Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих

Содержание:

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева – это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Выбор кружева для пошива изделий

Если вы хотите выбрать правильное кружево и не разочароваться, советуем обратить внимание на следующие моменты:

состав. Выбирая материал с полностью натуральным составом, нужно быть готовым к существенным тратам. Если этот момент имеет значение для вас, лучше отдать предпочтение смесовым тканям, в составе которых присутствует синтетика (которая, к слову, может сделать кружево стрейчевым);
плотность плетения. Отсутствие «ослабленных» петель – показатель добротного кружева;
качество рисунка. Изображение должно быть четким, не слишком простым и максимально детализированным;
стоимость. Не гонитесь за низкой ценой – это верный признак низкого качества материала;
детали

Обратите внимание на способ закрепления мелких элементов – каждый из них в идеале должен быть обработан отдельно. Достаточно потрясти и помять изделие – все детали должны остаться на месте;
края, швы

Срезы должны быть ровными, без торчащих нитей и узловатостей. Что касается швов, главным показателем их качественного исполнения является незаметность.

Ручная работа

Их разделяют по технике выполнения или по месту изготовления. Раньше вручную изготавливали даже те кружева, которые сейчас с лёгкостью выполняют машины.

Плетение коклюшками

На специальные палочки из дерева наматывают нити. После этого их перебрасывают с одной стороны на другую. Такие кружева бывают двух видов.

Парный метод позволяет получить длинную мерную полоску. От неё можно отрезать необходимый кусок. Сцепным способом плетут участки рисунка и соединяют их все вместе крючком.

Кружевная ткань, изготавливаемая таким способом — это старинный русский метод, получивший распространение при Петре I. Сейчас он считается самым дорогим.

Шитое кружево

Есть две разновидности таких изделий: игольный способ и хардагнер.

На полотне иглой делают стежки, этот способ похож на вышивку. Раньше из куска материи удаляли некоторые нити и соединяли оставшиеся стежками в определённом порядке. Теперь на тонкой бумаге рисуют узор, листок закрепляют на ткани и делают контур толстой иголкой. Потом заполняется стежками вся внутренняя часть.

Раньше это делали тончайшими льняными нитками, теперь используют разный состав и толщину. Популярностью пользуются вещи из органзы. Распространённый узор – цветочный.

Хардангер

Норвежское кружево на льняной белой ткани. Нити тоже белые, изредка кремовые. Гладью вышивают очертания, после этого маленькими ножницами вырезают определённые участки. Их удаляют пинцетом и разными стежками делают рисунок. Края шьют в самом конце. Этот вид кружева применяется для украшения одежды и домашнего текстиля – постельное бельё или скатерти.

Узелковое кружевное полотно

Делится на два вида: фриволите и макраме.

Фриволите

Французское кружево из нитей, закрученных специальным методом. Для него необходима определённая игла и специальные челноки. Из фриволите делают салфетки, декорируют ими бижутерию, полотенца, покрывала, скатерти, постельное бельё, одежду.

Макраме

Его тоже плетут узелковым способом. Для этого применяются толстые плотные нити, тесьма, бечёвка. Сейчас этой техникой делают шарфы и шали, салфетки, бижутерию, декоративные предметы.

Вязаное кружево

Читайте про: сухой закон непромокаемых тканей

Чаще всего его вяжут крючком. Иногда кружевные изделия делают с помощью спиц. В России такой способ вязки не считается кружевом.

Ирландскую разновидность изготавливают отдельными частями, которые потом объединяют в одно изделие. Раньше это было семейное занятие: каждый отдельно изготавливал листья, цветы, лепестки, трилистник. Затем готовые детали соединяли при использовании сетки.

Вязание крючком позволяет создавать разное кружево в зависимости от длины приспособления. Крючок применяют при вязании на шпильке или вилке. При вязании с планочкой понадобится что-то тонкое и длинное – например, линейка.

Ришелье

Его делают на тончайших видах тканей: муслин, органза, батист, тонкий лён, сетка

На материи вышивают рисунок, после чего осторожно вырезают ткань внутри него. Кружево получается объёмным, так как получается эффект светлых и тёмных нитей

Им украшают домашний текстиль и одежду.

Итальянская ретичелла – наиболее известная и популярная разновидность кружева ришелье.

Плюсы и минусы изделий ручной работы

Положительные качества:

  • изысканность, элегантность, дорогой внешний вид;
  • экологичность, так как применяются только натуральные волокна;
  • гипоаллергенность – на коже не появляются раздражения или покраснения;
  • такие вещи не электризуются;
  • гигиеничность изделий, хорошая воздухопроницаемость.

Отрицательные качества:

  • высокая цена;
  • осторожный и бережный уход.
  • Оно приемлет стирку руками в прохладной или слегка тёплой воде.
  • Изделия нельзя выжимать, надо дать воде немного стечь.
  • Сушат их в расправленном виде в горизонтальном положении.
  • Проглаживать такое кружево можно только через тонкую ткань или марлю.
  • Нельзя гладить вещи с объёмными, рельефными узорами.

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Город Брюгге

Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Как плетется вологодское кружево

Чтобы понять, как плести вологодские кружева своими руками, нужно ознакомиться с азами плетения и брать уроки у мастериц. Самостоятельно разобраться трудно. Это невероятно сложный вид ручной работы. Если другие виды кружев плетутся при помощи иглы или крючка, то в процессе плетения этого вида участвуют много нитей, которые идут от коклюшек. Их может быть более шестидесяти, все зависит от рисунка кружева.

Старинное вологодское кружево несло обережное значение. Переплетение нитей — переплетение судьбы. В кружево включались красные и цветные нити. Элементы плетения назывались: реченька, жучок. Из поколения в поколение отбирались рисунки, поэтому народное, исконное кружево производит сильное впечатление.

В настоящее время кружево выполняет более декоративную функцию, поэтому рисунок растительный: цветы, листья, завитки.

Мастерица, сидя перед куфтырем (так называют барабан, наполненный с соломой), выполняет плетение кружева. Куфтырь установлен на специальную подставку и обернут бумажным рисунком, который называется сколком. Благодаря этому рисунку мастерица знает, как плести кружево.

Перед работой кружевница наматывает нити для плетения на коклюшки, соединяя их парами. На сколке есть дырочки, куда она вставляет булавки, на которые она будет набрасывать нити. Далее идет плетение по схеме рисунка сколки.

Историческая справка

Изначально инструмент был изобретен для плетения кружева и назывался он «тенерифе» – по названию одного из Канарских островов. Именно его жительницы и считаются изобретателями тончайших, «солнечных» мотивов. Выглядел он, как плоская дощечка с небольшими деревянными штырьками, которые вставлялись в зависимости от узора, который намерена была плести мастерица.

Рис. 2 Предок лума – тенерифе

Чуть позже, из Испании техника тенерифского кружева «переплыла» океан вместе с конкистадорами и прочно обосновалась в Бразилии. Именно здесь небольшой разборный инструмент трансформировался в большой круг для вязания шапок и митенок. А с развитием технологии он обрел и другие формы – квадратную, плоскую прямоугольную, овальную. Сейчас же китайские фабрики выпускают даже наборы лумов, на которых можно и вязать, и плести.

Рис. 3 Современный набор лумов

Тенерифское кружево и особенности его плетения

Тончайшее кружево тенерифе – полузабытая техника рукоделия, которая имела огромную популярность в Европе и Латинской Америке. Ее отличительная черта – это радиальные мотивы, расходящиеся от центра к периферии, подобно солнечным лучам. Изначально тенерифе плели исключительно иглой из тончайших ниточек, сейчас же используют и довольно крупную пряжу, а сложные приемы продевания и переплетения проводят лювенильским крючком.

Универсальным инструментом для плетения тенерифе остается все та же круглая форма со съемными зубцами.

Где купить лум?

Леонардо всего за 300 рублей – https://leonardohobby.ru/ishop/good_4663461332/

Рис. 4 Лум, который можно приобрести в магазине “Леонардо”

Алиэкспресс за 350 рублей – https://aliexpress.ru/item/4000938771108.html

Если же вы желаете приобрести более универсальный вариант, который подойдет и для вязания, и для плетения, обратите внимание на набор лумов. Вы сможете устанавливать круги по своему желанию и контролировать размер кружевного мотива

Техника плетения кружева

Техника выполнения тенерифского кружева с 16-го века практически не менялась:

На зубцы лума наматывается нить основы – после каждой намотки она обязана снова проходить через середину;

Рис. 5 Плетение на тенерифе. Шаг 1

От центра к периферии последовательно плетут узор – бабочку, цветок или просто абстрактное кружево;

Рис. 6 Плетение на тенерифе. Шаг 2

Рис. 7 Плетение на тенерифе. Шаг 3

Рис. 8 Плетение на тенерифе. Шаг 4

Рис. 9 Плетение на тенерифе. Шаг 5

Рис. 10 Плетение на тенерифе. Шаг 6

Рис. 11 Плетение на тенерифе. Шаг 7

Рис. 12 Плетение на тенерифе. Шаг 8

По окончанию плетения мотив снимают с основы;

Рис. 13 Плетение на тенерифе. Шаг 9

Его можно использовать для изготовления картин, панно или соединить множество мотивов в блузу, платье или палантин.

Рис. 14 Готовое изделие

Видеоурок по плетению многослойных цветов на тенерифе

Для плетения на луме также можно использовать атласные ленты. Мотивы получаются необычными и яркими, а использовать их можно для изготовления детских бантов, заколок и декора одежды.

Элементы ирландского кружева

К особому виду декоративного вязания относится ирландское кружево. Оно очень популярно среди мастериц. Кружево собирается из отдельных мотивов, соединенных в одну композицию. Мотивы могут быть геометрической формы: круги, треугольники, квадраты.

Как делают кружево из отдельных мотивов? Набор их может быть разный, как и техника сборки. Каждая вязальщица ирландского кружева в его мотивах может выражать свою фантазию. Важным условием успеха при создании ирландского кружева является наличие у мастерицы чувства композиции. Есть общие принципы и технологические приемы, при помощи которых вязальщицы создают уникальные образцы одежды.

Существуют две технологии сборки. Первая — при помощи иглы, вторая, выполненная крючком, создает фон тонкой сеточки. Изюминка изделий в технике ирландского кружева состоит в том, что они уникальны. Шаблонов в этом виде рукоделия нет. Элементы кружева могут быть большими и маленькими, цветовая гамма может иметь различные оттенки, главное — кружево должно быть красивым.

Основное правило — при изготовлении кружева своими руками не стягивать изделие. Все вывязанные детали должны иметь плоскую форму. Для этого необходимо следовать законам прибавок петель при вязании квадрата или круга.

Сколки вологодского кружева для начинающих

Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.

Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.

Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.

Инструменты и материалы

В древние времена в качестве исходных материалов для кружева применялись нитки, сделанные из золота и серебра. Из них изготавливали воротники и манжеты для отделки нарядов королевской знати и придворных красавиц.

В настоящее время основой для фриволите может служить хлопковая и льняная пряжа. Для того чтобы кружево получилось изящным, необходимо правильно её выбирать. Есть несколько важных моментов, заслуживающих внимания:

  • Прочность. Кружевоплетение подразумевает выполнение колец, дуг, полудуг и других элементов. Если использовать недостаточно прочный материал, он будет рваться в процессе затягивания узлов.
  • Гладкость. Следует выбирать максимально гладкие нитки без ворса. Даже самые маленькие ворсинки будут препятствовать свободному движению узлов.
  • Равномерное окрашивание. Только при использовании нитей с ровной окраской можно получить красивое изделие. Пробелы придадут готовому кружеву неаккуратный вид.

Помимо материала, потребуется специальный набор игл и крючков. Его можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Использовать обычные швейные иголки не рекомендуется, поскольку они очень короткие и острые. Сегодня в продаже имеются иглы из бамбука. Однако в сравнении с металлическими, их срок службы недостаточно долгий.

Изготовление деревянной мозаики, особенности техники маркетри

О ручном кружевоплетении

Ручное кружевоплетение осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки. На верхнюю, более тонкую часть коклюшки наматывают нитки для плетения. При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.

Плетеные вручную кружева состоят из разных по рисунку и плотности элементов, которые имеют следующие названия:

  • Полотянка – это плотное плетение, визуально напоминающее гарнитуровое плетение, которое чаще всего получается только на ткацком станке.
  • Сетка – это плетение из перевитых ниток, которые идут либо в прямом, либо в косом направлении.
  • Плетешки – это шнурки, которые плетутся из четырех нитей.
  • Насновки – это плотные рельефные элементы в виде овалов или квадратов.
  • Паучки – фигурки, имеющие довольно плотный центр и отходящие от него в разные стороны нити.
  • Решетки – прозрачные плетения разнообразных рисунков, образующих фон кружевных узоров.

По способу плетения кружева делятся на сцепные и парные. Используя парный способ, кружева плетут парами коклюшек, количество которых зависит лишь от ширины плетеного кружева, и конечно же, от сложности будущего узора. Узоры обычно состоят из разнообразных геометрических фигур: ромбов, треугольников, квадратов, овалов и др. При плетении сцепных кружев применяется от шести до двенадцати коклюшек. Кружева называют сцепными, поскольку некоторые части скрепляются с помощью вязального крючка. Чаще всего узоры сцепных кружев имеют растительный характер. Конфигурации самого узора образуются за счет беспрерывной тесьмы, выплетенной полотнянкой и ее разновидностями, или сеткой. Тесьма, образующая частые повороты, имеет название – вилюшка.

Видовое разнообразие

Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.

Французское кружево

Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.

Кружева Алансонии

Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.

Ирландское кружево

Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.

Бобинное (коклюшки) кружево

Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.

Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.

Полученное на коклюшках кружево различают:

  • численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
  • парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
  • сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.

Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.

Шантильи

Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.

Гипюр

Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.

Зарождение кружевной моды

Желание сделать привлекательной и нарядной свою одежду явилось одной из причин появления классического кружева. Оно появилось в конце XV начале XVI веков. Родиной кружевоплетения считается Фландрия и Италия. В период Ренессанса кружево прочно вошло в моду, заменив собой вышивку. Благодаря ему можно было легко следовать стилю моды. Кружево можно было легко отпороть и заменить другим, модным.

Во времена правления Карла I кружевами украшали не только костюмы и платья, но и детали интерьера. Образцами французского стиля стали валансьенские, алансонские и аржантанские кружева. Из Италии началось распространение коклюшечного кружевоплетения.

Вязание круга и квадрата

При вязании кругового мотива нужно делать прибавки петель в каждом круге. Но количество петель, которые нужно добавить, зависит от рисунка. При выполнении кругового мотива узором простых столбиков, на ряд равномерно прибавляется 6 петель. Если узор состоит из полустолбиков, равномерная прибавка будет — 8 петель. Для узора, состоящего из столбиков с накидами, прибавляется 12 петель, если столбики с двумя накидами — 16 петель на круг.

Выполняя кружево своими руками, состоящее из квадратных мотивов, прибавки выполняются в углах квадрата в каждом ряду. При выполнении мотива простыми столбиками в ряду прибавляется по 2 столбика в каждом углу. Если кружево будет вязаться мотивом, состоящим из столбиков с накидами, прибавка — 16 петель, по 4 столбика на каждый угол.

Схема изготовления кружев

Для того чтобы выполнить простой узор, готовят сколок. Для этого необязательно пересматривать все схемы сколок для кружевоплетения на коклюшках, любой может просто начертить простейший узор на бумаге и приступить к вязанию. Сама схема выполнения работ однообразна для любого плетёного узора:

  1. Изготовить сколок. Вариантов много: купить готовый, найти подходящий вариант и распечатать, придумать и начертить самому.
  2. Прикрепить сколок к подушке. Здесь главное — ровная поверхность и надёжность крепления. Следят за тем, чтобы булавки не торчали из подушки по сторонам.
  3. Наматывают нити на коклюшки. Готовят нужное количество пар и наматывают на них нити нужного цвета и размера. Если нить заканчивается, её заранее добавляют.
  4. Крепят нити к булавкам на сколоке.
  5. Используя схему плетения или пользуясь подсказками мастер-класса из видеоурока, плетут узор. Здесь уже нужны только терпение и сноровка, которая приходит со временем.
  6. После завершения работ изделие отправляют в стирку. Затем протирают или моют все колышки, используемые в плетении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector