Папаха кавказская

ЧЕЧНЯ. Чеченская папаха — «шапка для чести»

ЧЕЧНЯ. Папаха – традиционный головной убор, популярный у горских народов и русских казаков на Кавказе. Знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев даже на паспорт сфотографировался в папахе, хотя это противоречило советским законам. Однако мало кто знает, что чеченская папаха имеет отличия от меховых шапок соседних народов.

Когда и как появились папахи

Никто точно не знает, когда папахи впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной исследователями Академии наук Чеченской Республики, приводится интересная легенда о происхождении этого головного убора, которую рассказывали вайнахские старожилы. Согласно сюжету, ещё в VII веке чеченцы, услышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Путь был неблизок, и когда горцы добрались до Медины, их ноги оказались сбиты до крови. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки, чтобы обертывать ими ноги. Но чеченцы решили, что шкурки слишком красивы, да и уважение к Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом. Вместо этого кавказцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок, чтобы носить их с гордостью.

Особенности чеченской папахи

По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.

В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.

Папаха как символ чести и достоинства

Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.

Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.

«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.

Горцы говорили, что «шапку носят не для тепла, а для чести». По этой же причине папаху не снимали и в помещении, даже если было жарко. Эта традиция имела определённые негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространяли среди местных жителей самые нелепые слухи – дескать, новые поселенцы едят людей, а на голове у них рога. Чтобы убедиться в этом, казахи порой пытались сорвать с кавказцев папахи. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь.

Однажды в ходе подобного конфликта от рук чеченца Жавлади Джанаралиева погиб комендант города Алга в Актюбинской области. Казах пришёл к горцам во время празднования Курбан-Байрама и начал срывать с уважаемых старейшин папахи, требуя показать ему «рога». Джанаралиев заступился за своих соотечественников и убил коменданта, за что был приговорён к 25 годам лишения свободы.

checheninfo.ru

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Виды папах

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберём, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями. На Руси до XIX в

папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха»

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

«воронье гнездо»

Мужская кавказская шапка из овчины

Речь пойдет о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели ее в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьем для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

  • Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорожденных барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
  • Чабанские – распространенный кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки ее могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
  • Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обернутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

  • на каждый день — темная или бурая;
  • для свадебного торжества и праздников — белая;
  • для похоронного обряда — черная.

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодоженам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector