразную аппликацию. Для облегчения процесса можно использовать вспомогательные трафареты и шаблоны. Проще всего тренироваться на бумаге, используя обычный карандаш для переноса на нее основного рисунка. Кроме того, деревянные заготовки совсем не обязательны, поскольку самый простой метод — начать с нуля.

Помимо перечисленных ниже материалов и инструментов, начинающему мастеру потребуются:

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы подготовлены, а образцы под окрашивание нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапной росписи по Городецкой росписи.Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включает в себя изучение и поэтапное выполнение следующих элементов:

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в исполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, которые также ложатся вокруг подвод.Но их выхлоп, наоборот, имеет свои особенности, представляя собой поэтапное чередование двух цветов для контрастного рисунка, который может иметь различное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы этапов Городецкой росписи — это необходимо изучить, так как последовательность выполнения очень важна в традиционной работе.Авторские вкрапления должны быть минимальными.

Подмалевок

Если говорить проще, то подмалевок — это грубая основа будущего изображения.Это основные элементы, которые будут центром картины.Если вы решили раскрасить, например, деревянную разделочную доску, то первое цветовое пятно на ней будет именно подмалевок.Если, конечно, вы не додумались сделать цветной фон на доске.Тогда вы сначала обрабатываете фон, даете ему тщательно высохнуть, а потом уже начинаете рисовать подмалевок.

На этом выполнение первого этапа завершено.С подводной лодкой (иногда говорят — Замилевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто.

Дело в том, что круги должны быть ровными, что их нужно рисовать, чтобы научиться рисовать на фоне, и что, самое главное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не будет, то любой последующий декор будет тщетным.

Теневка

На этом этапе художник дал лепестки.К моменту рисования лепестков круги, выполненные на этапе подводки, должны высохнуть.Когда краска высохнет, яркие контрастные краски выглядят как лепестки.

Рисуйте их без спешки — хотя они и не должны быть математически точными и ровными, сильные отклонения в рисунке лепестков нарушают композиционную легкость изображения.Лепестки цветка могут совпадать с небольшим кругом на подмутовке.Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

Пришло время выполнить листочки и веточки.И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она характерна для Городецкого рыбного хозяйства, потому любые другие эксперименты здесь будут неуместны.Начинающим не стоит приниматься за сложные украшения зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам синих купавок, и с маленьких стебельков, покрытых листьями, на вершине этих цветов.

Разживка

Другое название этого этапа — разрядка.Без нее картина не будет яркой, динамичной, не будет законченной.Для разрядки нужно взять самые тонкие кисти, и легким прикосновением «оживить» изображение капельками, штрихами, дугами, точками.Выполнение осуществляется белой краской.Типичная ошибка новичков — они уделяют слишком много внимания этому этапу.Работа приобретает нагрузку, рисунок кажется слишком «кудрявым», излишним, чрезмерным.Поэтому старайтесь не терять времени.

Как нарисовать перегон в Городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ.Прослеживается и геометрия узоров, и их частота, и наиболее характерные приемы.Если вы не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на нарисованном изделии, исчертите их на бумаге.Это закрепит навыки, и, работая над деревом, рука не будет дрожать.

Когда и с помойкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат.Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краска долго не выцветала.Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут пойти листы для птиц, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки.Но на ровной и гладкой поверхности это, конечно, удобнее.

В этом видеоуроке подробно рассказывается об этапах в Городецкой росписи.

Городецкая роспись, техники которой известны даже реоксоитам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать что-то, что не требует специальной подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

Особенности росписи

Сначала мастера украшали донца с резными изображениями. Затем появилась инкрустация — мозаика из кусочков потемневшего дуба, который упал в пашу реку, и долго там ломался. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие выполнялись резцом. В это же время в технике городецкой росписи на доске — условность, схематичность изображения животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резным сюжетам и раскраскам присоединяются рисованные. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины — каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году в село Курысо приезжает иконописец Огурцов, чтобы обновить роспись местной церкви. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи — послойное запечатывание краски, освящение уз. И гусеничные мастера становятся художниками. Изделия создаются в иконописных техниках. Городецкая работа развивалась стремительно. Мастера брались за любую работу, расписывали мебель, панно, детские кресла-качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Вновь возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, кукол, посуду.

Главные особенности и символика

При всей своей внешней простоте и примитивизме, основные элементы Городецкой росписи условно разделены на виды и классы, изучение которых очень увлекательно, как для взрослых, так и для детей.Прежде чем попробовать свои силы в этом народном искусстве, не помешает пройти краткое знакомство с теоретическим курсом.

Условная классификация

В настоящее время эта техника достаточно подробно описана во многих российских школах живописи, неизменно начинающих знакомство с ней с теории. И прежде всего, речь идет о ее классификации, которая условно делится на отдельные виды по следующим признакам:

  • Специалисты различают роспись павловскую и городецкую, причисляя к первой незатейливые узоры и орнаменты, а ко второй развитые сюжетные линии. Так, городецкая роспись зачастую представляет собой целую сценку, даже поверхностное ознакомление с которой позволяет понять, что именно пытался сказать мастер. Исключением, пожалуй, являются только цветочные узоры, которые позволяют просто наслаждаться яркой народной эстетикой без лишних размышлений о символизме и его потаенном смысле.
  • Все композиции городецкой росписи можно условно разделить на симметричные и асимметричные. Иногда в центре может располагаться ключевая фигура с расходящимся от нее в разные стороны в зеркальном отражении одинаковым орнаментом. Обычно это птицы, лошади или львы, тогда как на заднем фоне можно наблюдать фантазийные узоры, цветы или более сложные ягодно-цветочные композиции.

Значение фигур

Начинать знакомство дошкольников из детского сада и учащихся старших классов с Городецким рыбным хозяйством следует не только с интереснейших исторических фактов о его возникновении, но и со скрытой символики, которую неизменно несет в себе каждый цветок и весь животный мир, часто используемый в данной технологии.Так, начинающим художникам не помешают следующие значения символов для их реферата:

Птицы.Поскольку техника имеет прямое происхождение от иконописи, она буквально пропитана скрытым символизмом.И прежде всего, речь идет о столовых птицах, олицетворяющих семейное счастье.Особенно здорово, если два одинаковых представителя пернатых были изображены в паре, имея дублированный живот, ведь это верный знак взаимности, гармонии и богатства.

Необходимо обратить внимание на форму птиц, ведь одно дело, если речь идет о петухе, и совсем другое, когда перед взором техника, предстает дивной красоты райская птица, однако, разница между их значениями весьма туманна. Лошадь.Еще один символ благополучия, и на этот раз речь идет о материальных ценностях.

Это значение ведет свое происхождение от слова «горластый», которое подразумевает чью-то непоследовательность, поэтому появление лошадей, да еще и в большом количестве говорит о полном благополучии. Что касается окраса, то Городецкая лошадь может быть только черной масти. Эта особенность обусловлена древней технологией выжигания по дубу, сильно сдабривающей рисунок. Именно поэтому более поздние мастера, стараясь максимально сохранить аутентичность, использовали для росписи лошадей черную краску, тем самым превращая их в настоящих восторженных жеребцов, которые не несут угрозы, а приносят удачу. Цветы с зеленой листвой также являются очень добрым символом, олицетворяющим крепкое здоровье, благополучие в делах и долголетие. Всего в городе Городецком существует пять основных цветочных орнаментов, значение которых не меняется, в отличие от оборудования, усложняющегося с каждым новым этапом. Примечательно, что простота выполнения первого варианта заставляет преподавателей быстро переходить к следующему уроку, объясняя даже новым ученикам в группе, как рисовать второй тип цветов.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Существует три основных типа композиций. Это «чистая» цветочная картина, композиция с включением мотива «лошади» и сложная сюжетная линия.

Цветочный орнамент самый простой в исполнении. Несколько элементов орнамента изолированы:

  1. «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

Выделяют симметричные и асимметричные композиции.Птиц и лошадей чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка.Существуют изделия-комплекты, в каждом из которых присутствует сразу несколько мотивов.Например, курица и петух или две лошади разных цветов.

Специт выглядит как похожие узоры на черных и красных полотнах.Основной цвет: оше, золотой, оранжевый, желтый.Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие.Лошади символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещают на крупных изделиях: сундуках, посуде, столешницах.Мастера традиционно изображают сцены чаепития и торжеств, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами.Люди из народа повернуты лицом к зрителям, что часто излишне, сложным композициям придается некоторая невероятность.

Любимая тема рисунков — экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, дымоходами.Картину дополняли колодцы, плетеные изгороди с цветами или кувшинами и сидящими петухами.Кроме того, «обогатить» холст могла картина и с другими животными — собаками, кошками, курами с цыплятами.

Ход ОДД:

Вводная часть

Чтение стихотворения:

Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

Знаете ли вы, что в первой строке стихотворения говорится о декоративно — прикладном искусстве?

(Городецкая роспись).

— Кто знаком с городецкой росписью?

Основная часть

В древнем городе Городце, который является крепостью на Волге, можно увидеть раскинувшийся древний город Городец. (Слайд 2).

В этом районе люди рисовали различные узоры на посуде из дерева и занимались деревообработкой.

При работе токарных станков отрезались различные ложки, чашки, миски, копья и другие предметы. (Слайд 3, 4).

Кто-то сделал орудие труда для прядения и ткачества.

Был промысел прялок (слайд 5)

Поверхность донца делилась на ярусы.На вершине донца воссоздавался основной сюжет.Это могла быть сцена пира, ребята изображали поездки и походы.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — пояс.От него расходятся нарисованные цветочные гирлянды или большой цветок с листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная лента изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части были изображены сцены битвы — это были целые картины.(Слайд 6).

В то же время здесь находилась фабрика по производству детской мебели и других предметов домашнего обихода:

Детские стульчики, столики (слайд 7, лошадка — качалка, (слайд 8).

шкатулки, чашки (слайд 9)

Разделочные доски, посуда, хлебницы (слайд 10).

В настоящее время в качестве фона используется естественный желтый цвет дерева.(Слайд 11.12).

Ребята Подскажите, какие цвета используют Городецкие мастера? Фон желтый — цвет дерева.

Цвета в узоре немногочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зеленый, оранжевый насыщенный тон и его оттенки. Белый и черный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета имеют свойство влиять на темперирование красок и способствовать благоприятному сочетанию.

Ребята, а какие элементы в картине используют мастера?

Ответы детей (Розан, купание, ягода, листья, лошадь, птицы).

Существует несколько типов композиций.

1. Цветочная роспись

2. Цветочная живопись с включением мотивов коня и птицы.

(слайд 13,14).

— Элементы городецкой росписи:

— бутон;

— розан;

— купавка или роза;

— ромашка.

(слайд 15).

— Давайте рассмотрим этапы рисования розы (слайд 16).

Первый этап росписи — подводки.Берется один цвет и рисуется расположение основных элементов узора, (цветов).Так все цветы в основном представляют собой круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Шампуры другого цвета рисуются полустертыми, создавая впечатление сказочных лепестков.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Подписаны мелкие детали: точки центра четырех цветков, края лепестков, тела на листьях и т. д. Просветление выполнено белым и черным цветом.

Физминутка

Я спал с цветком и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце может только проснуться.

Бабочка кружит и вьётся.

— Сегодня мы раскрасим разделочную доску, нарисуем элементы розы и листья.

Практическая работа.

Роза выполняется розовым цветом.Этот этап называется «подводка», т.е. круговые движения кистью, нанесение пятна одного цвета.Подмалевок выполняется широкой плоской кистью.

Следующий этап называется «Тайнек», так как здесь используются более темные краски.Обозначьте центр цветка и лепестков.Розы имеют центр в верхней части цветка.Лепестки цветка имеют форму полукруглой медовика.Цвет медовика совпадает с цветом центра цветка.Для того чтобы правильно нарисовать скобку, сначала нужно лишь слегка коснуться бумаги кончиком кисти и провести тонкую линию.

Заключительный этап росписи называется «Деревня», потому что именно после него весь рисунок кажется жизнью. «Ревива» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием цвета и формы.Цветы в Городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Роза отражает основные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр.Силуэт в форме круга.Размер может быть более купальным.Центр цветка рисуется в верхней части.Роза на картине Город окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Листья Городецкого очень разнообразны по форме, размеру и окраске.Они почти всегда расположены группами по пять, три или два листа.Листья всегда широкие, округлые и раскидистые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector