Что собой представляет камзол, история возникновения
Содержание:
- В современной моде
- Особенности
- Женский
- Современная интерпретация
- Что такое “камзол” в историческом костюме России?
- Наглядный разбор
- Женский наряд
- Внешние ссылки [ править ]
- Камзол — это что такое? Происхождение
- Ткани
- Немного истории
- Праздничная национальная одежда
- Общая характеристикам
- Мужской казахский национальный костюм
- Свадебный женский костюм
- Цветовая гамма и декор
- Ссылки [ править ]
- Камзол в современной моде
- Что собой представляет
В современной моде
К концу XIX века камзол полностью изменился, а потом вышел из моды. Считается, что он стал предшественником современного жилета. Мужской костюм-тройка, который распространился с начала XX века, повторяет тенденции тех времен, когда носили на рубаху камзол, а сверху кафтан. Только эти предметы одежды превратились в жилет и пиджак.
Жилет, в отличие от камзола, стал более коротким. Он мог быть не только приталенным, но и широким, изделие перестали богато украшать. В моду вошел минимализм и нейтральные темные расцветки.
Сегодня этот предмет гардероба сохранился в костюме казахов. До сих пор популярна национальная женская одежда, основным элементом которой является камзол. Обычно он ярко-красный или голубой, украшен бисером, вышивкой, золотой нитью.
Многие дизайнеры считают, что современный женский жакет тоже произошел от этого элемента одежды. В удлиненных пиджаках, тренчах и пальто просматриваются его признаки:
- приталенный силуэт;
- длинный ряд пуговиц;
- большие накладные карманы;
- полочки короче спинки.
С XVII по XX век камзол пережил периоды популярности и забвения, за это время он претерпел много изменений. Сейчас уже не употребляется такое слово, но современные женские жакеты часто похожи на старинный предмет одежды.
Особенности
Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.
Краткое описание особенностей традиционного наряда:
- широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
- штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
- верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.
Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.
Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.
Женский
При пошиве женского костюма основной упор делался на удобство и простоту, так как казашки также кочевали верхом, как и представители сильного пола. Постепенно костюм девушки становился более изысканным – он состоял из платья или камзола с длинной расклешенной юбкой.
В холодную пору года женщины носили халат из шерсти или меховую шубу. Образ дополнял высокий головной убор, украшенный меховой оторочкой или пухом цапли, лебедя или гагары.
Женщины, как и мужчины, в обязательном порядке щедро украшали себя ювелирными украшениями. Они отличались в зависимости от территориальной принадлежности, возраста, ранга, состояния и семейного положения человека.
Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде
У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак
Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Что такое “камзол” в историческом костюме России?
Этот предмет гардероба появился в России вместе с модой на европейский костюм, введенной Петром I. Русские дворяне продолжали носить французские модели одежды вплоть до появления на престоле императора Павла I. Камзол всегда был очень яркой деталью мужского наряда — из атласной или бархатной ткани, с золотыми и серебряными галунами, да еще и в сопровождении чулок и кружев — мужчина той эпохи выглядел весьма нарядно. Однако это был больше парадный костюм. Для повседневной жизни дворяне шили камзолы из более простого полусукна.
При Павле I все заимствования из европейской моды стали запрещены, и вскоре в камзолах, сшитых на французский манер, остались только самые бедные слои населения, у которых просто не было денег купить что-то новое. Так из символа богатства 18-го века камзол превратился в символ бедности и чудачества в веке 19-м.
Наглядный разбор
Для наглядности предоставляем схему вязания крючком.
Статья по теме: Как сделать человечков из бумаги для детей: схемы с видео
Связать практичный, красивый головной убор совсем несложно. На первый взгляд, кажется, что количество узоров и округлая форма дадутся не с первого раза. Но схема вязания напоминает привычную всем салфетку, то есть вязка будет круговая. На видео, представленном в конце статьи, подготовлен наглядный материал. Количество петель можно увеличить путем добавления столбиков. Как только размер заготовки достигнет необходимого уровня, продолжаем рукодельничать уже без добавочной высоты. Тулья шапочки также вяжется без прибавок.
Универсальный предмет гардероба можно вязать по одной и той же схеме, как для мужчин, так и для женщин или детей.
Пора переходить от описаний к действиям. Для работы понадобятся хлопчатобумажные нитки, которые прекрасно справятся с защитой головы в жаркий летний день. Вязка будет плотной, а от толщины нитки зависит размер готового изделия.
- Вяжем цепочку в 5 воздушных петелек, соединяем ее в окружность. Далее кольцо из 10 столбиков распределяем по имеющейся заготовке.
- Головной убор можно вязать как по кругу, так и по спирали. В первом случае полустолбики будут замыкаться по кругу. Необходимо добавить одну воздушную петельку на подъеме. При спиральном варианте потребуется ровный, незаметный переход от ряда к ряду. Для этого рукодельницам необходимо равномерно прибавлять петельки. Начало нового ряда лучше заранее отметить, чтобы не пришлось распускать изделие.
- Последующие ряды вяжутся с равномерным добавлением петелек. В первый столбик предшествующего ряда провязываются 2 петли. После вяжутся 5 столбиков и вновь прибавляется один.
- Важный момент: удаляясь от верхушки (начала вязания), нужно увеличивать не только количество столбиков, но и расстояние между петлями. Края заготовки должны быть на одной линии. Если вы заметили, кто контур края волнистый, значит, вы прибавили в новом ряду большее, чем необходимо количество петель. Лучше распустить один ряд и попробовать заново.
- Когда размер «блина» достигнет 11-12 см, переходим к новой части. Теперь ряды вяжутся с равномерным убавлением количества петелек на 4 штуки. Уменьшенных по размеру рядов не должно быть более 5. В итоге у вас получится заготовка похожая на чашу с невысокими бортами.
- Тулья вяжется очень легко. Выбирайте понравившийся орнамент и вяжите полотно по кругу без дополнительных манипуляций (уменьшение или прибавление петель).
- Край можно украсить зубчиками или любым другим понравившимся вам узором.
Вот так просто и быстро можно связать тюбетейку для мальчика или девочки, пользуясь понятными схемами.
Женский наряд
Женский костюм состоял из нескольких частей. Чаще всего это был приталенный камзол с расклешенной юбкой или платье. У казашек из разных регионов практически полностью отсутствовали какие-либо различия в национальном наряде. Также ничем не отличалась одежда для работы, верховой езды, праздничных и обыденных дней.
Единственное отличие заключалось в том, что костюмы для торжественных мероприятий изготавливались из дорогостоящих, качественных материалов. Их отличительной особенностью было декорирование шелковыми лентами, драгоценными камнями, меховыми оторочками.
Для дополнения образа казашки широко использовали различные украшения. В большинстве случаев предпочтение отдавалось:
- кольцам;
- браслетам;
- серьгам;
- ожерельям;
- богато расшитым поясам.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
Поищите в Викисловаре, бесплатном словаре. |
Цитаты из Свободной библиотеки для камзола у Теккерея (1847 г.), Шарлотты Бронте (1857 г.) и Сомерсета Моэма (1915 г.)
vтеженское белье | |||||
---|---|---|---|---|---|
Верхняя часть туловища |
|
||||
Нижняя часть туловища |
|
||||
Полный торс |
|
||||
Трикотаж |
|
||||
Исторический |
|
||||
Аксессуары |
|
||||
Бренды | |||||
Розничная торговля |
|
||||
Связанный |
|
Камзол — это что такое? Происхождение
“Камзол” — это термин, пришедший из французского языка, где он звучит как camisole и переводился как “кофта”. Появился он в первой половине 18-го века при дворе Людовика XIV и уже к середине столетия стал незаменимым элементом мужского дворянского костюма. В то время он представлял собой приталенный пиджак или жилет длиной до колен.
Есть и другая версия, говорящая о том, что камзол — это предмет одежды, который появился в 15-м веке во Франции благодаря королю Карлу VIII, чьи ноги были кривыми и короткими. Он и решил скрыть сей недостаток удлиненными полами камзола. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного портрета этого правителя в полный рост и подлинность этой истории изобретения камзола до конца не подтверждена.
В период Столетней войны Франция великодушно дарит Англии свой камзол как элемент верхней одежды. И вот уже английские аристократы становятся в очередь к портным, чтобы расширить свой гардероб
Для развития моды это действительно важно, так как он становится первой вещью, которая должна быть скроена и посажена точно по фигуре. Именно камзол придал особую ценность профессии портного и сыграл роль в развитии индустрии индивидуального пошива одежды
Носили мужской камзол поверх рубашки или кафтана, шили из сукна, шелка или бархата. Также его часто богато украшали вышивкой, золотыми галунами, длинным рядом пуговиц. Причем, несмотря на обилие пуговиц, застегивались только верхние. Длинные рукава заворачивали манжетом так, чтобы были видны расшитые рукава рубашки. Также под камзолом часто носили длинный жилет, прикрывающий ноги. К концу 18-го столетия этот элемент одежды утратил рукава и баску, окончательно превратившись в самодостаточный жилет.
Из гигиенических соображений и для большего удобства спинку камзола шили из холщовой ткани, а всю подкладку делали из шелка. Также на спинке делали шнуровку. Все это помогало меньше потеть и легче двигаться.
Ткани
Одежда казахов шилась из самых разных материалов натурального происхождения. В процессе развития для изготовления мужских и женских костюмов использовалась кожа и мех животных – преимущественно верблюдов, бобров, енотов, лисиц. Для пошива одежды и нижнего белья широко использовались хлопчатобумажные материалы.
Немного позже традиционный костюм казахов претерпел некоторые изменения: его начали шить из тканей. Предпочтение отдавалось таким материалам:
- войлок, получаемый из овечьей или верблюжьей шерсти;
- шерстяные и хлопчатобумажные ткани;
- сукно;
- дорогой шелк;
- бархат;
- велюр;
- парча;
- атлас.
На сегодняшний день чаще всего для пошива национальных мужских и женских костюмов используются современные ткани, а также мех куницы, енота, тигра, соболя, хорька, выхухоли, горностая. Во многих горных селениях население широко применяет пух гагары, цапли или лебедя.
Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Общая характеристикам
Впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет тому назад. Основные особенности традиционного костюма жителей Казахстана:
- привлекательный приталенный силуэт;
- зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;
- шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;
- повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;
- для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;
- наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.
Мужской казахский национальный костюм
Мужской казахский национальный костюм всегда отличался простотой, лаконичностью и функциональностью. Но при этом он выглядел празднично и нарядно, его раскраска радовала яркими красками.
Обязательная часть комплекта мужской одежды – широкие штаны-шаровары со специальными клиньями из овчины, оберегающими ноги казаха от натирания во время верховой езды. Они назывались шалбар. Наряд дополнял бешмет – удобный камзол из практичной ткани, защищающей от ветра и палящего солнца. Они подразделялись на летние и зимние модели.
Также жители Казахстана носили шеклен – широкий пояс с красивой вышивкой, выступающей в роли оберега для своего владельца. В качестве верхней одежды бедные мужчины носили войлочные халаты с длинными полами, более состоятельные отдавали предпочтение меховым шубам.
Свадебный женский костюм
Свадебный женский наряд – это неповторимый эталон роскоши и изящности. Для изготовления платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, декоративные элементы, ювелирные украшения. Основные особенности свадебного костюма невесты:
- представлял собой приталенное платье с роскошной, пышной юбкой;м
- для пошива использовалась органза, шелк или атлас;
- поверх платья надевался камзол, расшитый золотыми нитями;
- голову невесты украшал саукеле – убор конусоподобной формы;
- цвет мог быть алым, белоснежным, розовым, молочным или синим.
Свадебное платье алого оттенка символизировало собой роскошь молодости и радость жизни. Синий цвет наряда выбирали девушки, стремящиеся подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Саукеле богато украшался перьями, меховыми оторочками, драгоценностями, фатой или платком из органзы, парчи. Многие современные модницы задаются вопросом относительно того, как сшить саукеле самостоятельно в домашних условиях. Но столь сложную и кропотливую работу лучше всего доверить рукам профессиональных мастериц, так как свадебный головной убор является настоящим произведением искусства.
Во многих состоятельных семьях именно роскошный саукеле являлся наиболее дорогой частью приданого невесты.
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
Ссылки [ править ]
-
Little, William G .; Колсон, Джесси-старший; Фаулер, HW (1975). Лук, СТ (ред.). . Оксфорд: Clarendon Press. п. 272. ISBN. 0-19-861126-9.
1816 …. 1. Ранее применялся для различных видов курток. 2. Нижняя часть тела женщины 1894 г.
- Тимоти Дж. Кент (2001). . Детройт: Издательство государственного университета Уэйна. п. 553. ISBN 978-0-9657230-2-2. Проверено 15 января 2009 .
-
. Полный словарь Random House . Случайный дом. 2006 . Проверено 15 января 2009 .
1. короткая одежда, надеваемая под прозрачный корсаж, чтобы скрыть нижнее белье.
2. женский пиджак-неглиже.
3. пиджак или майку с рукавами, которые когда-то носили мужчины.
4. смирительную рубашку с длинными рукавами.
-
. Компактный оксфордский английский словарь современного английского языка . Издательство Оксфордского университета . Проверено 15 января 2009 .
женское нижнее белье свободного кроя для верхней части тела. — ПРОИСХОЖДЕНИЕ с французского, от латинского camisia «рубашка или ночная рубашка».
-
Скотт, Лукреция М. (1987-09-22). . Архивировано из на 2009-04-03 . Проверено 15 января 2009 .
Вплоть до настоящего времени, когда женщина хотела носить камзол из-за его свободного покроя, и ей по-прежнему требовалась поддержка груди, для достижения желаемых результатов от нее требовалось носить бюстгальтер под камзолом.
-
Тэтчер, Вирджиния С., изд. (1970). . Маккуин, Александр. Чикаго: объединенные книжные издательства. п. . ISBN 0-8326-0021-0.
Короткая легкая одежда, которую носят дамы в неглиже ; смирительная куртка для лунатиков или преступников, приговоренных к гильотине.
- , Лукреция М. Скотт, «бретели косточках одежды бюстгальтер», выпущенный 1989-01-17
- Рут Ла Ферла (25 октября 2007 г.). . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 ноября 2007 .
- . Архивировано из на 2009-04-03 . Проверено 15 января 2009 .
Камзол в современной моде
Несмотря на то, что большинство людей не знают, что такое “камзол”, историки целиком и полностью уверены, что современный женский жакет произошел именно от него. Как бы то ни было, но отголоски традиционного его кроя часто встречаются в работах современных дизайнеров.
Так, длинный ряд пуговиц, большие карманы, жабо, общая приталенная и удлиненная линия кроя нашли отражение в образе женских жакетов и пальто. Такие модели можно увидеть на показах Рейчел Зоуи или Виктории Бекхэм, у Balmain или Just Cavalli. Это модная альтернатива пальто, и, несмотря на очевидно мужской дух и историю, камзол в современном его виде очень женственный предмет гардероба.
Приталенный темный камзол — это хорошее дополнение для модной пышной юбки или длинного платья, а яркий камзол из богатой тяжелой ткани отлично дополнит даже лаконичные черные джинсы-скинни и свитер.
Что собой представляет
Разновидность мужской одежды, красиво украшенной спереди и выглядывающей из-под кафтана, — это камзол. Он представляет собой приталенный длинный пиджак или жилет. В зависимости от эпохи и национальности, словом «камзол» называли разные варианты одежды:
- Сначала это был пиджак длиною до колен. Он шился приталенным, а внизу широким. Рукава обычно были узкими, так как надевали изделие под кафтан.
- Во времена Петра I это был обязательный предмет одежды военных. Форменный мундир состоял из коротких штанов, надетого на рубаху камзола, застегнутого на все пуговицы. Сверху накидывался расстегнутый кафтан.
- Позже под описываемым предметом одежды стали подразумевать приталенный длинный жилет без рукавов.
- У народов Азии — казахов, татар, киргизов — камзол был частью не только мужской, но и женской одежды. Он представлял собой жилет без рукавов или с коротким рукавом, длиной до середины бедра, приталенный. Его шили из бархата или парчи, он всегда был очень ярким и богато украшенным. Женщины надевали его поверх платья.
Тот камзол, который был частью дворянского костюма, шили из сукна, атласа, бархата или шелка, в зависимости от ситуации или времени года. Обычно он был из той же ткани, что и кафтан, составляя комплект. Так как вещь редко носили отдельно, спинку часто делали из холщовой материи. Благодаря этому человек не потел. Иногда на спине была шнуровка, ее затягивали по фигуре, чтобы изделие обтягивало, но не стесняло движений.
Камзол был очень яркой деталью одежды. Так как его передняя часть выглядывала из-под кафтана, ее богато украшали. Использовались такие декоративные элементы:
- вышивка шелком или блестками;
- галуны из серебряной и золотой нити;
- множество красивых пуговиц;
- синель — пушистый шнурок из шелка;
- металлическое кружево.
Такую вещь могли шить из ткани с набивным рисунком. Иногда она была контрастной по сравнению с кафтаном, к изделию также пришивались красивые накладные карманы. Богато украшенный камзол был предметом праздничной или вечерней одежды. На каждый день его шили из простого сукна.