Область применения шелкографии
Содержание:
- Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать
- 4Засветить трафарет
- Первый вид печати на ткани — шелкография
- Прямая печать на текстиле
- Системы для натяжения сеток
- Технология цифровой печати
- Область применения шелкографии
- Организация печати в домашних условиях
- Методы натяжения сеток трафаретных печатных форм
- Виды красок
- Стоимость заказа нанесения на текстиль методом шелкографии в Краснодаре
- Оборудование
Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать
Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.
На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках
Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.
На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках
По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.
На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати
После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).
4Засветить трафарет
Положить под рамку что-нибудь черное, например доску или кусок ткани. На внешнюю сторону трафарета уложить рисунок, а сверху — стекло размером чуть больше рамки. После чего можно включить свет и поставить трафарет засвечиваться
Трафарет должен располагаться примерно в 40 сантиметрах от лампы и оставаться засвечиваться примерно на 30 минут.
Внимание: в нашем опыте рисунок слегка выступал, что не слишком хорошо: нужно постараться, чтобы стекло как можно плотнее прижимало рисунок к сетке. Для засветки мы использовали лампу в 300 Вт — самую мощную, которую нашли на местном рынке, в идеале же нужно использовать лампы в 500 Вт и больше.
Первый вид печати на ткани — шелкография
Данный метод предполагает создание рисунков, надписей на толстовках, других текстильных изделиях. С помощью данного способа можно наносить символику, логотипы, всевозможные надписи. Здесь применяется специальнаю краска, лаки, также широко используемые для нанесения красочных принтов на детскую одежду. Такой метод позволяет наносить рисунок разной толщины, создается эффект насыщенности цвета и блеска. Дополнительно возможно использование подобного способа для создания изображений на полиэтилене и других материалах, имеющих гибкую и деформирующуюся структуру. При оптовых заказах шелкография наиболее выгодна для клиентов.
Шелкография
Шелкография подходит тем, кому нужна качественная стойкая цветная печать на любых изделиях с большим тиражом по минимальной цене без градиентов и сложных графических элементов.
Прямая печать на текстиле
Здесь картинка наносится на ткань благодаря специальному принтеру, работающему с текстилем. При этом промежуточные носители не используются. Использовать такой метод можно на любых натуральных светлых тканях. При этом заказчик получает высокую детализацию, фотографическое качество, а в отличие от предыдущего способа здесь доступны градиенты цветов.
Прямая печать
Подходит для тех, кому нужна печать фотографического качества на натуральной ткани.
Технология получения изображения на ткани без применения трафаретов очень популярна. Процесс нанесения оттиска очень напоминает использование обыкновенного принтера для бумаги: внутри специального агрегата помещается ткань. Под прессом на нее наносится краска без промежуточных процедур и трафаретов. Плюсов у такого способа несколько:
- Большое разнообразие цветов. Современные цифровые принтеры для нанесения краски на ткани ровно, плавно и глубоко передают оттенки на поверхности. Они поддерживают большое разрешение, поэтому конечный результат будет лишен зернистости, шума и других портящих качество картинки недостатков.
- С помощью цифровой прямой печати легко наносить на ткань фотографии любого размера. Технология позволяет хорошо передавать насыщенность и малейшие переходы цвета и контрастов.
- Можно наносить изображение на несколько изделий одновременно. Это значительно экономит время — особенно при печати больших партий. Принтеры поддерживают несколько потоков одновременно. Прямая печать на футболках особенно выгодна оптом — результат можно получить быстро и при этом сэкономить средства.
- Низкая себестоимость при нанесении краски на одно или несколько изделий. Прямая печать на футболках имеет доступную цену, и с легкость подойдет для изготовления небольшого тиража.
Системы для натяжения сеток
Обычно системы для натяжения включают в себя: системы с несколькими механическими или пневматическими захватами (от 4-х и более), рамы-роллеры. Все эти устройства имеют как плюсы, так и минусы, однако некоторые из них более совместимы с рекомендуемыми методами натяжения сеток. Существует три основных метода натяжения: ступенчатое, быстрое, импульсное, которые мы рассмотрим ниже.
Системы с несколькими захватами (от 4-х и более)
Главное отличие между механическими и пневматическими системами это способность последних растянуть сетку одновременно сразу в четырех направлениях, что позволяет добиться разницы в уровне натяжения в пределах 2 Н/см в продольном и поперечном направлении. Как мы увидим позже, пневматические системы незаменимы в одном из самых новых методов натяжения — импульсном.
Системы с несколькими захватами (от 4-х и более) используются с жесткими рамами, стороны которые предварительно выгибают, для того чтобы достичь максимального натяжения и уменьшить потери натяжения, так как после того как сетка приклеена к рамке, усилие натяжения сетки может прогнуть рамку и натяжение может уменьшиться. После того как сетка приклеена к рамке ее невозможно будет «подтянуть», поэтому растягивайте сетку до максимально возможного уровня, не достигая порога текучести. Все производители сеток рекомендуют определённые уровни натяжения для каждого номера своих сеток. Эти рекомендации должны быть неукоснительно соблюдены.
Рамы-роллеры
Получили очень широкое распространение в шелкографии, так как совмещают в себе как натяжное устройство, так и саму раму. Одно из главных преимуществ рам-роллеров — это возможность подтянуть сетку и компенсировать уровень натяжения, потерянный во время работы.
рамы-роллеры натягивают сетку за счет поворачивания роллеров ключами. Существуют также специальные столы с захватами, управляемыми пневматикой, которые поворачивают роллеры, что позволяет равномерно растянуть сетку в четырех направлениях. При натяжке необходимо также ослаблять углы.
Подробнее о рамах-роллерах см. здесь.
Плоские самонатягивающиеся рамы
Имеют встроенный механизм внутри металлических стенок рамы. Недостатком этих рам является неравномерное натяжение сетки на углах, поэтому дизайн необходимо располагать не ближе 5-15 см от внутренних краев рамки, в зависимости от размера рамки. Необходимо перед натяжением, закрепив сетку зажимами, ослабить углы, нажатием пальца в каждом углу. Это будет уменьшать риск повреждения сетки во время натяжки. Как у всех механических систем, у таких рам имеется еще один недостаток — невозможность растянуть сетку одновременно в четырех направлениях.
Технология цифровой печати
В предпечатную подготовку включена работа с цветовым диапазоном, расположением на печатном листе и выставлением меток. Экспонирование изображения происходит в самом устройстве.
Принцип работы зависит от типа оборудования:
- Электростатическое (лазерное). В процессе передачи изображения принимает участие барабан-фоторецептор, на поверхности которого имеется равномерный электрический заряд. Затем происходит процесс экспонирования – лазер ослабляет электрический заряд в тех местах, в которых будет наноситься рисунок или текст. С помощью валиков подается красящий порошок (тонер), притягивающийся к электростатическому изображению. Пробельная зона сильно наэлектризована, поэтому отталкивает пигмент. При помощи барабана-фоторецептора изображение переносится на бумагу и фиксируется с помощью высоких температур.
- Струйное. Подразумевает передачу капель краски через тонкие сопла на участок материала, на который наносится рисунок или надпись. Управление красителем происходит с помощью заряженных электродов. При их отклонении меняется траектория движения пигмента.
Цифровой способ печати отличается от офсетной отсутствием формы для накатки краски. Изображение наносится сразу на бумагу без использования промежуточного материала в виде резинового полотна.
Цифровая печать позволяет изготавливать именные дипломы и грамоты. Эта возможность отсутствует у офсетного варианта тиражирования. Заказать печать можно на нестандартных поверхностях.
Область применения шелкографии
И. Ш. Эльгурт (1924—2007), Вежраксала. 1967, 37,5 х 52 см, б., шелкография
Томарев Николай. Запах яблок. 1996, 36 х 44,5 см, б., цв. шелкография. Тираж 30 экз
Трафаретная печать является одним из наиболее технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении микросхем до самых крупных плакатов вплоть до 3×6 м и от единичных экземпляров до больших, измеряющихся десятками тысяч, тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как стеклянные и керамические банки, бокалы, бутылки, приборные панели, латексные воздушные шары.
Шелкография также используется для печати деколей (переводных картинок на стекло или керамику трансферным способом) с последующим обжигом или без него, для нанесения стираемого («скретч») слоя для лотерейных билетов и разовых карточек оплаты.
Трафаретная печать применяется при печати электронных печатных плат, нанесения токопроводящих дорожек на стёкла автомобилей и многого другого.
Краски характеризуются большим разнообразием. Применяются специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций широко примененяется четырёхкрасочная (полноцветная) печать.
Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства включают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для массового производства.
Для шелкографии практически нет ограничений по габаритам изделия, и используется там, где размеры изображения измеряются метрами. Способ трафаретной печати также применяется для печати на больших поверхностях, например, на фюзеляжах самолётов и других транспортных средств.
Предельное разрешение при шелкографии менее 0,1 мм, например, рисунок печатной платы для микроэлектронных устройств требует высокого разрешения.
Трафаретная печать имеет и другие специфические области применения. Например, нанесение клея или паяльной пасты через специальный трафарет на контактные площадки печатных плат для последующего крепления и пайки радиокомпонентов, печать электропроводящими и люминофорными пастами для получения светящихся панелей в технических применениях и рекламе, нанесение изображений на пищевые изделия, например, на плитки шоколада и многие другие области применения.
Организация печати в домашних условиях
Как организовать печать шелкографией своими руками, в том случае, если вы желаете открыть на первых порах небольшое производство? Для такого бизнеса в домашних условиях достаточно будет небольшого помещения размером от 15 квадратных метров и несколько специальных приспособлений и вспомогательных средств.
Чтобы понять, как сделать шелкографию в домашних условиях, стоит подробно рассмотреть весь процесс подготовки необходимых материалов и самого процесса нанесения печати:
Выбор картинки, которая будет наноситься на футболку или другой вид одежды. При отсутствии опыта лучше использовать крупные детали с четкими краями.
Вырезание необходимого трафарета на листе светонепроницаемой бумаги, лучше черного или другого темного цвета (для уменьшения проницаемости можно использовать несколько слоев).
Приобретение готовой рамки для шелкографии с натянутой на нее полиэстеровой сеткой (с типоразмером 110). Как альтернативный вариант, сетку можно купить отдельно, а рамку для нее изготовить из подручных материалов (дерева, бывших рам, частей мебели и т.д.). Сетка для шелкографии должна натягиваться достаточно туго, чтобы она не провисала, но и не расползалась. Лучшим способом ее закрепления будут обычные строительные скобы.
Удаление лишних краев ткани.
Проклеивание краев рамки лентой (можно использовать обычную изоляционную ленту или приобрести специальную клейкую пленку в художественном магазине).
Покрытие трафаретной формы специальной жидкой фотоэмульсией – особым составом, который реагирует на свет. В связи с этим такую операцию необходимо производить исключительно в затемненном помещении и оставить ее так же, полностью без доступа света до полного высыхания раствора. В домашних условиях лучшим вариантом для осуществления этой процедуры будет ванная комната, сарай без окон или темный шкаф. Само нанесение фотоэмульсии производится при помощи резинового скребка, который можно впоследствии многократно использовать для выполнения таких действий.
Прохождение процесса сушки нанесенной эмульсии. В среднем, достаточно трех-четырех часов, чтобы исключить вредное воздействие на нее света. Важным моментом является горизонтальное расположение рамки.
Подготовка источника света – лучшим вариантом будет использование лампочки мощностью в 150 ватт и купольным отражателем (как в специальных устройствах для проявления фотографий).
Подготовка черной подставки (желательно матовой структуры) под трафаретную сетку;
Помещение рамки с высохшим раствором на матовую поверхность.
Расположение будущего изображения, вырезанного из бумаги, на сетке
Обратите внимание, что располагается она в обратном направлении к тому, как она будет изображаться на футболке.
Придавливание изображения к сетке при помощи стекла.
Включение источника света на расстоянии 45 сантиметров от рамки
Приблизительное время выдержки составляет около 35 минут (очень важно не увеличивать и не уменьшать время более, чем на две минуты, поскольку это может привести к созданию испорченного трафарета).
По истечении необходимого времени выключение света и снятие стекла.
Промывание рамки под сильным напором теплой воды – после такой процедуры станет отчетливо видно изображение вырезанной ранее формы.
Следующей операцией метод шелкографии предполагает уже непосредственное нанесение печати на изделие, в нашем случае футболку
Для этого ее кладут под изготовленный трафарет, причем сама сетка ракели должна плотно прикасаться к футболке.
Краска для шелкографии помещается на трафарет при помощи резинового скребка – чем сильнее надавливать на него, тем отчетливее будет изображение на одежде.
Футболка с нанесенным рисунком высушивается и может уже поступать в продажу.
Рамка с трафаретом промываются теплой водой и могут дальше использоваться для нанесения аналогичной формы оттиска.
Сразу стоит отметить, что домашняя шелкография хоть и может осуществляться самостоятельно, но она редко приносит доход в больших размерах. В связи с этим, если вы обладаете определенным запасом денежных средств, постарайтесь купить станок для шелкографии — специальное устройство, которое позволит изготавливать качественные изделия за малый промежуток времени.
Методы натяжения сеток трафаретных печатных форм
Существует несколько различных методов натяжения сеток, основная задача которых, достигнуть максимального уровня с минимальными потерями натяжения, после того как процесс натяжки завершен, а также, особенно, после процесса печати. С рамами-роллерами дело обстоит проще, так как всегда можно компенсировать ослабление сетки поднатяжкой. Не так хорошо обстоит дело с рамами, к которым сетка должна приклеиваться. Многие современные методы натяжения базируются на использовании систем с несколькими механическими или пневматическими захватами.
Ступенчатое натяжение
Наиболее распространенный способ при котором достигается стабилизация и уменьшается потеря натяжения перед печатью. Сетка сначала растягивается до начального уровня, затем «отдыхает» некоторое время. Этот процесс повторяется до пяти раз, пока оптимальное натяжение не будет достигнуто. Этот способ долгое время был самым эффективным для получения качественного натяжения, однако, недостатком его является длительное время процесса натяжки, что не всегда хорошо.
Быстрый способ
Сокращает время натяжки. Этот способ применяется в течение последних пяти лет, но он не универсален, так как не подходит для большеформатных рам, требующих уровня натяжения более 19 Н/см.
Импульсный метод
Новая концепция, которая совмещает в себе преимущества как ступенчатого, так и быстрого метода натяжки. Рекомендован только для систем с несколькими пневматическими захватами, которые могут растягивать сетку одновременно в четырех направлениях.
Процедура натяжки выглядит так:
1. Сначала удостоверьтесь, что размер куска сетки достаточен для вашей рамы. Разместите сетку поверх рамы (разматывая рулон вдоль длинной стороны рамы) и заправьте ее в фиксаторы.
2. Ослабьте сетку на углах, это будет предотвращать разрыв. Убедитесь в одинаковом расстоянии между последним пневматическим зажимом и концом рамы на обоих сторонах угла. Удерживая сетку, с усилием проведите пальцем по сетке от угла в направлении центра, по крайней мере, на 2.5 см и затем надавите вниз. Рамы небольшого размера требуют большего ослабления на углах, так как из-за небольшого размера сетки усилие на углах намного больше.
3. Натяните сетку до Уровня 1 (см. справочную таблицу производителя сеток). Производители сеток обычно заявляют три уровня натяжки сеток. Убедитесь, что давление воздуха распределено равномерно вдоль и поперек.
4. Проверьте с помощью тензометра (ньтонометра) натяжение сетки вдоль и поперек в центре рамы. Затем проверьте натяжение на углах. Разница должна составлять 1-2 Н/см. Если натяжение на углах значительно выше или непропорционально ниже, ослабьте или подтяните углы.
5. Ослабьте натяжение до нуля. Сетка должна постоять некоторое время. После «релаксации» сетку необходимо подтянуть в фиксаторах, так как она немного растянулась. Это необходимо применять всякий раз, когда вы работаете с рамами более 60″ (150 см) или когда зажимы проскальзывали во время натяжки. Проверьте установку сетки и стопорных зажимов, чтобы предотвратить проскальзывание сетки.
6. Верните натяжение до Уровня 1 и увеличить натяжение не более чем на 2 Н/см (для сеток с номером более 200 нитей/дюйм проверьте натяжение в центре и углах).
7. Снова кратковременно ослабьте сетку.
8. Растяните сетку до уровня п.6 и увеличьте натяжение не более чем на 2 Н/см.
9. Снова ослабьте сетку.
10. Снова растяните сетку до уровня, достигнутого в п.8
11. Ослабьте сетку.
12. Растяните сетку до уровня предыдущей натяжки. Имейте в виду, что уровень натяжения сетки должен отличаться от начального не более чем на 5 Н/см.
13. Вы можете приклеить сетку к раме или повторить цикл ослабления-натяжения еще один раз. Конечное натяжение после обрезки сетки будет на 2-3 Н/см меньше.
Основная идея импульсного натяжения состоит в том, чтобы дать короткое время для релаксации сетки для хорошей и быстрой стабилизации. Этим способом сетку можно натянуть менее чем за 5-10 минут. Импульсный метод применяется для рам любых размеров, но наиболее эффективен для рам большого размера (более 48″ / 122 см длиной). Сетка натянутая таким способом более стабильна, чем при быстром натяжении.
Виды красок
В зависимости от способа использования вещества делят на:
- Маскирующие. Обеспечивают эффект двойственности оттенка: цвет меняется при изменении угла обзора. Основа — растворитель. При его испарении происходит фиксация вещества на материале.
- Оптихромные. Изображение проявляется только при преломлении света. Сами чернила прозрачные.
- Термохромные. Краска чувствительна к нагреву. При повышении температуры она становится прозрачной, при снижении — приобретает первоначальный цвет.
- Фотохромные. Цвет проявляется в дневное время под воздействием естественного освещения.
- Флуоресцентные. Светятся под УФ-лучами. Такие составы используют при изготовлении защитных элементов денег, пластиковых карт.
- Фосфоресцентные. Изображение напитывается светом и светится в темноте. Процесс обратного излучения длится от 10 минут до 20 часов. Продолжительность свечения зависит от содержания фосфора в трафаретной краске.
- Иридисцентные. Отражают инфракрасные лучи. Их используют при работе с банковским оборудованием, производстве прозрачных кредитных карт.
- Интерференционные. Изображение имеет характерный металлический блеск, меняющийся в зависимости от угла наклона изделия. Краски такого типа используют при изготовлении банковских карт, банкнот.
Флуоресцентные изображения светятся при УФ-освещении
Классификация в зависимости от способа затвердения красок:
- УФ-отверждающие — группа классических и водных УФ-красок для шелкографии. В их составе — фотоинициаторы, чувствительные к свету. Они запускают процесс полимеризации, который может занимать всего несколько секунд. С помощью таких красок получают растровую графику высокого качества.
- Твердеющие при нагреве — к ним относятся пластизольные составы.
- Твердеющие при воздушной сушке — водные, сольвентные чернила.
- Твердеющие при обжиге — вещества, обретающие свои характеристики под воздействием высоких температур.
В зависимости от типа связующего вещества различают такие виды красок:
- Сольвентные. При испарении растворителя, содержащегося в сольвентных составах, образуется смола. Она обеспечивает адгезию краски к материалу. Вещества этого типа используют при нанесении изображений на ПВХ-пленку, акриловое стекло, бумагу, дерево и другие материалы. Некоторые серии сольвентных чернил подходят для прямой печати на синтетических тканях.
- На основе водного растворителя. Водные составы подходят для печати на тканях (натуральных и синтетике), бумаге. Не выделяют вредных веществ. Для ускорения испарения воды и высыхания на рабочей поверхности используют катализаторы. Из недостатков — чувствительность к влаге, склонность к истиранию.
- Фритты. Краски на основе стеклянного наполнителя. Они используются при работе с керамикой, деколью, стеклом.
- Пластизоли. Отличаются высокой кроющей способностью (перекрывают цвет рабочего материала). Изображение имеет хорошую стойкость, получается полноцветным. Составы практически не пахнут, позволяют получать объемные узоры и различные эффекты при использовании добавок. Они активно используются при прямой и трансферной печати тканях, эластичные, благодаря чему изделия с рисунками/надписями можно стирать при температуре до 60 °С без вреда для покрытия.
С сольвентными красками стоит работать только в условиях типографий
Как происходит трафаретная печать с помощью красок марки Eurotext, смотрите на этом видео:
https://youtube.com/watch?v=vZO_-BHg3Vw
Стоимость заказа нанесения на текстиль методом шелкографии в Краснодаре
Шелкография на ткани – один из популярных методов нанесения изображений. В отличие от так называемых «прямых» способов печати, эта технология предполагает использование специального трафарета, изготавливаемого из полиэфирной, полиамидной или металлической сетки. Далее форму помещают в печатную машину, которая продавливает краску на поверхность материала, создавая рисунок.
Особенности:
высокая скорость, что важно при изготовлении срочных заказов; низкая цена при заказе небольших, крупных партий; насыщенность цвета, которая обусловлена большой толщиной красочного слоя; износостойкость, изделия не выгорают на солнце, не линяют при стирке; возможность нанесения логотипов, надписей, других изображений
Оборудование
Оборудование для шелкографии очень компактное и сейчас находится в свободной продаже, как и все необходимые составляющие для печати. Всё это можно приобрести за небольшую цену. Главное то, что весь процесс автоматизирован. И от вас потребуется всего немного: заправить краску, выбрать нужный рисунок и его цвета, а так же правильно расположить вещь, на которую будет наноситься печать.
Оборудование бывает разным, в зависимости от того, на что наносится печать, как наносится печать, и самое главное, – какого качества. Конечно же, это влияет на цену. Компактное оборудование можно с лёгкостью расположить у себя дома и заниматься шелкографией на дому.
Так же можно приобрести оборудование для шелкографии в больших или средних тиражах. Но это оборудование дорогостоящее и занимает много место, к тому же оно очень трудно поддаётся настройкам, поэтому используется в основном в цехах.
При печати шелкографией стоит отчётливо понимать, какие расходные материалы необходимы для той или иной печати на той или иной поверхности. Для нанесения печати на ткани, к примеру на футболки, применяются краски, которые совершенно не подходят для печати на твёрдых поверхностях. Иначе краски расплывутся и получится не качественная картинка.