Фуражка: в чем смысл этого армейского головного убора
Содержание:
- Современные морские традиции в отношении бескозырок
- Фуражка и бескозырка
- Брюки
- Матросский воротник
- Дембельская форма ВМФ
- Современная бескозырка
- Повседневная женская форма одежды ВМФ
- Военная форма ВМФ
- Лента на морских бескозырках
- Обувь и головной убор
- Матросская повседневная форма
- Использование лент на морских фуражках
- Бескозырка зарубежных стран
- Головные уборы с фото и историей происхождения
- Фуражка и бескозырка
- Назначение спецодежды
- Названия кораблей на ленточках
- Причины отказа от буденовки в армии
- Головной убор моряка в историческом прошлом
Современные морские традиции в отношении бескозырок
В наше время с морских лент убрали названия кораблей. Их заменили на безликие названия флота, а то и просто словом «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Но многие матросы стараются выделиться из общей серой массы остальных и на форменной одежде начали появляться значки с наименованиями кораблей. Начальство прикладывало все силы, чтобы искоренить эти неуставные значки, но традиция продолжала жить. Появились «дембельские» ленты. Их заказывали нелегально и одевали уходя в запас.
Так продолжается старая традиция. Живёт, несмотря на всяческие усилия командования.
Шапка крючком для девочки
Костюм капельки для девочки своими руками
Фуражка и бескозырка
Фуражка царских времен Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей. Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека. На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.
Интересно: Как празднуют Новый год в мире — описание, фото и видео
Брюки
Брюки рабочего платья имеют нестандартный пошив, сохраняя фасон XVIII века. Состоят из передних и задних половинок и пояса. Передние половинки с боковыми карманами и лацбантом, пристегивающимся к поясу задних половинок брюк двумя пуговицами или с застёжкой на металлические крючок и петлю, и пуговицы, расположенные на гульфике. Пояс со шлёвками для ремня.
Первоначально изготавливались из серой парусины или отбеленной рогожки. В настоящее время пошиваются из хлопчатобумажной ткани синего цвета.
Ремень, как правило, из свиной кожи. На пряжке ремня (бляхе
) советского образца изображён якорь со звездой, на пряжках более позднего образца — якорь без звезды, а на пряжках современного образца изображена эмблема ВМФ РФ.
Матросский воротник
Форменный матросский воротник Поверх рабочей рубахи носится большой накладной воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. В российском Военно-Морском флоте указанные полосы являются напоминанием о трёх наиболее знаменательных победах России в морских сражениях:
- Гангутское сражение
- Чесменское сражение
- Синопское сражение
Другое мнение: «Распространённая версия о том, что три белые полосы на воротнике знаменуют три победы русского флота (Гангут, Чесма, Синоп), явно ошибочна хотя бы потому, что Синопская победа была одержана в 1853 году (через три года после введения воротника)».
Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани тёмно-синего цвета на подкладке того же цвета. Отличие подкладочной стороны от лицевой состоит в отсутствии трёх белых полос по краям, которые наносятся на лицевую часть печатно-набивным способом. На концах воротника по одной петле, служащих для пристёгивания воротника к двум пуговицам на рубахе, расположенным на изнаночной стороне посредине выреза горловины.
Матросский воротник также входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ РФ и носится с фланелевкой.
На русском флотском жаргоне форменный матросский воротник именуется «гюйсом
» (на делегюйс — носовой флаг корабля).
Помимо этого, форменный матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ многих стран мира, а также является частью костюма, так называемого, «морского стиля
», проще именуемого «матроска ». При этом могут отличаться детали: цвет и материал самого воротника, число и форма полос по краям, наличие декоративных элементов (звёзды, якоря, наличие стилизованного «галстука » или банта из концов воротника на груди и т. п.).
Дембельская форма ВМФ
Дембельская морская форма – совершенно особенная «неформальная» форма для служащего. Это не просто комплект одежды – а проявление фантазии и гордости солдата. Оформляется такой комплект по личным предпочтениям служащего. Традиция изготавливать форму специально для увольнения в запас пришла к нам еще из СССР.
Дембельскую форму также можно разделить на несколько типов:
Строгая. Украшенная.
Украшенную дембельскую форму в свою очередь можно неофициально разделить на:
Умеренно украшенную. Средне украшенную. Богато украшенную.
Соответственно, имеет смысл более подробно рассмотреть строгую (уставную) дембельскую форму, ввиду вольности составления комплекта украшенной формы. Она, чаще всего, состоит из ушитого кителя, с пришитыми эмблемами родовых войск, золотыми пуговицами, наградами и значками, аксельбанта и традиционной обуви, пояса и фуражки (берета).
Современная бескозырка
Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов и старшин всех статей Советского флота и с тех пор практически не изменялась.
Изначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа.
В 1949 г., когда возник вопрос сохранения секретности названия кораблей, надписи заменили на название флотов.
Бескозырка матросская крейсера 1-го ранга «Аврора».
Исключения составляли бескозырки экипажа легендарного крейсера «Аврора».
В конечном итоге оставили надпись «Военно-морской флот».
В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается. На современном российском флоте бескозырка закрепилась за матросами и старшинами как головной убор парадной и парадно-выходной формы одежды.
Повседневная женская форма одежды ВМФ
Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.
Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.
Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.
Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:
- Парадная.
- Офисная.
- Дембельская.
Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.
Военная форма ВМФ
Несмотря на различные задачи, каждое из этих подразделений при ношении формы руководствуются положениями приказа МО России № 300 «Об утверждении правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в вооруженных силах российской федерации и порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в вооруженных силах российской федерации (с изменениями на 7 февраля 2017 года)».
Условно военную форму ВМФ можно поделить на группы:
- костюм матроса;
- повседневная форма;
- парадная форма;
- военная форма для военнослужащих-женщин;
- дембельская форма.
Костюм матроса
Матрос — это начальное воинское звание на флоте и соответствует званию «рядовой» на суше. Повседневная форма моряка, именуемая также матросской робой или платьем, это рабочая одежда для всех от матроса до главного корабельного старшины. В ее комплект входит рубаха (китель) брюки, воротник, безкозырная фуражка и туфли.
Рубаха за сто лет своего существования в своем обличии особых изменений не приобрела. Спина и перед без швов, с широким воротником.
Поверх рубахи разрешается надевать бушлат, пальто или шинель.В синей рубахе появляться на палубе запрещено, так как она одевается только при работе в машинном отделении и трюме.
Брюки матроса темно-синего цвета свой внешний вид не меняли с петровский времен. Модель поясного ремня незначительно поменялась со времен СССР и теперь на его бляхе находится эмблема ВМФ России, но без якоря со звездой.
Головные уборы на флоте представлены в таблице.
Внешний вид | Название | Описание |
Бескозырка | Бескозырная фуражка, на которой прикреплена лента с надписью ВМФ и название корабля, а на тулье расположена кокарда в виде якоря золотистого цвета. | |
Берет | Берет черного цвета из шерсти и с золотистой кокардой с изображением якоря. | |
Пилотка | Пилотка черного цвета с двумя вставками белого цвета и золотистой кокардой. |
Кроме этих элементов одежды у каждого моряка есть тельняшка, перчатки и шапка-ушанка.
Наиболее известная морская обувь — это корабельные ботинки и юфтевые туфли (на флоте их зовут «прогары» с кожаной или «гады» с резиновой подошвами), которые пришли на смену сапогам еще в послереволюционный период. По имеющимся сведениям, они изготовлены из кожи кенгуру и ввиду наличия резинки со временем становятся очень неудобными.
В связи с проводимой реформой в армии России и сменой облика на смену этим ботинкам пришли современные на вид кожаные лакированные ботинки на шнурках от БТК-групп.
Повседневная форма
Для мичманов и офицеров к ежедневному ношению предназначены следующие элементы одежды:
- Фуражка шерстяная (черного и белого цвета);
- Шерстяная тужурка;
- Пальто чёрное;
- Рубашка бежевого цвета;
- Галстук черного цвета с золотистым зажимом;
- Брюки шерстяные черные;
- Кашне;
- Кожаные перчатки;
- Демисезонная куртка;
- Пилотка;
- Свитер;
- Ботинки;
- Туфли;
- Демисезонная куртка;
- Плащ и китель из шерсти синего цвета.
Далее представлены образцы ношения военной формы моряков, независимо от того, подводники они или солдаты морской пехоты (начиная от капитана первого ранга).
Парадная форма
При участии военнослужащих в торжественных мероприятиях, парадах и других воинских ритуалах необходимо одевать парадную форму одежды, образцы ношения которой представлены ниже.
Повседневная форма одежды офицеров и мичманов
Военная повседневная форма, предназначенная для офицеров и мичманов, включает в себя: черную или белую шерстяную фуражку, тужурку из того же материала, черное пальто, кремовую рубашку, черный же галстук с золотого цвета закрепкой, кашне, черные брюки, поясной ремень, перчатки и полусапоги, полуботинки или ботинки в качестве обуви. Также позволено включать в повседневный комплект черную пилотку, шерстяной свитер той же расцветки, демисезонную куртку или плащ и китель из синей шерсти.
Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ
Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).
Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.
Лента на морских бескозырках
Лента бескозырки Далее на морских фуражках появилась лента – эта традиция повелась от средиземноморских рыбаков, которым жены и близкие давали с собой перед выходом в море ленты, на которых вышивались молитвы, пожелания. Считалось, что такие вещи играют роль оберега. Ленты на головных уборах в рамках российского флота начали появляться в 1857 году и позднее, у англичан они появились ранее, в 1806 году, и возможно, что обычай был скопирован именно от них. Изначально это была неформальная часть флотского костюма, однако лента играла значительную практическую роль.
Интересно: Древний Египет: мумии, современные открытия, фото и видео
При ветре можно было привязать ею фуражку, чтобы головной убор не сдуло. Ленты начали использовать еще на шляпах, затем они перекочевали и на фуражки, откуда перешли на бескозырки как практически важный элемент.
Обувь и головной убор
Форма ВМФ России включает несколько головных уборов. Это может быть бескозырная фуражка с лентами, на которых обозначено название корабля, либо простая надпись: «Военно-морской флот». На тулье бескозырки размещена кокарда в виде золотого якоря. Во времена Советского Союза кокарда была сделана в виде краба — красная звезда, обрамлённая золотыми листьями. Летняя фуражка шьётся из белой ткани и всегда идёт в комплекте с запасным чехлом. Зимой матросы ВМФ носят шапки-ушанки, сшитые из чёрного меха. Как выглядит в наше время зимняя форма ВМФ? Фото ниже демонстрирует ее внешний вид.
Имеется в комплекте головных уборов и пилотка. Спереди — кокарда, по бокам — три блока для вентиляции. В советское время чёрные пилотки различались по типам — специально для офицеров и состава рядовых. Сегодня пилотки носят все, а полукруглый фасон был изменён на прямоугольный. Ботинки моряков носят интересное название — прогары. Изготавливаются они из юфти, имеют толстую подошву, а к шнуркам ещё прибавились и резиновые вставки. Парадной обувью считаются хромовые сапоги.
Матросская повседневная форма
Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2020 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:
- Рубаха.
- Брюки.
- Матросский воротник.
- Обувь.
- Головной убор.
Рубаха моряка
Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман . Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны. В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.
Брюки моряка
Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.
Воротник матроса
Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.
Головной убор моряка
Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти. На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом). Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.
В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.
Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.
Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров. Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный. Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.
Обувь
К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами». Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2020 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги. Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.
Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.
Использование лент на морских фуражках
Георгиевская лента
С появлением морских фуражек использование лент обрело огромный практический смысл. Головные уборы сдувало на ветрах, лента же позволяла привязать вещь к голове и сохранить ее. В этот период на ленты стали наносить имена моряков. Если находили в воде фуражку с именем того или иного человека, считалось, что его не стало. В 1857 году российский флот активно использовал клеенчатые шляпы, которые полагались каждому матросу. На них и появились первые ленты, которые использовались с той же целью – чтобы не потерять вещь. Официально фуражка-бескозырка с лентой появилась в 1872 году, на ленте полагалось отмечать номер экипажа, а на концах ленты необходимо было изображать якоря.
В 1874 году вышел новый приказ, согласно которому необходимо было использовать черные бескозырки с выпушками и лентами. На лентах должно было указываться название корабля, номер экипажа или соединение. Лента должна была иметь длину в 140 см.
На 20 июля 1878 года экипажи Черноморского флота, которые участвовали в обороне Севастополя 1854-55 годов, получили право носить гвардейские ленты черно – оранжевого цвета. Эти ленты были наградными, стали свидетельством подвига моряков. Но даже обычные ленты оставались предметом гордости, являлись символом принадлежности к морскому братству.
Бескозырка зарубежных стран
Бескозырку у военнослужащих военно-морских сил США заменяет панамка белого цвета, без опознавательных знаков и традиционной российскому флоту ленточки. Американская «бескозырка» не подверглась каким-либо изменениям со времен второй мировой войны.
Это головной убор повседневной формы одежды, заменивший непопулярное кепи «Дональд Дак», названное так в ввиду сходства с головным убором диснеевского персонажа мультфильма.
В Великобритании нижние чины Королевского ВМФ экипировались бескозырками, на которых вышивалась надпись названия корабля, но так было до второй мировой войны.
После вступления Англии в войну, название корабля на ленточке околыша бескозырки сменилось надписью из трех букв «HMS», что расшифровывалось как «Корабль Его Величества» без названия корабля
Это объяснялось простой предосторожностью во время войны
Аналогично поступили ВМС Германии , убрав надписи названия корабля с ленточек. Рядовые военно-морского флота носили синиие бескозырки, которые постепенно вышли из употребления и остались частью парадной формы, которая отличалась наличием белого чехла, поверх которого крепилась черно-бело-красная кокарда, выше пришивалась государственная эмблема – орел.
Головные уборы с фото и историей происхождения
Любой мужской головной убор на Руси предполагают свою индивидуальную историю возникновения, форму и внешний вид, традиции и обычаи. Специалисты отмечают, что история и разновидности русских головных уборов – это интереснейший предмет для изучения и исследований. Сегодня многие страны и государства на праздниках и международных торжествах презентуют свои национальные костюмы, в том числе и Россия, богатая своими старинными моделями головных уборов.
Колпак
Этот головной убор возник еще много столетий назад, а само слово имеет тюркское происхождение. Традиционный головной убор славянских мужчин колпак предполагал конусообразную заостренную форму, а шили его преимущественно из белоснежного шелка и атласа. Декорировали русские колпаки жемчугом, отделкой по краю натуральным мехом, драгоценными камнями.
Носили колпаки и богатые мужчины (колпаки из бархата и дорогого натурального меха), и простой народ (колпаки из шерсти и дешевого меха). Упоминания о колпаке уходят еще в 1073 г., когда этот головной убор украшал голову Изборника Святослава. Позже люди стали носить колпаки комнатные, спальные, уличные и парадные на все случаи жизни. Это, пожалуй, самый древний мужской головной убор на Руси.
Тафья
Еще один позаимствованные от татар мужские головные уборы древней Руси – это модели шапок тафья. Согласно летописям тафью носили еще в 16 столетии, а поверх нее мужчины надевали колпаки. Речь идет о маленькой аккуратной шапочке, которой прикрывали только область макушки. Изначально тафью стали носить мусульманские народы и евреи, которые прикрывали голову во время молитв.
Второе название тафьи – скуфья, шапочку сравнивали с тюбетейкой по форме и предназначению. Богатые мужчины украшали тафью нитями шелка и золота. Изначально, придя с Востока, тафья стала домашним головным убором знати, сам Иван Грозный несмотря на запреты церкви, надевал тафью во время молитв. Чаще всего тафью изготавливали под заказ из темных мягких материалов.
Мурмолка
Мрмолка стала разновидностью русского колпака в 17 столетии, это была низкая четырехугольная шапка с суконной верхушкой черного, зеленого или красного цвета, а также основой из парчи или бархата. Мурмолку носили только представители знати – бояре, дьяки и купцы.
В зимний сезон мурмолку отделывали натуральным мехом, широкой полосой выворачивая наружу. По центру лицевой стороны шапки делила небольшой надрез, чтобы шапка не стесняла голову.
Четырехугольная шляпа
Этот головной убор получил популярность в допетровское время, ее относят к третьему роду головных уборов времен Ивана Грозного.
Шапка отделывалась по краю меховым околышком из бобра, соболя или лисы. Как и в случае с колпаком, на шапке делали прорехи и дополнялись пуговицы, на каждой прорехе по 6 пуговиц. Такого рода шапки предпочитали преимущественно представители знати.
Горлатные шапки
Четвертым родом мужских головных уборов при царе Иване Грозном были горлатные шапки, которые получили такое название, потому что изготавливались из горлышек соболя, лис и куниц. Визуально шапка напоминала расширяющийся постепенно цилиндр высотой с мужской локоть, верхушку которого оформляли бархатом, парчой. И если колпак к верху постепенно сужался, то горлатная шапка напротив расширялась.
В эти времена мужчины сначала надевали тафью на макушку, далее надевали колпак, после чего дополняли образ знатного человека горлатной шапкой. Также было принято носить эту шапку на сгибе левой руки, особенно если снимали головной убор в знак приветствия. Именно с этих пор пошла поговорка “шапочное знакомство”. В домах у мужчин предполагался нарядно расписанный болванец, на который по возвращению накидывали шапку.
Ушанка (малахай)
Еще один вид головного убора кочевых народов Руси, в дальнейшем эту модель головного убор переняли и другие народы и страны. Сегодня ушанку носят мужчины в армиях, военные и милиционеры, а также простые граждане. Второе название такого головного убора – малахай, она родом из калмыцких степей.
Шапка округлой формы должна была переходить в длинные наушники с завязками, благодаря которым скрывались от мороза.
Грешневик (гречник)
Еще один вид старинного мужского головного убора, который пришел в конце 12 столетия от монголо-татар. Изготавливали шапку из шерстяного поярка, а из-за визуальной схожести с верхушкой гречневого пирога получила такое название. Позже шапка высотой около 8 см в форме столбика стала популярной среди московских извозчиков, особенно если рассматривать период начала и середины 19 столетия.
Нравятся ли Вам старинные уборы?
ДаНет
Фуражка и бескозырка
Фуражка царских времен Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей. Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека. На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.
Назначение спецодежды
Положением по ее ношению установлено, что специальную отличительную одежду обязаны носить:
- военнослужащие, которые в данный момент проходят службу,
- все служащие, отправленные в запас, во времена сборов,
- все генералы, адмиралы и офицеры, уволенные в запас или ушедшие в отставку, когда право ношения формы остается за человеком.
Новая форма военнослужащих ВМФ России выглядит, как на фото:
Спецодежда призвана защитить человека при попадании в холодную воду. Брюки и юбка у женщин позволяют создать воздушную прослойку и избежать быстрого переохлаждения. Также их своеобразный крой помогает быстрым движением высвободиться от одежды, избавиться от лишнего балласта в воде или при пожаре.
Рубаха позволяет не замерзать от ветра и не потеть при жаре. Верхняя одежда защищает от сильных порывистых ветров, не сковывая движения. Головные уборы не дают получить солнечный удар, закрывая голову от палящего солнца. Толстая подошва на обуви не дает ногам скользить по мокрой поверхности, а цельные ботинки без шнуровки не пропускают влагу и ветер внутрь.
Названия кораблей на ленточках
Лента с названием корабля Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы. В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства. Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.
Интересно: Как газон на футбольном поле делают полосатым?
Причины отказа от буденовки в армии
Молодому советскому государству было необходимо создать такое обмундирование, которое бы отличалось от царской формы и мундиров иностранных армий. Головной убор был разработан тщательно и отвечал этим требованиям, но мягкая суконная поверхность, в отличие от каски, не защищала голову солдат в окопах. Жаркими летними месяцами шлем сжимал голову, вызывая болезненные ощущения. Во время движения буденовка часто опускалась на глаза, вызывая неудобства. Военные действия во время Финской войны показали, что суконные шапки плохо сохраняют тепло. Поэтому приказом Наркома обороны летом 1940 года буденовку сменила шапка-ушанка. Однако во многих воинских частях, спецшколах и партизанских отрядах в первые годы войны буденовку продолжали носить.
Головной убор моряка в историческом прошлом
Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.
Интересно: Почему отели не предоставляют зубную пасту?
Гренадерская шапка
Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.
А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.