Мужская и женская казачья одежда
Содержание:
- Костюмы в русском народном стиле
- Обувь
- Женский и мужской казачьи костюмы
- Головные уборы
- Оружие воина-казака
- Отличие одежды кубанских от донских казаков
- Женский русский народный костюм
- Костюмы-«парочки». Казачок. — frische_fische
- Детские танцевальные костюмы в русском народном стиле
- Особенности женского наряда
- Влияние кавказских традиций
- Казачий наряд | Страна Мастеров
Костюмы в русском народном стиле
Детский стилизованный костюм состоит из сарафана (материал – красный габардин). Свобода сарафана на талии фиксируется резинкой или завязкой на бант сзади. Передняя часть сарафана украшена аппликацией. Белая блузка пошита из сорочечной ткани с объемным рукавом-фонарик на резинке. Застёжка блузки выполнена сзади на пуговицу. Степень свободы предлагаемых изделий позволяет использовать их на несколько размеров.
Стоимость блузки – 1700 рублей, стоимость сарафана – 3000 рублей.
Женский костюм состоит из длинного сарафана (ткань габардин) и белой блузки. Юбка сарафана клешенная и отделана по низу рядами декоративной тесьмы.
Верх сарафана выполнен на широких бретелях с отделкой декоративной тесьмой. На линии талии использовано несколько рядов резинки для плотной посадки иделия.
Стоимость сарафана – от 4500 рублей.
Белая блузка сшита из сорочечной ткани и расшита тесьмой по рукавам. Стойка и горловина блузки выполнены из красного габардина и также расшиты тесьмой.
Стоимость блузки – от 2800 руб.
Стоимость варируется в зависимости от фактуры ткани, размеров изделия и используемой тесьмы.
Женский головной убор состоит из расшитой тесьмой плотной основы, выполненной из усиленного габардина. Для завязки использована атласная лента.
Стоимость головного убора – 800 рублей.
Мужская рубашка с декоративным поясом-кушаком.
Рубашка выполнена из молочного габардина со вставками красного цвета. Вставки отделаны декоративной тесьмой. Воротник-косоворотка с застёжкой на кнопках.
Стоимость комплект (кушак+рубашка) – от 3500 рублей.
Любой из представленных костюмов можно изменить с учетом пожеланий заказчика.
Обувь
Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.
У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:
- Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
- Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
- Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
- Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
- Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
- Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
- Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.
В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.
Женский и мужской казачьи костюмы
Женский костюм состоит из длинной юбки (красный габардин) с отделкой из цветной ткани и декоративной контрастной тесьмы. Пояс юбки на резинке (многоразмерный вариант). Кофта пошита из аналогичных тканей, отрезная по линии талии с баской и пышными рукавами. Отделочная ткань используется на кокетке и по верху рукавов.
Стоимость такого комплекта от 7000 руб.
Возможно изготовление головного убора, пошитого из красного габардина в виде полу-косынки с отделкой из объемной косы, выполненной из этой же ткани.
Стоимость данного головного убора – 1500 руб.
Казачий бешмет пошит из красной атласной ткани, отрезной по линии талии. Нижняя часть бешмета – слегка клешенная. Воротник-стойка отделан золотой тесьмой. Застёжка бешмета может быть выполнена на змейке или мелких пуговицах. В отделке застёжки используется золотая тесьма. Низ рукавов выполнен на широкой манжете.
Стоимость изделия 3500 рублей.
Шапка кубанка. Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.
Стоимость 2000 руб.
Головные уборы
Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.
Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.
По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.
Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.
Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.
Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.
Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.
Оружие воина-казака
Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.
Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.
В бою она висела на руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.
Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.
Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
КубанскиеДонские
Женский русский народный костюм
Танцевальные костюмы, стилизованные под гжель и хохлому. На фото представлены танцевальные платья длиной по колено, выполненные в стиле «гжель». Это платье-сарафан пошито из белого атласа с декоративными вставками из набивной бело-синей ткани. В платье использована юбка-солнце с оборкой из отделочной ткани. Рукава-фонарик с фиксированной по низу оборкой на резинке. Отделка рукавов и горловины – синяя контрастная тесьма.
Ориентировочная стоимость такого платья – 5500 рублей.
Второе платье в стиле «хохлома» с соответствующей цветовой гаммой.
Технологически оба платья пошиты одинаково. Они отличаются подборкой цвета. Любое из этих платьев можно изменить с учетом пожеланий заказчика.
Костюмы-«парочки». Казачок. — frische_fische
Пока искала материалы по позднему костюму на Русском Севере к новому спектаклю, набрала разного материала, так что буду выкладывать с картинками, чтобы не пропал.В конце 19-начале 20 века на Русском Севере еще сохраняется традиционный комплекс, состоящий из рубахи и сарафана, однако под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты, состоящие из кофты и юбки, сшитых из одной ткани — так называемые «парочки». Как и все городское, парочки поначалу были праздничной одеждой, показателем «статусности» и «продвинутости» носителя/-ницы.
В принципе, как парочку можно рассматривать минимум два варианта костюма: первый — это сарафан и надевающаяся на него сверху кофта из такой же или контрастной ткани, второй — это кофта и юбка. «Парочкой» могли называть оба варианта.
Комплекс «сарафан с кофтой» появился примерно во второй половине XIX в. Именно это время в деревенской женской моде появляется казачок — приталенная кофта с застежкой спереди, скроенная точно по фигуре.
В Вологодской области (Спасская волость, Тотемский уезд) уже в начале 20 века часть крестьянок носила поверх сарафана, сообразно новой моде, приталенную кофту с глухим воротом. К середине века кофты стали обычным явлением: днём ходили в сарафанах с рубахами, а вечером надевали сверху кофту. .Вот, на мой взгляд, один из прекраснейших костюмов. Заонежский, ансамбль музея Кижи (современная реконструкция с соблюдением традиционных технологий. И бусы, про которые я недавно писала:)).
Несмотря на то, что под казачок надевалась рубаха, сидел он на фигуре довольно ладно. Есть у меня подозрение, что таким образом деревенские модницы пытались обойти отсутствие корсета в их гардеробе — хорошо скроенный казачок на подкладке способен изрядно подтянуть фигуру. То, что он сидел довольно плотно можно судить по крою передней полочки: она имеет изгиб в районе талии и уменьшенное расстояние между пуговицами, а это означает, что как раз туда приходилось наибольшее натяжение:)Вот тут на моем «тренировочном» казачке видно эти три петли близко-близко.
Поглядите, как он сидит на бабе справа:
Казачки шили из тех же тканей, что и праздничные сарафаны — из штофа, шелка, «гарнитура». Как правило, использовались покупные однотонные ткани красного, синего, коричневого, кремового, розового, голубого цвета. Особой популярностью пользовалась жаккардовая ткань с растительным орнаментом (вспомним пресловутые «рипсовые», «павлиньи» шали).На рисунке каргопольский женский костюм 19 века
Обратите внимание на рукава «баранкой» — это отражение кроя, который учитывает естественный изгиб руки. Ну и локти меньше вытягиваются
Такие казачки отделывались так же, как и сарафаны — золотым галуном, бахромой по низу рукавов и по подолу. Кстати, тут мне пришел в голову еще один плюс казачка: он удачно вписался в праздничный костюм с штофной юбкой. Дело в том, что такие юбки в традиционном праздничном девичьем комплексе носились с полушубком (этот предмет называется по-разному в разных местах), а согласитесь, намного легче сшить кофту к юбке, чем менять наряд целиком:)
И вот тут же возник вопрос: а не был ли казачок поначалу все же бабьей одеждой? (впрочем, это журнал «Чудесные мгновения» может обладать для меня такой силой убеждения)
При этом по внешнему виду трудно понять, сарафан надет или юбка. Я додумалась только до того, что сарафан подпоясывали обычными ткаными поясами (шерстяными, но чаще шелковыми), тогда как юбки — больше поясами из ткани, так что если впереди висят концы пояса, то скорее всего это сарафан.
К сожалению, в книгах не всегда приводятся «выходные данные» костюмов, поэтому приходится предполагать и додумывать. Скажем, что-то мне подсказывает, что этот наряд поздний (сатиновая кофта и штофная юбка будто из разных пар):Казачок прожил очень долгую жизнь в народном костюме, оставаясь на пике популярности даже тогда, когда в городе о нем забыли. Поэтому можно найти различные варианты его исполнения: и из тафты, и из сатина, и из ситца.П.С. Думаю, если не сильно заморачиваться, то стоит просто учитывать, что чем ближе к 19 веку, тем монотоннее, согласованнее цвета и праздничнее ткань, чем дальше — тем больше разнобоя.Материалы:Кислуха Л.В. Народный костюм Русского Севера, 2006.Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда, 2009.Левачева Т.А. ПОморский народный костюм, 2007.Журнал «Чудесные мгновения» №№ 1/2002, 2(6)/ 2005
frische-fische.livejournal.com
Детские танцевальные костюмы в русском народном стиле
Костюм девочки состоит из комбинированного сарафана. Длина сарафана – чуть ниже колен. Юбка выполнена в стиле «солнце». Низ юбки отделан декоративной набивной тканью и окантован контрастной тесьмой. Основной тканью юбки является красный габардин. Верхняя часть сарафана выполнена из декоративной набивной ткани. Линия талии сзади фиксируется на резинку или на завязки. Степень свободы сарафана позволяет использовать его на 2-3 размера. Под сарафан одета белая свободная блузка с пышным рукавом на резинке и отделкой красным кантом в цвет сарафана. Ткань блузки – сорочечная.
Стоимость комплекта – 5000 руб.
Комплект для мальчика из рубашки с декоративным поясом и брюк. Рубашка выполнена из красного габардина с отделкой из декоративной ткани по низу рубашки, низу рукава и горловине.
В отделке используется желтая тесьма-вьюн. Застёжка горловины рубашки выполнена на кнопках. В качестве пояса используется основная ткань, с нашитой на неё декоративной тесьмой.
Брюки пошиты из черного габардина. Пояс брюк сзади выполнен на резинке, что позволяет использовать его на 2-3 размера.
Стоимость комплекта для мальчика составляет 2500 руб. (рубашка) + 1500 руб. (брюки).
Особенности женского наряда
Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.
Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.
Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.
И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.
Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.
Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.
Влияние кавказских традиций
Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.
Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака
Казачьи папахи
Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха
Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.
Для богатых казаков ее шили из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.
Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.
Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.
Черкеска – удобство и красота
Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.
Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.
Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.
Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.
Казачий наряд | Страна Мастеров
Добрый день, умницы-красавицы-рукодельницы. Делюсь своей новой «заморочкой» . Заказали мне сшить девчушкам казачьи костюмчики. Я подумала, что уж здесь проблем не возникнет. Наивная. Начать с того, что как оказалось в интернете не слишком много информации по казачьим костюмам, а уж наряд кубанских казачек найти просто не возможно. В лучшем случае фотографии кубанского хора. Но шить копию взрослого костюма для малышек мне совсем не хотелось. Вижу я такие на маленьких девочках. Атласные блузки с басками на девчушках смотрятся «клюквой» , а этого мне совсем не хотелось. Ткани решила использовать только натуральные- лён , хлопок. И нужно было что-бы смотрелось это празднично и нарядно. Девочки в храм будут ходить в этих нарядах. Показываю свой результат.
Это для младшей девочки. Анисья обладает очень своенравным и буйным характером, даже мерки снять оказалось большущая проблема. С большим трудом удалось измерить основные мерки и этим пришлось ограничиться. Поэтому решила рубаху шить регланом. С этой рубахой вообще устроила себе большой вынос мозга. Таких ляпов я себе ещё не позволяла.
То , что вы видите это уже второй вариант рубахи. Получилось так- шила я шила, два дня кропотливой работы. Всё получалось замечтательно и чудесно, мне нравилось и я была в полном восторге. И вот когда осталось обработать горловину я вдруг задумалась- странная какая-то выкройка. и тут до меня дошло, это не выкройка странная, это я овца! Я грудку сделала на спинке. Сказать, что у меня была истерика- ни чего не сказать. Моя мамуля быстренько ретировалась от меня подальше. Обидно было до слёз. Пришлось перекраивать, благо остались большие выпады и ткани хватило. Матушка потом сказала, что второй вариант ей больше нравится. Но в любом случае, уж как есть.Это ещё не последнее приключение с этой рубашонкой. Когда грудка была готова уже второй раз я поняла, что погорячилась с вырезом. Слишком широкая получилась щель. Пришлось вставлять узенькое кружево, его видно- белое шитьё. Получилось дополнительное украшение, но это вынужденный шаг.