Удивительные обычаи и забавные традиции мордовского народа

Государственный музыкальный театр им И.М. Яушева


Государственный музыкальный театр им И.М. Яушева.
1

В списке основных храмов искусства Мордовии – театр им. Иллариона Яушева, советского певца и заслуженного артиста. На подмостках театра ставятся только музыкальные произведения: опера, мюзиклы, балетные постановки, концерты классической музыки. Создан театр в 1935-м и не раз менял название и статус.

В 2011-м музыкальный театр получил красивое красно-белое здание вместимостью свыше 700 зрителей. Дизайн постройки явственно намекает на ее предназначение. По душе исполнителям и зрителям пришлась более масштабная сцена и технические новшества, примененные в организации внутреннего пространства.

Адрес: Государственный музыкальный театр им И.М. Яушева, улица Богдана Хмельницкого, Саранск, Мордовия, Россия.

Парк культуры и отдыха имени Пушкина


Парк культуры и отдыха имени Пушкина.
1

Одно из лучших мест, чтобы отдохнуть в окружении природы – ПКиО им. Пушкина в Саранске. Раньше здесь находилась Успенская площадь и одноименная церковь; активно шла торговля. Но в XIX в. здесь решено было насадить деревья и обустроить городской сад. В честь Пушкина его назвали в 1899-м. В нем действовал театр и кинозал, проводились массовые гуляния. В 1935-м сад превратили в ГПКиО, площадь была расширена, появились новые насаждения, танцпол, кафе.

Сегодня парк занимает площадь в 40 гектаров. Недавно прошла очередная реконструкция с учетом тенденций ландшафтного дизайна. Были построены новые аттракционы, появился прокат водного транспорта. В прудах парка обитают утки, которых кормят отдыхающие. Есть зоосад, цветочный календарь, памятники. Полюбоваться на зеленую достопримечательность с высоты можно с колеса обозрения. Также сохранилась старая Успенская церковь.

Адрес: Парк имени А.С. Пушкина, улица Московская, Саранск, Россия.

Национальная библиотека имени А. С. Пушкина


Национальная библиотека имени А. С. Пушкина.
1

Это крупнейшая государственная библиотека на территории Мордовии. Основана она в конце XIX в., а количество единиц хранения сегодня превышает 1 млн. В 1899-м это была лишь небольшая читальня с фондом в 353 книги. Фонды пополнялись преимущественно через благотворительность.

Библиотека несколько раз сменила название. В честь Пушкина ее переименовали в 1939-м. А в 1970-м она переехала в новое большое здание на ул. Хмельницкого. Для создания обширных фондов библиотека взаимодействует с учреждениями Венгрии, стран Прибалтики и других государств.

Адрес: ГБУК «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия», улица Богдана Хмельницкого, Саранск, Мордовия, Россия.

Мордовские украшения

Мордовские национальные костюмы не могли существовать без украшений. Аксессуары – это очень важная часть любого одеяния. Женские украшения у мордвы многочисленны. Какими же они были?

  • Популярными были височные украшения – они изготавливались из монет, бисера и пуха. Такой аксессуар прикрепляли к головному убору.
  • Налобные украшения – очень любили мордовские девушки бахрому, сделанную из перьев селезня. Она пришивалась к тесьме. В ходу были и узкие тканевые полосы, разнообразно украшенные.
  • Накосники – чаще всего изготовлялись из бисера.
  • Наушники – это кружочки из бересты или картона, обтянутые тканью и украшенные бисером, вышитыми цветами. Уши украшались и серьгами. Мордовский национальный костюм, фото которого представлено в статье, позволяет судить о многообразии и яркости женских аксессуаров.
  • Нагрудные украшения – очень разнообразны. Это были всевозможные бусы, ожерелья, воротники и сетки из бисера.
  • Наручные украшения – браслеты и перстни.
  • Набедренные украшения – отдельный вид женских аксессуаров мордвы. Такие украшения могли быть как с валиком, так и без него. Холст прямоугольной формы с зашитым внутрь войлоком либо картоном — это и есть пулай или пулакш. Сверху его обшивали бисером, далее шли слои пуговиц и позумента. После нашивалась черная бахрома, имевшая длину, которая доходила до колена. Шерстяная бахрома перемешивалась с цепочками из меди.

Праздники мордвы

В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.

Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.

Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.

Праздники у мордвы веселые и массовые. На фото представлен праздник Раськень Озкс / mordovochka.blogspot.com

Языческие корни культуры мордвы

Несмотря на то, что большинство представителей мордвы сегодня являются христианами, в их обычаях ярко выражены и языческие отголоски верований далёких предков. Например, весной на праздник Пасхи мокша и эрзяне приносят дары умершим, а также просят у духов представителей своего рода послать хороший урожай и благополучие семьям.

По осени на полях Мордовии можно увидеть несколько несжатых полос ржи. Это также связано с языческими культами. В старину мордовский народ поклонялся богу плодородия Нороваве. Ему приносили хлеб и соль, что раскладывали в меже на поле, а также оставляли несколько полос пшеницы или ржи, что считалось даром божеству.

Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru

Мордва – яркий и самобытный народ, что гордится своими богатыми культурой и историей. Традиции мордвы отражают влияние русского и других соседних народов, причём некоторые эрзянские и мокшанские культурные особенности значительно отличаются.

Народы Мордовии – это люди, что с давних времён уважительно относятся к родному краю, природе, старинным обрядам и традициям. Несмотря на это, мы очень мало знаем о культуре мордвы, а потому стоит продолжать её изучение, ведь каждый раз происходит новое открытие.

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай. Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам. Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.

Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.

Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, «змеиная головка», «крылышки», «солнечные узелки», «козьи копытца» или «куриные лапки» были взяты из жизни.

Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.

Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.

История

Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Свадебные традиции мордвы

Даже в наше время мордовский народ придерживается старинных обычаев. Одним из самых главных событий в жизни человека является свадьба. Ещё пару веков назад бракосочетание совершалось разными способами: уходом или самокруткой, сватовством.

Первый вариант подходил для представителей низших социальных слоёв, бедняков, что не могли позволить себя расходы на праздник. Второй вариант у мордвы был более распространён. Он предполагал проведение важных обрядов, отправление сватов, предварительные переговоры между будущими родственниками.

Девичья баня – свадебный обряд мордвы / Laurence Griffiths

Накануне свадьбы невеста должна была пройти ритуал очищения. Называли его “девичьей баней”. Для мордвы особую священную силу имела вода, почитание которой сохранилось с языческих времён до нашего дня. Перед бракосочетанием невеста должна была очиститься от грехов и недобрых сил, что могли подойти к ней.

Не менее важным обрядом было “причитание над кашей”. Он заключался в подношении родственницами каши (иногда её заменяли лепёшками). Получая их, невеста благодарила и начинала жаловаться на свою судьбу. Да, это было обязательным аспектом подготовки, даже если девушка с нетерпением ждала праздничного дня и была влюблена в своего жениха.

В старину такие причитания могли продолжаться около недели, а позднее сократились до нескольких дней. Сегодня подобной традиции мордвы практически нельзя увидеть, однако путешественники рассказывают, что в отдалённых селениях ещё сохранился однодневный обряд жалоб и плача. По его завершению невеста дарит своей лучшей подруге кольцо или гребень, перевязанный лентой. Такой подарок символизирует прощание с девичеством.

Финальной и самой торжественной частью свадьбы является забирание невесты. В этом обряде участвуют крёстные мать и отец жениха и уредев (человек, который должен охранять повозку). Интересно, что свадьба у мордвы представляет собой сложную структуру, где есть даже свои “чины”.

Свадебная традиция мордвы – забирание невесты / penza-press.ru

Музейно-этнографический центр «Мордовское подворье»


Музейно-этнографический центр «Мордовское подворье».
1

Коренные народы Мордовии объединены под названием мордва. Два субэтноса в их составе называются эрзя и мокша. Прикоснуться к их древней культуре и быту можно в музейном комплексе «Мордовское подворье». Экспозиция включает элементы традиционного зодчества и знакомство с особенностями ведения хозяйства в XIX в.

В центре проходят интересные и познавательные экскурсии, посвященные традициям мордвы, верованиям и промыслам. Посетители могут примерить традиционную одежду и даже сами поучаствуют в ведении быта. Также предлагают мастер-классы по изготовлению лаптей, кукол и предметов декоративного искусства. На территории парка, окружающего комплекс, расставлены скульптуры языческих мордовских божеств, вырезанные из дерева.

Адрес: Мордовское подворье, Саранская улица, Саранск, Мордовия, Россия.

Озеро Инерка


Озеро Инерка.
1

Этот красивый природный памятник расположен в 70 км от Саранска. Название буквально означает «великое озеро». Площадь Инерки – около 56 км2, это самый крупный водоем в республике. По происхождению он карстовый, вода имеет зелено-голубой оттенок.

В озере обитает большое количество рыбы (щука, окунь, лещ, плотва, язь и др.), на берегах гнездятся водоплавающие птицы. Летом водоем украшен изящными кувшинками. Берега озера поросли хвойными и лиственными лесами, встречаются дубравы и березовые рощи. В лесах много грибов и ягод. Каждый год Инерку посещают тысячи туристов. Они разбивают палаточные лагеря, занимаются рыболовством и сбором даров природы.

Адрес: Инерка, Мордовия, Россия.

Черкешенки

Как рассказывают исторические и литературные источники, черкешенки, абазинки, кабардинки и адыгейки всегда считались необыкновенно красивыми, страстными и изящными. Когда-то они становились самыми желанными наложницами султанов. В поэзии стран Европы и Америки о черкешенках представляли как идеал женской красоты.

Сам царь Иван Грозный женился второй раз на дочери кавказского мурзы, которая была известна своей красотой. Прекрасная невеста послужила прототипом для Шамаханской царицы, которой восторгался в своем произведении А. С. Пушкин.

Одна из самых знаменитых российских певиц — черкешенок Сати Казанова. Эта красавица не только поп-исполнительница, но и актриса, джазовая певица, рекламный представитель нескольких крупных компаний.

Еще одна красавица-адыгейка — певица Фатима Дзибова.

Авторы Гайдпарка

  • Кристина Самсонова

    Польша спешит допилить свой Baltic Pipe на фоне проволочек с СП-2

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    СССР и заграница

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Эрдогану подарили карту «тюркского мира». На ней около 20 российских регионов

    Читать полностью

  • Евгений Шнуровский

    Шестикратная ложь Рашкина как зеркало коммуно-лживости — от быта до идеологии

    Читать полностью

  • Юрий Сенаторов

    Очень точно об антиваксерах

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Открытое обращение к борцам с коррупцией в сфере ЖКХ

    Читать полностью

  • Валерий Советский

    Доверяете ли вы нынешней власти в Российской федерации?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Сельхозработы горожан в СССР. Кушать нам надо было

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Жириновский видит Медведева в качестве председателя Конституционного суда

    Читать полностью

  • Sova

    Помогут ли QR-коды победить коронавирус?

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    День в истории. Бархатная революция

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вам приходилось закатывать сцены модераторам?

    Читать полностью

Село Старая Теризморга


Село Старая Теризморга.
1

Старая Теризморга – село, расположенное на берегу р. Сивини. Его возраст приближается к 500 годам. В XVI столетии первые поселившиеся здесь народы занимались земледелием и пчеловодством. К началу XX в. население Старой Теризморги возросло до 3 тыс. человек.

Сейчас это культурно-просветительский центр, где бережно хранятся старинные традиции, обычаи и промысли. Жители села до сих пор носят традиционные костюмы мордвы, поют народные песни, занимаются рукоделием.

В Центре национальной культуры действуют учебные программы для детей по вышиванию и бисероплетению. А взрослые могут посетить кружки хорового пения. Также в селе находится музей этнографии «Крестьянская изба». Внутри построек воссоздан старинный быт и интерьер. Еще одно приятное дополнение к программе – возможность отведать национальные блюда Мордовии.

Адрес: Старая Теризморга, Мордовия, Россия.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь


Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
1

Санаксарская мужская обитель распложена в излучине р. Мокши. Со всех сторон ее окружают стены дремучих лесов с чистыми озерами и святыми источниками. Основан монастырь был в XVI в. и насчитывает уже свыше 350 лет. Правда, через какое-то время он пришел в запустение. Спасло обитель вмешательство монаха Феодора, дядюшки адмирала Ушакова. Кстати, сам адмирал покоится на территории монастыря, на могиле ему установлен памятник.

Большинство построек Санаксарского монастыря относится к XVIII-XIX вв. Архитектурная доминанта комплекса – церковь Рождества Христова, выдержанная в традициях рококо и украшенная прекрасными росписями. Также есть другие храмы, монашеские корпуса, лазарет и гостиница. 

Адрес: Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, Республика Мордовия, Россия.

Весёлые мордовские праздники

Зимней порой у населения начинается период разнообразных торжеств. До появления христианства жители Мордвы отмечали «роштовань кудо». К празднику люди строили с нуля или арендовали домик, где молодежь поселения устраивала пляски и веселье, проводила магические ритуалы и развлекалась многочисленными играми.

На Новый год, до крещения республики, мордовский народ выкладывал на стол разнообразные яства и возносил молитву божествам, прося у них здоровья и хорошего урожая.

С приходом христианства ритуальные процедуры стали целомудренней, но веселья от этого меньше не стало. Рождественский Сочельник народ мордва именовал «калядань-чи» (День Коляды). Праздник ассоциировался с зарождением нового светила после долгой и холодной зимы.

Отмечали «калядань-чи» весело и с размахом. Детки ходили по дворам, голосили задорные песенки. За мини-концерты жители поселения угощали их пирожками, которые каждый этноним именовал по-своему (у мокшан – «пярякат», у эрзя – «калядань прякат»).

На Масленицу парни предлагали девушке, которая им нравилась прокатиться на саночках. Парочками перекидывались между собой шуточками, устраивали бои снежками. Обязательное лакомство праздника – блины с разнообразными начинками.

Весенние празднества мордовского народа также уникальным образом объединили в себе язычество и христианские традиции. На Пасху люди вспоминают о покойных, просят у них счастья и долголетия.

Осенней порой также не обходилось без веселых праздников. В этот период население занималось сбором урожая. Во времена язычества жители Мордовии поклонялись богу плодородия Нороваве. Чтобы «наладить контакт» с мистическим существом люди приносили хлеб и соль, в меже оставляли несжатые полоски ржи.

В октябре отмечали Покров день, торжество предназначалось исключительно для милых барышень. В эту дату проводили ритуал под названием «покров баба». Мордовки облачались в невероятные наряды и ходили по избам, пели веселые песни, танцевали с метелкой.

Подобный ритуал помогал избавиться от домашних вредителей, сверчков и тараканов. За труды женщин награждали вкусными пирогами.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Мордва -два разных народа, имеющих разные имена

Традиционные ритуалы мордвы

Мордва — вообще не самоназвание и сами его носители не употребляют. Этот народ состоит из двух частей: луговая и горная мордва, соответственно мокша и эрзя, которые резко контрастируют по языку и внешнему облику.Русские просто обозначили общим названием комплекс местных народов, чтобы упростить их классификацию.Мокша и эрзя друг друга отличают, до 20 века они старались не вступать в смешанные браки, имеют разные языки, национальные костюмы и обычаи.Антропология показывает, что эрзя и мокша произошли от разных предков!

Мордва-мокша

Мокшане — приземистые, широколицые, преимущественно балтидного антропологического типа, с признаками смешения с тюркскими народами.

Мордва-эрзя

Эрзя — рослые, стройные, узколицые, по многим параметрам схожие с ранними славянами и даже восточными германцами ( длинное узкое лицо,прямой нос, светлая пигментация глаз и кожи). Некоторые исследователи всерьез пытались обосновать происхождение эрзя от каких-то славянских групп, или даже готов Германариха. При всем сказанном выше, обе ветви мордвы светловолосые и светлоглазые, с белой кожей и умеренно рослые, что часто делает их неотличимыми от белорусов или русских. Но в составе обоих народов есть существенный процент людей имеющих темные глаза и волосы, черты туранидных типов — это следы контактов с тюрками и хазарами, которые принесли неевропейские компоненты в генофонд. Кроме них, существуют еще мордва-шокша и мордва-каратаи, куда менее многочисленные.

Славянки

К этой большой этноязычной группе относятся русские, белорусы, сербы и т.д. Проживают славяне на достаточно обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и вплоть до Дальнего Востока России. Многих иностранцев, которые приезжают в Россию или на Украину, привлекают именно славянки. Всё дело в том, что такой тип женского лица очень миловиден из-за правильных пропорций, светлой кожи и голубых глаз. Правда, сейчас народности уже все перемешались и найти чистокровную славянку очень сложно.

Сейчас самая известная певица-славянка в России — Полина Гагарина.

Красоту славянок не раз отмечали на конкурсах красоты. Первой российской девушкой, победившей на престижном конкурсе «Мисс мира» стала Юлия Курочкина в 1992 году.

Многие славянки добивались успеха на поприще конкурсов красоты: Оксана Федорова из Санкт-Петербурга, Светлана Королева, София Никитчук из Екатеринбурга, Елена Рогожина из Самары и т.д.

Одной из самых красивых русских актрис считается Ирина Алферова, которая играла в таких фильмах как «Хождение по мукам», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Василий Буслаев».

Еврейки

В крови многих красавиц течет именно еврейская кровь. Причем фамилии этих представителей российской эстрады у всех на слуху.

Анжелика Варум (настоящее имя Мария Юрьевна Варум)

Отец Юрий Игнатьевич (Ицхакович) Варум вспоминает: «Фамилия моего деда Робак, он родом из Варшавы, где родился и мой отец. Когда началась Вторая мировая война, его братья и сестры, вынужденные бежать из Польши, решили взять себе редкую фамилию «Варум», чтобы после войны легче было найти друг друга. Застрявший в Варшаве мой дед Юдка погиб в гетто вместе со всей семьей. Человек глубоко религиозный, он пользовался большим авторитетом, к нему, словно к ребе, приходили за советом, решением спорных вопросов«.

Лариса Александровна Долина (Лариса Александровна Кудельман)

Лариса Долина родилась в Баку в еврейской семье строителя Александра Марковича Кудельмана и машинистки Галины Израилевны Кудельман (урожденной Долиной).

Жасмин

Певица Жасмин родилась в семье горских евреев. Ее прабабушка сейчас живет в Израиле.

Лолита Марковна Милявская (Лолита Марковна Горелик)

Ее родители  — Марк Львович Горелик и Алла Дмитриевна Никифорова. В 1972 году родители развелись, а через два года отец эмигрировал за границу в Израиль.

Кстати, по мнению опрошенных в „Комсомольской правде“ в 1999 году, самой красивой еврейкой России в конце века была признана советская и российская актриса, народная артистка СССР Элина Быстрицкая. Она родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье.

Современный костюм мордвин

В последние десятилетия в Мордовии идёт возрождение народного костюма. Его надевают на проведение обрядов, национальные праздники, концерты, некоторые официальные мероприятия. Один из матчей Чемпионата мира по футболу-2018 ознаменовался в Саранске карнавальным шествием, где были задействованы горожане в традиционной мордовской одежде.

Студенты Саранского художественного училища, вдохновлённые национальными мотивами декоративно-прикладного творчества, пропагандируют их включение в повседневные или праздничные наряды. В своих курсовых и дипломных работах они используют элементы кроя и вышивки старинных костюмов, создавая современную одежду в этно-стиле. Получаются очень удачные и свежие образы.

Религия и обычаи

До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие

В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью

Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.

Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.

Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.

Мордовский женский национальный костюм

Специалисты отмечают, что их женские костюмы выглядят особенно красочно. Они считаются вершиной декоративно-прикладного искусства среди местных представительниц прекрасного пола. При этом, он подразделяется на мокшанский и эрзянский подтип. А они, в свою очередь, делятся еще на несколько разновидностей.

Известно описание мордовской рубахи, описание которой делал этнограф начала XX столетия. Он писал, что нашивки на рубахе расположены довольно оригинально. Она очень напоминает верхнюю одежду византийских царей — далматик. Особую торжественность ей придает большое количество шерсти.

Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь


Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь.
1

Маленький мордовский город Инсар гордится одной из наиболее молодых в стране святых обителей – Свято-Ольгинским монастырем. Раньше здесь находился гостевой дом для монахинь других монастырей, посещавших Инсар. Затем была построена церковь, освященная во имя княгини Ольги, а 1909-м был основан полноценный монастырь. При советской власти обитель превратили в музей, но сейчас она восстановлена и возвращена верующим.

Самая примечательная постройка монастыря – храм в неорусском стиле, увенчанный 15-ю маленькими главками на тонких барабанах. Они смягчают и облегчают тяжеловесность фасадов

Также в облике храма обращает на себя внимание изящный декор и высокие узкие окна. На территории обители есть хозяйственные помещения, жилые корпуса, трапезная, сад и источник со святой водой

Адрес: Свято-Ольгинский женский монастырь, улица Гагарина, Инсар, Республика Мордовия, Россия.

Мордовская обувь

Мордовские национальные костюмы имели и традиционную обувь. Самой распространенной обувью женщин и мужчин Мордовии были лапти. Они изготовлялись из лыка вяза или липы и имели особое косое плетение и низкие борта. Ступни, в которых работали дома и во дворе, плелись из широкого лыка.

На праздник надевали остроносые кожаные сапоги со сборами и массивным задником. Шилась такая обувь из сыромятной коровьей кожи. В холодное и снежное время года в ходу были валенки черного, серого и белого цветов. Нижними и верхними портянками оборачивали ступни и икры. Если погода была слишком холодной, то поверх портянок надевали онучи. Современные чулки мордовские женщины стали использовать поздно. Их вязали крючком либо обычной иглой.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Никольская церковь в Саранске


Никольская церковь в Саранске.
2

Храм в столице республики, освященный изначально во имя Николая Мирликийского, был заложен в XIX в. К тому времени действовавшие в городе церкви пришли в негодность, и строительство было продиктовано необходимостью. При большевиках в здании Никольской церкви действовали склады и мастерские, позже различные учреждения и музей. К счастью, сильный ущерб храму нанесен не был, а в 1990-м он вернул свое значение и был переосвящен во имя Николая Чудотворца.

Храм выполнен из красного кирпича и увенчан широкими куполами с золочеными главками. В ансамбле выделяется многоярусная звонница, также накрытая золоченой маковкой. В целом облику Свято-Никольской церкви недостает легкости, особенно в нижней части, но смотрится он все равно интересно и служит в Саранске одной из обязательных к посещению святынь для верующих.  

Адрес: Никольская Церковь, Саранск, Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector