Виды ручных швов с картинками: схемы, описание

Содержание:

Крест, полукрест, гобелен

Эти три вида шва объединяет способ шитья на ткани. Привычно делать такие стежки на канве, когда четко выражены отверстия на ткани, клеточки.

Полукрест выполняется в 3 шага:

  1. Крепите нитку на изнаночной стороне. Выводите иглу на лицо в нижнем левом углу первого стежка.
  2. Прокол в обратную сторону выполняете по диагонали квадрата ткани основы, в правый верхний угол.
  3. По изнаночной стороне стежок ложится горизонтально или вертикально. То есть по кратчайшему пути до начала следующего стежка.

Начинать вышивание можете любым удобным способом. Некоторые рукодельницы предпочитают первый прокол делать в верхнем правом углу и двигаться к нижнему левому. Это когда стежки лежат под наклоном вправо. Не забывайте, что их можно наклонить влево. Тогда делаете все наоборот: нитка движется из верхнего левого угла в нижнее правое отверстие клетки.

Гобеленовый шов отличается только с изнаночной стороны. Нитка во время вышивания прокладывается не по кратчайшему пути. Иголка движется по самому длинному, чтобы на изнанке формировался еще один слой ниток. Тогда картина становится более плотной, напоминая ковер. Если вы начинаете стежок из правого угла, обратно прокалываете иглу в левом, тогда по изнаночной стороне нитка протянется в правую сторону к дальнему проколу нового витка.

Крест — два наклонных полукреста, выполненных на одном квадрате канвы. Сначала вы шьете нитками наклон в одну сторону, сверху перекрываете полукрестом в обратном направлении. В вышивании картин делается разными способами:

  • каждый крестик выполняете полностью,
  • прошиваете строчку одного цвета в одну сторону первыми полукрестами, в обратную сторону перекрываете вторыми сверху (датский крест),
  • участками, отличными от строчки, существуют методики для быстрого и аккуратного шитья.

Существуют и другие виды швов, основанные на полукресте. Например, болгарский или итальянский, удлиненный или славянский и ряд прочих. Но они не пользуются такой популярностью у вышивальщиц, как классические крестики и гобеленовые швы. Для передачи цвета или придания округлых форм дополняют картину швом четверть или три четверти креста, бэкстич.

Техника выполнения

Делится он на 2 вида: обыкновенный и уплотненный.

И тот, и тот, как и прочие разновидности вышивки производится слева направо. Чтобы прикрепить нить без узла на изнанке, по краю узора рисунка необходимо проделать 2 последовательных стежка. А потом отступить около 2 мм. вправо, вышить первый стежок, а под изнаночной стороной возвратить иглу влево, протянуть ее в месте предыдущего прокола. Затем, натянуть нитку, опять отступить равное расстояние, и повторно проделать вышеописанную технологию. Тщательно наблюдайте за натяжением нити, чтобы не затягивать ее туго, после протягивания ее на лицо полотна. Чтобы получить уплотненную вышивку, необходимо протягивать иглу не в начальную точку прокола, по центру предыдущего стежка. Узор, который выйдет, будет похож на миниатюрный шнурочек. Толщина же будет зависеть от толщины нитки и продолжительности стежка. Зачастую его применяют, чтобы проделать аккуратную подшивку. Эффектным же шов получится за счёт толстой нити. Стебельчатый шов затягивает материю с лицевой части полотна. Особой чертой таких стежков, есть то, что нитка с изнаночной стороны несколько меньше, чем та, которая непосредственно образовывает сам рисунок на фронтальной части работы. Из этого следует, что каждый последующий шов будет выступать вполовину длинны от предыдущего.

Ни при каких обстоятельствах, не пытайтесь произвести пару стежков в один прокол. Это приводит к затягиванию материала и перекручиванию нити. В предложенной технике, один стежок следует за другим, поэтому необходимо тщательно наблюдать, чтобы нить располагалась всегда над иглой при проделывании последующего стежка. Идеального рисунка можно добиться только, когда все стежки будут одинакового размера. Величину стежка определяют в зависимости от толщины рабочей нити. Если тонкая, то стежок короткий, если толстый – длиннее.  Длину стежка также регулируют исходя из рисунка. На изгибах узора стежки должны быть мелкими. Поэтому нужно заранее посмотреть на рисунок и определить, где и в каком количестве они будут прокладываться.  Когда вышивание выполняется слишком удлинёнными стежками, то это может отрицательно отразиться на качестве готового изделия из-за размытого контура. Игла выводится на лицо полотна по изгибу с той стороны, в которую он завивается.

Ручные швы: основные правила

Как шить ручные швы своими руками? Существует несколько основных правил, которых Вам стоит придерживаться в процессе ручного шитья.

  • Обязательно работайте на ровной и плоской поверхности.
  • Игла для ручного шитья должна соответствовать как ткани, так и ниткам.
  • Для более комфортной и быстрой работы используйте наперсток. Его одевают на средний палец той руки, которой Вы держите иглу.
  • В процессе работы контролируйте натяжение нити: она не должна быть затянута слишком туго.

Начало работы: узел

Мы покажем, как завязать узел на конце нити быстро и просто.

Придерживайте нить левой рукой. Обведите нить вокруг кончика указательного пальца правой руки, и поместите на конец нити.
Положите большой палец на скрещенные нити и, потянув длинную нитку, проведите большой палец к концу указательного, так чтобы нити закрутились вокруг друг друга. Затем сбросьте петлю.
Зажмите кольцо между большим и указательным (или средним пальцами). Потяните левой рукой за длинный конец и аккуратно затяните узел.

Как закрепить нить в конце шва?

Вы можете закрепить нить двумя способами: узлом или закрепкой. Для того чтобы получился узел, сделайте небольшой стежок на изнанке, сверху последнего стежка. Потихоньку затягивайте нить, пока не останется небольшая петелька.

Проведите иглу в петельку и продолжайте затягивать, пока не появится вторая петля. Проведите углу во вторую петлю и туго затяните нить, образовывая узел. Чтобы выполнить закрепку просто сделайте несколько небольших стежков, используя шов «назад иголку». Такие стежки располагаются один поверх другого и хорошо скрепляют слои ткани.

Шов «назад иголку»

Этот шов является одним из самых прочных ручных швов. Он используется для швов в труднодоступных местах и для закрепления строчек в конце и начале. Выведите иголку на верхнюю сторону. Сделайте небольшой стежок назад (2-3 мм) и снова выведите иглу вверх, отступив те же 2-3 мм по линии шва.

Продолжайте вводить иглу в конец последнего стежка и выводить на один стежок впереди.

На изнаночной стороне стежки получатся в два раза длиннее, чем на лицевой стороне.

Шов «назад иголку» с пропусками

Этот вариант также используется для закрепления переходного канта обтачки и подборта.

Выполняйте обычный шов «назад иголку», но отводите иглу назад на половину длины стежка. Выходит игла по-прежнему на длину целого стежка.

Петельный шов

Применяется для изготовления обработанных вручную деталей: навесные нитяные петли и отверстия, нитяные петли, застёжки на крючках, шлёвки. Также подходит для оформления деталей из фетра или флиса. Выполняйте шов слева направо, расположив ткань так, чтобы её срез был внизу.

Закрепите стежок на краю ткани петлёй или любым другим удобным Вам способом.

Для каждого стежка направляйте иглу к себе. Втыкайте иголку в лицевую сторону ткани и выводите поверх нити на расстоянии от края около 5-6мм и на то же расстояние правее. Затягивайте нить не слишком туго.

Шов «Козлик» («Ёлочка»)

Применяйте такой шов для  скрепления двух слоёв ткани с небольшой степенью подвижности, например для соединения подкладки с изделием или для подгибки трикотажа.

Выполняйте шов слева направо. Сделайте небольшой горизонтальный стежок в верхнем слое, отступив немного от края. Затем, сразу за краем верхнего слоя, выполните еще один стежок на нижнем слое, вправо по диагонали от первого стежка. Выполняйте стежки, не затягивая нитку.

Французская закрепка

Используйте такую закрепку, чтобы прикрепить подгибку свободной подкладки к подгибке изделия.

Выполните 2-3 стежка длиной около 2,5-3см, между изделием и подкладкой.

Поверх длинных стежков выполните стежки «петельным швом», располагая их максимально близко друг к другу. Полностью закройте длинные стежки петельками.

Пунктирный шов

Этот вариант шва «назад иголку» применяют для отделки втачивания молнии на таких тканях как бархат, вельвет или атлас, в случае если машинная строчка выглядит некрасиво.

Выведите иглу вверх через все слои ткани. Выполните стежок «назад иголку», захватив 1-2 нити ткани. Выведите иглу на поверхность, отступив 5-6 мм вперед.

Намёточный шов

Этот шов является основным ручным швом, используемым для стягивания ткани, закладывания защипов, штопки и швов, не испытывающих нагрузки.

Выполните несколько стежков вперед, равномерно вводя иглу в ткани и выводя на поверхность, до того как протянуть нить.

Количество стежков зависит от толщины материала. Длина стежка и расстояние между ними зависит от места применения шва и может колебаться от 3 мм до 3 см.

Шов 3/4 креста

Наряду со стежками 1/4 креста, в вышивке используются дробные крестики в 3/4 креста.

Закрепив нитку, выводим иглу в середине квадратика канвы (точка 1), затем по диагонали вкалываем иглу в точку 2, которая располагается в верхнем углу канвы. Затем выполняется вертикальный стежок (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в точку 4.

При вышивке 3/4 креста также соблюдаем основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.

Теперь вы без труда выполните стежок 3/4 креста в зеркальном отображении в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке.

Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).

В этом случае вам следует хорошенько подумать: какой цвет вышить в 3/4 креста, а какой в 1/4. На помощь придет схема вышивки: найдите фрагмент, который вышиваете в данный момент. Предположим, вы вышиваете глазки этого котика.

Как видно на схеме, прямо над черными глазками-точками идут дробные крестики. В данном случае 3/4 креста лучше вышить нижний левый угол, а на 1/4 креста (в данном случае это будет полукрестик) придётся правый верхний уголок. Нам нужно выделить именно белую шёрстку вокруг глаз, которая обозначена на схеме крестиком или знаком умножить, а желтая шерстка, обозначенная треугольником, не в приоритете. Соответственно, тому, что важнее, отдаём бОльшую часть крестика, т. е. 3/4.

Чтобы вас окончательно запутать (шутка, конечно)), стоит упомянуть и о таком способе вышивки дробных крестиков, как 3/4 креста + 3/4 креста. На схеме обозначаются также двумя символами, а в процессе вышивки выглядят так:

В зависимости от того, в каком направлении идет верхний стежок во всей вашей вышивке, вышиваются и швы 3/4 креста.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Возникает резонный вопрос: каким именно способом вышивать, если в схеме встречаются дробные крестики? 3/4 креста + 1/4 креста, 1/4 креста + 1/4 креста или 3/4 креста + 3/4 креста?

Прежде всего необходимо ориентироваться на вышивку в целом и, конечно, прислушиваться к своему внутреннему голосу) Точнее, попробовать вышить дробный крестик всеми тремя способами и понять, какой из них вам больше нравится.

1/4 креста + 1/4 креста

Ещё один ориентир — это шов бэкститч (подробнее о нём чуть ниже). Если по границе дробных крестиков предполагается пройтись бэком, то лучше всего полный крест вышивать по схеме 1/4 креста + 1/4 креста (при этом вышивать именно маленькие крестики, а не полукрестики). Тогда сам бэкститч ляжет ровненько по диагонали между четвертиками разных цветов!

3/4 креста + 3/4 креста

Если в схеме бэкститч не предусмотрен, то целесообразно вышивать полный крест по схеме 3/4 креста + 3/4 креста. В данном случае верхние длинные стежки образуют красивую видимую границу между цветами. Стоит отметить, что в данном случае верхний диагональный стежок будет состоять из 2-х цветов и, соответственно, будет в 2 раза толще, чем верхний стежок во всех остальных крестиках.

3/4 креста + 1/4 креста

Если вы не любите слишком толстую и плотную вышивку, то схема 3/4 креста + 1/4 креста идеально подойдёт! В данном случае верхний стежок будет выполнен ниткой одного цвета и по толщине будет соответствовать вышитым полным крестикам. 1/4 креста здесь вышивается полукрестиком.

Как шить стебельчатым швом

При ручном вышивании применяется несколько видов выполнения стежков. Рекомендуют декоративные швы в вышивке, кроме прямого варианта:

  • выполнять работу с наклоном влево;
  • двухрядную строчку получать, делая стежок из одной точки сначала сверху, затем снизу;
  • для утолщения линии сдвигать каждый последующий назад влево;
  • для тонкой свободной строчки любой предстоящий шаг выполнять со сдвигом вправо.

Приемы вышивания веревочкой применимы для техники гладь, когда требуется плотное заполнение внутри рисунка. Работу можно проводить по двум схемам:

  • последовательно укладывать прямые ряды, вышитые с одним направлением, тесно друг к другу;
  • для тонких работ применять технику «в раскол» – при возвращении назад иглу прокалывать через нить предыдущего шага.

Стебельчатый шов бисером

Выполняя художественное оформление одежды при помощи бисера, можно получить эксклюзивные изделия. Мастерица будет выглядеть неповторимо, если при этом способна сама сшить наряд. Стебельчатый шов назад иголку бисером пошагово выполняется так:

  • нитка закрепляется с изнанки, выводится вверх;
  • на тонкую иголку нанизываются 2 бусины;
  • ткань прокалывается вниз около последней.

Последующие действия вышивания производятся по рисунку в такой очередности:

  • нитка с иглой выводится снизу вверх между бисеринками;
  • протягивается через последнюю бусину;
  • плотно прикладывается следующая бисерина;
  • нить проводится через нее;
  • иголка вкалывается в ткань вниз справа близко к бусинке;
  • вытягивается вверху слева от нее;
  • работа продолжается до конца рисунка.

Вышивка лентами – стебельчатый шов

Можно оригинально отделывать одежду художественной вышивкой при помощи лент. Работа производится на разнообразных по фактуре тканях, а для ее выполнения понадобится иголка с длинным, широким ушком. Ленты для рукоделия используются шелковые или синтетические, шириной от 3 до 12 мм. Пошагово вышивка выполняется слева направо так:

  • лента, заправленная в иглу, закрепляется на ткани снизу;
  • выводится на лицевую часть.

Далее стебельчатый шов лентами нужно вышивать в такой последовательности:

  • вколоть иглу сверху в ткань;
  • расстояние выдержать чуть более ширины ленты;
  • вывести ее снизу на середине стежка;
  • вытащить ленту вверх;
  • аккуратно расправить;
  • сделать стежок такой же длины, вколов сверху в ткань;
  • вытянуть в конце предыдущего шага;
  • расправить ленту;
  • продолжить работу.

Как создать пейзаж 3d

Чтобы сделать объемную вышивку без принта, понадобится следующий материал:

  • ткань белая;
  • краски;
  • кисть;
  • карандаш;
  • ножницы;
  • клей;
  • иглы;
  • нитки по вязанию, шитью;
  • понравившееся фото пейзажа;
  • рама.

Отрежьте ткань по размеру панно. Прикрепите к станку или деревянной самодельной раме. Карандашом схематично ограничьте линиями небо, лес, поляну. Теперь красками нанесите голубое небо с белыми облаками, светло- и темно-зеленый фон травы, деревьев. Желтыми пятнами наметьте место одуванчиков.

Как только высохла основа, приступайте к вышиванию. Зелень с дальнего плана вышивайте ровными стежками, которые неодинаковы по длине. Для экономии ниток с изнаночной стороны не делайте двустороннюю гладь, а горизонтальным стежком верните иглу на лицо работы.

Верхнюю часть зелени петельным швом разделите от линии деревьев. Чем больше «навивов» сделаете, тем гуще листва получится. Кустарники, поросль можно вышить шерстью. Такими же «петлями» поляна заполняется хаотично. Для передачи густоты, яркости растительности смешивайте разные оттенки, делайте «навивы» вплотную друг к другу.

Вышивка объемных цветов начинается с заднего фона. Самый первый ряд заполняете французскими узелками. Накручивая разное количество ниток на иглу, получаете большие и маленькие одуванчики. Чтобы получить эффект 3d, тонкую нить замените толстой или узкой желтой лентой.

Одуванчики спереди делаете также, как траву, «петлями» или приклейте помпоны, которые можно сделать вилкой. Если хотите вышить атласной ленточкой, то посмотрите мастер класс Татьяны Улановой. Последним шагом с изнанки все петельные стежки хорошо промазываете клеем, чтоб не распустился шов. Далее на лицевой стороне разрезаете крону деревьев, зелень, одуванчики.

Руками расправляете нитки, чтоб задать направление. Серыми тонкими стежками крепите листву деревьев, создавая образ веток. Также закрепляете растительность, открывая бутоны. Лишние хвосты отрежьте, чтобы получить более реалистичный вид. Готовую работу оформите в раму.

Объемная вышивка привлекает мастериц креативностью техник, востребованностью среди клиентов. Сувениры, картины, одежда с профессиональной рельефной вышивкой раскупаются быстро на рукодельных ярмарках и выставка.

Мастер класс гобеленовой вышивки пошагово

Мы начнем осваивать самый простой шов без колодки.

  1. Втяните нить, закрепите ее на канве вот таким образом: сложите вдвое, втяните в ушко иголки, выполните полукрестик, начиная с правого верхнего угла канвы, и на изнаночной стороне проденьте иголку в петельку нитки. Затяните, выведите иглу с нитью на лицевую сторону для выполнения следующего стежка.
  2. Далее все очень просто. Если иголка выведена в правом нижнем углу, вам следует ее вводить в левый верхний, и так до конца ряда. Если вышивание начинается с левого нижнего угла, то вводить ее следует в правый верхний. Соответственно стежки получатся с наклоном вправо или влево.
  3. Когда ряд вышивки окончен, переходите на следующий. Можно просто обрезать нить. Для этого следует провести иголку назад под стежками на 2-3 см и аккуратно обрезать. Ни на лицевой стороне, ни на изнаночной не должно быть никаких узелков. Рисунок должен выглядеть одинаково – полукрестики одинаковой высоты с наклоном вправо или влево.
  4. Если вы не хотите обрывать нитку, а продолжить вышивание в следующем ряду этим же цветом, после выполнения последнего стежка выведите иглу в правый верхний угол, введите ее в левый нижний, если вы вышивали слева направо. 
  5. Если нужно продолжить вышивку другим цветом, то ряд закрывается и нитка обрывается. Вышивка другим цветом начинается также, как было описано выше.

Также существует удлиненный гобеленовый шов, когда захватывается не один квадрат канвы, а сразу два-три. Удлиненный шов используют, чтобы быстрее заполнить фоновое пространство, получить гладкое, сплошное полотно.

Вот и все, теперь вы можете вышивать несложные узоры и картинки простым гобеленовым швом. Если же вы хотите узнать, как вышивать гобеленовым швом с колодками, чтобы получить объемный, плотный рисунок, полностью перекрывающий основу – ознакомьтесь с нашим следующим мастер-классом.

Счетная гладь

Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку, то техника выполнения достаточно проста.  Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.

Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.

Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, крестиком, мережками. Можно поиграть с узорами из , или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.

Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.

Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.

Классический стебельчатый шов.

Это знакомый с детства и самый распространенный во многих видах вышивки шов, который представляет собой ряд плотных косых стежков. Шов нарабатывается стежками в направлении слева направо, т. е. от себя, а острие иголки во время работы над швом направлено на вышивальщицу. Стебельчатый шов бывает двух типов: тонкий и толстый.

Тонкий стебельчатый шов имеет вид шнурка. Им вышивают тонкие и длинные детали изображения (травинки или прожилки листьев). Иногда в случае необходимости этим швом можно обвести контуры отдельных деталей вышивки.

При выполнении стебельчатого шва надо аккуратно закрепить рабочую нитку на изнаночной стороне и вывести иголку с ней на лицо в нужной точке контура рисунка. Затем ввести иголку в ткань правее места 1-го прокола — это будет 1-й лицевой стежок стебельчатого шва. После чего протянуть иголку с рабочей ниткой по изнаночной стороне работы и вывести острие иголки на лицевую сторону в середине 1-го стежка с его левой стороны. Эта точка послужит началом 2-го стежка. Когда рабочая нитка будет полностью выведена на лицевую сторону, следует прижать ее большим пальцем левой руки к пяльцам вблизи от места прокола. Затем вновь ввести иголку с рабочей ниткой в ткань правее точки окончания 1-го стежка ровно на половину его длины. Далее провести иголку по изнанке и вытянуть на лицевую сторону в месте того прокола, который завершил 1-й стежок, — это середина 2-го стежка.

Собственно говоря, суть шва состоит в том, что каждый последующий стежок нужно начинать из середины предыдущего стежка. Небольшие, одинаковой величины стежки надо плотно укладывать друг к другу. При выполнении стебельчатого шва очень короткими стежками он получается узким и слегка выпуклым, напоминая витой шнурок (рис. 8 а).

Опытные мастерицы при использовании напольных или настольных пялец обычно выполняют этот шов двумя руками. Однако начинающей вышивальщице лучше не усложнять себе жизнь: ей проще прокладывать его правой рукой, придерживая левой рабочую нить при выполнении шва.

Осуществление стебельчатого шва заключает в себе одну тонкость: при его выполнении рабочую нитку всегда нужно класть только с одной стороны от иголки: или справа, или слева. Ни в коем случае нельзя во время прокладывания стебельчатого шва менять положение рабочей нитки — это сразу нарушит его ритмичность и красоту: он приобретет изломанный неряшливый вид.

Когда стебельчатый шов используется в качестве украшающего контурного, он выполняется маленькими стежками одинакового размера тонкой острой иглой. Если же этим швом надо вышить линию с резкими крутыми изгибами, в этом случае ее нужно прошивать, немного прокалывая иголкой предыдущий стежок в тот момент, когда ее острие выводится на лицевую сторону для нового стежка. Благодаря этому несложному техническому приему можно зафиксировать стежок. Тогда линия шва получится достаточно гибкой и четкой.

Толстый стебельчатый шов требуется выполнять практически так же, как и тонкий шов. Но каждый его последующий стежок должен заходить на предыдущий стежок примерно в его середине. Лицевые стежки следует располагать почти параллельно линии шва. В этом случае изнаночные стежки по величине должны равняться половине лицевых стежков. Толстый шов чем-то напоминает широкий шнур (рис. 8 б).

Вышивка в России

При работе с отдельными стилями можно отметить наличие определенных стандартных приемов. Однако в зависимости от места создания вышивки, в ней присутствуют выраженные национальные особенности.

Поскольку климатические условия не были благоприятными для выращивания хлопка, в России основными материалами для работы были лен и конопля, используемые для создания полотна. Кроме этого активно использовалась шерстяная пряжа.

Вышивка гладью

В большинстве вышивок доминировали различные оттенки красного цвета, причем могли использоваться любые – от брусничного до оранжевого. Наряду с этим также получили распространение нитки синего, зеленого или желтого цвета. Черный применялся очень редко. Он иногда встречался в народных вышивках в Тамбовской и Воронежской областях.

К сведению! Наиболее распространенными образами, которые используются в произведениях, являются рисунки дерева, коня и птицы.

Часто дерево становилось центром композиции, к которому были обращены деревья, птицы или всадники. Постепенно стали распространятся сюжеты, которые предусматривали реалистичное изображение цветов. Одним из наиболее популярных элементов вышивки было изображение тюльпана.

Наряду с обычными видами вышивки с 10-го века получило распространение золотошвейное искусство. Такие узоры, в частности, активно использовались для украшения предметов церковного обихода.

Вышивка крестиком с использованием ниток мулине

Первоначально это искусство развивалось в монашеской среде, где использовались религиозные темы. Параллельно им занимались в крестьянской среде. Начиная с 18-го века, в этой сфере стали появляться западные мотивы.

Существует несколько различных видов русской национальной вышивки. Часто они возникали в определенной географической области, а затем распространялись на всей территории России. Далее приведены примеры таких школ.

Орловский спис

Появление такого стиля относят к легендарным временам. Считается, что такая вышивка возникла благодаря племенам вятичей, в старину обитавших на территории Орловской области.

В начале девятнадцатого века ученые-этнографы обнаружили вышивки в стиле Орловский спис в нескольких селах на этой территории.

Для творений мастериц были характерны изображения птиц, ромбов, которые изображались с длинными краями. При создании вышивок были использованы языческие символы, которые должны были давать силу тем, кто их использует. Такие произведения искусства можно рассматривать в качестве оберегов.

Для орловских вышивок характерные следующие особенности:

  1. При оформлении рисунков сделано так, что один мягко перетекает в другой.
  2. В узорах используется большое количество различных образов. Получается сложный рисунок, допускающий много толкований.
  3. Основные цвета – красный и голубой.

Для создания узоров мастерицы используют тамбур или стебельчатый шов.

Владимирский шов

Этот способ обработки представляет собой односторонний декоративный шов. Это разновидность глади. В процессе работы над рисунком внешний контур обшиваться не должен.

Для создания изображений применяются черные, синие и красные нити. Стежки делаются так, чтобы они располагались на одной линии, при этом, находясь на маленьком расстоянии друг от друга.

«Бархатный» шов, или «козлик»

Бархатный шов, или Козлик

«Козликом» часто вышивают окантовку салфеток и фартуков, им же нередко «заполняют» пространство внутри контура, вышитого стебельчатым либо тамбурным швом. С лицевой части этот шовчик, который иногда называют «бархатным» напоминает перекрещивающиеся линии, с изнанки же наблюдаются две пунктирных линии, параллельные друг другу.

  1. Выполнять работу нужно слева направо. Для удобства можно провести две параллельные линии. На верхней линии с изнанки сделайте колок, вытяните нить на лицевую сторону.
  2. Немного правее этой точки на нижней линии справа на лево сделайте маленький стежок, вытяните нитку с иголкой на лицевую сторону.
  3. Отступив еще немного вправо сделайте такой же стежок ухе на верхней линии. Следующий будет уже на нижней линии и так далее.

С чего начать работу

Чтобы сделать свои первые шаги в вышивании гладью, совсем не обязательно иметь большой багаж опыта и знаний. Для начала нужно просто научиться нескольким простым приемам и стежкам. Вы можете создавать потрясающие работы, даже владея одним видом техники — простой гладью. Главное – терпение и старание.

Первым делом переносим рисунок на ткань с помощью карандаша или копирки. Работать нужно аккуратно, чтобы картинка получилась четкой, а основа не испачкалась ненужными штрихами. Ткань можно предварительно растянуть на пяльцах, если рисунок небольшой.

Видео: Перенос схемы или рисунка для вышивки гладью на ткань

Чтобы закрепить нить сделайте несколько стежков в технике «вперед иголку», а затем начинайте прямые стежки гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.

Техника «Вперёд иголку»

Вышиваем техникой простой плоской глади — делаем стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними. Направление стежков выбирайте в зависимости от формы элемента, например, вышивая листья — идите от края к середине.

Если предварительно нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков.

Чтобы вышивать плавным переходом цвета, задавать места теней и оттенки — используется техника тоновой глади (художественная цветная гладь). Каждый ряд тона делается чередованием коротких и длинных стежков.

Если в ходе работы нить заканчивается, а рисунок еще не полностью заполнен, фиксируйте новую нитку с лицевой стороны основы обычными стежками, но только в том месте, которое впоследствии закроется вышивкой.

Если вы хотите выполнить некоторые элементы более объемно — используте технику «гладь с настилом». Проложите последовательно сначала один слой простой гладью (не обрамляя элемент по краям) и затем накройте его еще одним слоем.

Видео: Вышивка вишни гладью

В ходе работы помните, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться затяжек, торчащих нитей и узелков. Все хвостики нужно скрывать как в начале работы, так и в конце.

Три способа закрепить нить

Часто при начальных этапах возникает вопрос: как определить, что нужно сменить нить на другой оттенок, чтобы получился равномерный переход? В таком случае нужно положиться на собственное художественное чутье. Даже если сразу не получается добиться идеального результата – не переживайте. Все приходит с опытом.

Как вышивать гладью: основные моменты

Контур

Чтобы начать работу необходимо наметить рисунок. Желательно чтобы он был до конца продуман и имел четкие очертания. Тогда стежки будут более уверенными и можно будет предвидеть следующий шаг. А рисунок будет смотреться более аккуратным. Такой способ необходим в первую очередь начинающим мастерицам.

Для переноса задумки на ткань отлично подойдет калька. Она найдется в каждом доме и легка в обращении.

Эксперименты

Вышивка  гладью, в отличие от вышивки крестом, не имеет строгих правил. Можно накладывать различные стежки друг на друга, чтобы придать рельефности. Изучая новые методы и придумывая свои можно отлично разнообразить рисунок и создавать различные эффекты.

Если задумка довольно проста и не предусматривает излишеств, лучше не акцентировать внимание на отдельных деталях. Не следует делать их слишком вычурными

Небольшие схемы

Начинать вышивать гладью лучше с небольших работ. Они помогут лучше чувствовать направление стежков. Наклон имеет огромную роль на крупногабаритных полотнах, так как может полностью менять восприятие работы. На маленьких деталях это не так заметно, и они позволят испробовать все направления линий.  Также это позволяет прочувствовать то, как они воспринимаются зрителем.

Лучше всего для начального этапа подойдут флористические мотивы. Это могут быть цветы, листочки и различные растения.

Оттенки

Китайские мастера в своих работах даже на одном лепестке цветка используют до четырех оттенков. Их работы ценятся по всему миру. Стоит брать с них пример. Секрет на самом деле прост: кропотливая работа и тонкое чувство прекрасного.

Даже если стебельки растений находятся рядом и не отличаются друг от друга, есть смысл подобрать два разных зеленых оттенка. Тогда работа начнет играть цветами, а некоторые части композиции благополучно выйдут на передний план. Контролируя этот процесс, можно создавать шедевры.

Нити и холст

Ткань должна быть в меру плотной, но при этом эластичной. Нитки лучше брать хлопчатобумажные или . Шелковыми нитями получаются замечательные работы, но они требуют уровня мастерства, так как в работе довольно прихотливы.

должна быть вышивальной, ее толщина должна соответствовать вашей ткани. Чем тоньше ваша ткань, тем тоньше должна быть игла.

Комбинируя нити на холсте также можно добиваться различных эффектов. Более мелкие детали проработать мулине, а крупные . Различные комбинации создают объемный эффект.

Для новичков также лучше использовать . Они натягивают полотно и дают оптимальное пространство для работы.

Белая гладь на прозрачном полотне также подойдет для начинающих. Как правило, такая вышивка гладью не требует крупных элементов, а одноцветность композиции придает работе аккуратности. Результат всегда получается довольно изящным и отлично подойдет для украшения тюля, платков, легких шарфов и т.д.

Советы начинающим мастерицам

Для начала подберите узор, который Вы без труда сможете повторить. Переведите рисунок с помощью копировальной бумаги на полотно. Умелицам, которые неплохо рисуют, могут самостоятельно создать оригинальные и красивые узоры для изделия. Что это будет: буквы, очертания животных, растительные орнаменты, мотивы для вышивки лентами – решать только Вам. Стежки можно создавать двумя способами: колющим – каждый последующий стежок производится прокалывание полотна иглой с протягиванием ее на противоположную сторону; швейный – пронизыванием ткань горизонтально, выполняя одновременно 2 прокола, потом выводится нить.

Обязательно соблюдать следующие правила:

  • стежку производить равную по длине
  • во избежание стягивания ткани лучше выбрать колющую технику вышивания
  • для резких изгибов узоров вышивать только короткие стежки
  • не перекручивать рабочие нити
  • во время вышивания нити постоянно должны располагаться с одной стороны
  • следить за натяжением нити

Подытожим все о чем мы сегодня узнали. Научиться производить шитье в технике стебельчатый шов довольно просто. Техника невероятно лёгкая, что даже у новичков все получится сразу же. Очень внимательно стоит отнестись к тому, чтобы стежки были одинакового размера.

Действия выполняем в следующем порядке:

Полотно с проделанным заранее узором закрепляем в пяльцы.

Нить продеть в иголку.

Тщательно прикрепить её с изнанки изделия.

Технология принадлежит к счетной вышивке, производится слева направо. Рабочая нитка всегда располагается на одной стороне. Стежки пролегают кучно один к другому. Строчка проделывается в следующей последовательности:

– протягивают иглу с нитью на лицевую сторону полотна в исходную точку узора;

– четко по черте прокладывают стежок вперед размером 4мм.;

– пронзают материал иглой вниз;

– вытаскивают ее по центру предыдущего стежка на лицевую часть;

– повторяют все действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector