Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование

Инструменты для мезенской росписи

Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.

Для начала вам понадобятся:

  • Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
  • Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
  • Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.

Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки. При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые

Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.

Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи. Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка». И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.

Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.

Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.

Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Символы изобилия: чудо сотворения жизни из основных элементов

Количество сюжетов мезенской росписи, при всей ограниченности художественных средств, может быть бесконечным. Основные сочетания знаков в них повторяются.

Важнейший символ изобилия и благосостояния – ромб. Сознание воспринимает его как видоизмененный квадрат, символ зачавшей земли. Логическое продолжение ромба – множество ромбов, их цепочка, говорящая о роде, череде рождений, непрерывности жизни.

Символы благополучия размещали на одежде и полотенцах, использовали при украшении жилищ. Основные фигуры дополнялись символами энергии, изображениями растений, цветов и плодов. Для кого-то главным центром композиции становился крест, дополненный четырьмя спиралями. Кто-то делал основой композиции квадрат, символ земли и стабильности, кто-то окружал ромб цветущими растениями.

Предлагаем посмотреть интервью мастера мезенской росписи Куликовой И.Ю., которая рассказывает об истории и значении узоров.

Для каждого мастера или мастерицы, для каждой прялки, братины, вышивки композиция, призывающая благополучие и изобилие, была строго индивидуальной. Это было действительно сакральное творчество. При этом азбука росписи должна была использоваться грамотно, общая схема соблюдалась, неписанные правила никогда не нарушались. Самым важным считалось не достижение личного успеха, а сохранение общей гармонии мироздания. Эти же законы следует выполнять художникам, которые учатся мезенской росписи сегодня.

Узоры в простой и косой клетке

Рассмотрим несколько сюжетов, расположенных внутри квадрата или ромба (простой или косой клетки).

Самый простой рисунок в квадрате со сторонами красного цвета может изображать несколько извилистых линий, нарисованных сверху вниз. Таких линий может быть от пяти до десяти. Они изображают дождь, влагу, и одновременно процесс обработки земли. Цель рисунка: материальное благополучие, плодородие, хороший урожай.

В квадрате может располагаться символ растения (четырехлистник), дополненный столькими же круглыми элементами (тепло и солнце в достаточном количестве). Та же молитва о хорошем урожае, но уже более широко читаемая (пожелание благополучного климата не только для растений, но и для семьи, детей). Как видите, рисунок не обязательно включает все четыре элемента, той энергии, недостаток которой ощущается, может быть больше.

Ленточный орнамент

Как и вся мезенская роспись, узоры ленточного орнамента основаны на повторяемости элементов.

Обрамляется обычно двумя линиями (прямой и извилистой, земля и вода). Большое количество одинаковых символов дает динамику, энергию для достижения цели, символизирует непрерывный и благополучный ход жизни.

Основные элементы простого орнамента в мезенской росписи:

  1. Земная твердь – прямая линия.
  2. Сырая земля (мать всего живого) – две прямые линии с одной извилистой между ними.
  3. Треугольники (горы) – символ роста.
  4. Ромб (с крестом, квадратом или точками внутри) — вспаханное, засеянное поле.
  5. Корни, цветки, ростки, семена.

Таким образом, самые распространенные орнаментальные ленты могут состоять из повторяющего цветочного узора (символ цветок), цветы разделены маленькими крестиками (тепло, свет, солнце) и окружены двойной или тройной полосой (прямой и извилистой). Этот орнамент – очень распространенный шаблон, своего рода констатация благополучия, выражение желания его продолжения, сохранения статус-кво. Орнаменты детских вещей и вещей для беременных чаще включали элементы, связанные с ростом (треугольники, семена).

Дополнительные элементы росписи

Эти элементы — самые тонкие и загадочные, передают эмоции мастерицы, завершают замысел. К ним относятся: зигзаг (и перышко), завиток (а также двойной и парный), спирали и знаки коловорота.

Элементы и символика мезенской росписи

Глубина многоярусных символов росписи притягивает взгляд и интригует мифологическим прошлым  северных народностей древности. Каждый знак, будь то круг, квадрат, ромб или точки, расположены строго на своих местах и несут сокральный смысл.

Здесь отражается три мира: подземный, наземный и небесный, что является основой шаманизма народов Севера. Между схематичным изображением миров оставляли место для нанесения схематических символов животных, птиц и природных явлений.

При пристальном разглядывании этих простых линий, можно прочитать, что задумал мастер в своей работе:

  • прямая линия — показывает на земную твердь;
  • косые, исходящие от прямой – природу, проявленную через слезы небес: дождя, града и гнева стихии — грозы;
  • волны и изгибы – отражают водную бушующую стихию;
  • многочисленные короткие штрихи или пунктиры – первоэлемент природы, показывающий ветер и воздух;
  • спиралевидные узоры – символ, объединяющий в себе силу энергии огня и солнца, пульсацию движения и скоротечности времени. Спираль — часто встречающийся элемент в природе, от неземных галактик до морской раковины. И в росписи этот знак сопровождает почти все узоры.

Предметы, в частности прялки, разделялись схематично на три части. Каждая часть обязательно разделена двумя параллельными горизонтальными полосами различной ширины и формы, между которыми наносятся декоративные изображения.

Каждый элемент имеет определённое значение и располагается в определённом порядке:

  • Одиночные красные кони или олени, бегущие друг за другом, олицетворяют движение солнечного светила по горизонту, являющееся символом жизни. Если конь изображался на крыше жилища, он являлся оберегом. Солярные знаки рядом с животными показывают, что люди верили в их внеземное происхождение. Мастера наносят эти элементы по центру росписи, выделяя их крупным размером на фоне остальных.
  • Птицы: гуси, утки и лебеди, считаются душами умерших, которые находятся всегда поблизости с миром живых.
  • Цветы, плоды, деревья, семена — знаки плодородия Матушки-Земли.
  • Ели, сосны или лиственницы — олицетворение мужской силы.
  • Оленихи — это небесные роженицы, дарующие жизнь каждому бьющемуся сердцу на земле.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.

Ну что, отправимся?

Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.

Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)

За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)

(Воспитатель надевает шапочку оленя, включает фоновую музыку)

Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям,

В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)

А вот и деревня, устали с дороги?

Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)

Давайте сядем поудобней, да песню послушаем

Воспитатель (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая

Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.

(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)

Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)

Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа.Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.

Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи,которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.

А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?

(ответы детей)

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять — наши пальчики будут рисовать.

Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.

Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.

(Звучит фонограмма Северного хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)

По окончании времени, воспитатель накрывает на стол и созывает детей.

Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?

Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?

Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные,я хочу прочитать это стихотворение:

«Мезенской роспись зовётся,

В каждом рисунке добро

В сердце твоём отзовётся

Нежною сказкой оно.

В строчках еёможно встретить:

Оленей, коней, мчащих вдаль,

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса,

Даром своим совершая

Счастья любви чудеса».

А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем наше село. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)

Шаг 1. Создаем орнамент для тарелки

Начнем с изображения тарелки. Растягиваем круг  с обводкой красным цветом и заливкой цветом F9E2AE.

Толщину обводки подберите, как говорится, на глаз.

Добавляем еще один контур, это круг. Обводку задаем красным цветом, а вот заливку можно отменить. Толщину обводки сделайте меньше чем у внешнего круга приблизительно в три раза.

Теперь создадим орнамент между двух обводок. Очень часто в орнаментах мезенской росписи присутствуют треугольники. Так мы и поступим.

Рисуем треугольник с красной обводкой. Внутри первого треугольника нарисуйте еще один треугольник с заливкой черным цветом. Далее выравниваем оба контура и группируем Ctrl+G.

Теперь нам необходимо несколько копий этого треугольника. Точное количество нужно подобрать опытным путем. У меня получилось 27 штук. Для «размножения» используем Ctrl+C/Ctrl+V.

После создания нужного количества копий рисуем окружность радиусом меньше внешней обводки и больше внутренней. Выделяем все элементы (треугольники и окружность) и заходим в меню Объекты-расставить.

В закладке Полярные координаты указываем По последней выбранной окружности и жмем Расставить.

В результате имеем треугольники расставленные по окружности. Если необходимо увеличить или уменьшить количество треугольников, то отменяем расстановку Ctrl+Z, затем добавляем (удаляем) треугольники и опять расставляем.

Так как я буду добавлять еще элементы в орнамент,  между треугольниками я оставил свободное пространство.

Рисуем еще один элемент орнамента- елочку, ее размер сопоставим с треугольником. Для этого используем кривые Безье. Рисуем вертикальную линию, а потом добавляем ветки справа и слева.

Выделяем элементы елочки, группируем. Затем «размножаем» и опять расставляем по окружности как на предыдущем шаге. Группируем все елочки.

После группировки размещаем между треугольниками. Выравниваем. Отлично.

Рисуем еще одну окружность красного цвета внутри созданного орнамента.

Между двумя внутренними окружностями размещаем еще один простенький орнамент. Для этого рисуем два круга (на рис. слева), накладываем и применяем операцию с контурами Разность. Дублируем полученный элемент (на рис. в центре) и отражаем по горизонтали. После чего группируем оба элемента (на рис. справа).

В очередной раз «размножаем» элемент орнамента и размещаем по окружности. Выравниваем все элементы тарелки и группируем. Фу-у-у, готово.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи

Из перечисленных элементов мезенские мастера создавали бесчисленное количество сюжетов. Среди символов природы в этих росписях появлялись главные герои: птицы, растения и животные. Сложность задачи состояла в том, чтобы вписать в картину мира живые существа, обладающие определенной индивидуальностью, имеющие свою ценность и свою жизненную задачу, и при этом сохранить гармонию.

Животные

Довольно часто в свои композиции включает мезенская роспись другое животное, это олень. Некоторые исследователи утверждают, что олени – символ свободы, символ тяготения поморов не к центру, а к северу, северным народностям, с которыми дружили, заключали родственные союзы, с которыми старались делиться опытом и знаниями.

Деревья и цветы

Деревья – источник жизненных сил и резервов, символ роста и стремления к лучшему.

Русский север – заповедная земля, на которую сегодня мы смотрим с надеждой и пониманием: среди суровой природы и жизненных трудностей сохранились цельные характеры, крепкие русские люди с правильными жизненными ценностями. Воздействие народного искусства северных промыслов может быть очень глубоким.

Практическое руководство по выполнению мезенских узоров представлено в статье: «Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование».

Техника нанесения рисунка

Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Немного о истории

Мезенская роспись по дереву – достояние XIX столетия, направление, сформировавшееся в низовьях реки Мезень. Родиной данного типа росписи крестьянской утвари считают село Палащелье, потому второе название художественного течения – палащельская роспись. Наиболее древней прялке с мезенскими мотивами уже чуть более 200 лет, но это только один из найденных датированных артефактов. В рукописных книгах XVIII столетия также встречаются мотивы, присущие промыслу русского Севера.

Потому, предполагают эксперты, мезенская роспись свою историю возникновения еще может открыть для исследователей. И она может оказаться более долгой, чем принято считать. Задачей направления было украшение предметов крестьянского быта. Интересно, что техника, орнамент, все возможные секреты промысла передавались в семье строго по мужской линии.

Короба и прялки из Палащелья пользовались немалым спросом, торговый путь по реке Пинеге позволял доставлять их в другие регионы, то же происходило с Двиной, Печорой, Онегой. У мезенской росписи архаичное начало, и это особенно ценно. Предполагается, что это одно из самых древних славянских художественных направлений, дошедших до нас. Есть мнение, что истоки его могут быть в древнегреческом искусстве. Но некоторые эксперты уверены, что это роспись Республики Коми, ее отголоски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector