Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ИЛИ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ НА ОДЕЖДЕ

Автор статьи: Александр Демидов

Считается, что вышивка золотом пришла на Русь из Византии, стала основой церковной вышивки и легла на уже подготовленную почву, т.к. на Руси уже много веков до этого существовали богатые традиции народной вышивки. Вышивка золотом или золотое, золотное шитье получило распространение не сразу, т.к. подготовка мастериц требует долгого обучения. Церковная вышивка это особый пласт декоративно-прикладного искусства. Уже не одно тысячелетие церковная вышивка украшает предметы храмовой утвари и одежды священнослужителей, включая, например, куколи патриархов, митры, выносные храмовые плащаницы, скрижали, облачения, иконы и их оклады.

Шитьё золотом всегда было нелегким занятием. Первоначально, чтобы стежки не провисали, вышивку золотом крепили только по контуру, постепенно техника золотого или золотного шиться усложнялась и прикрепочные швы стали выполнять посредине, что помогло сделать вышивку золотом более прочной. Затем прикрепы стали использовать и в качестве декоративных элементов, что делало фактуру золотной вышивки или золотного шитья более богатой. Постепенно прикрепы становились диагональными, а также стали выполняться в виде зигзагов, ромбов… Главным мотивом золотной вышивки становятся геометрические орнаменты и растительные узоры, выполняемые по дорогим тканям.

Ручная вышивка золотом требует особого мастерства, сосредоточенности, внимания, терпения, только тогда можно добиться безупречного результата. В вышивке золотом используется не только золотая или серебряная нить, часто изделия, выполненные в этом стиле, украшают бисером, жемчугом, искусственными или натуральными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями-самоцветами или стразами. В стародавние времена вышивку золотом использовали только для украшения царских одежд и одежд людей знатных сословий, позже вышивкой золотом стали отделывать церковные одежды и элементы церковной утвари.

Первоначально для этих целей использовалась натуральная золотая или серебряная нить, которая была очень дорогой, и вышивка называлась золотой. Затем золотую и серебряную нить заменили металлической с золотым или серебряным покрытием и вышивка стала называться золотной или золотным шитьем. В этот период золотная вышивка становится намного дешевле и находит более широкое распространение в народе. Народные костюмы, украшенные золотным шитьем становятся богаче. Вышитые золотом узоры используются как в крестьянских народных одеяниях, так и в светских костюмах знатных особ. Но и тогда вышитая золотом одежда ценится высоко и ее надевают только по большим праздникам. В крестьянском женском костюме золотным шитьем чаще всего украшали сарафаны, обувь, кокошники. Серебром, золотом вышивали кружева, растительные узоры и орнаменты, которые часто дополнялись вышивкой жемчугом, камнями-самоцветами, а позднее стразами и бисером. В конце XVIII – начале XIX века золотное шитье стали употреблять для росписи женских платков. Вышивкой золотом наносили узоры по синей, белой или голубой тафте. Золотным шитьем декорировали коленкоровые, кисейные и атласные платки.

В современных нитях не используются драгоценные металлы, в связи с чем они намного дешевле, однако по своим декоративным и прочностным качествам современные нити для золотного шитья ни в чем не уступают нитям с золотым и серебряным покрытием.

Техника вышивки «вприкреп»

В этой технике создавали плотный фон из рядов золотой нити. Шитье выполняли непосредственно по ткани основы или по настилу, выполненному нитками различной толщины. Для настила, как правило, использовали льняные, а позднее бумажные нитки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки при подвороте.

Порядок работы

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «вприкреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
  5. Расправьте золотую нить (мы шьем в два сложения) так, чтобы она не была перекрученной.
  6. Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
  7. Отступите на выбранное расстояние (примерно в середине стежка первого ряда) и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Такой прием поможет уплотнить ряды вышивки. Прикрепка стежком, «скобочкой», достаточно подвижна и притягивает золотую нить к нити предыдущего ряда. Выполните прикрепку.
  8. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  9. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в пп. 4-6.

Правило 1. Ряды шва должны располагаться очень близко друг к другу.

Правило 2. Прикрепки делают тем чаще, чем тоньше золотая нить.

Вышивка по карте

В этой технике выполняют объемные детали рисунка. Как правило, по карте вышивали на жестких изделиях: головных уборах, обуви. В качестве подкладки использовали бересту, а позднее картон. Подкладку пришивали или приклеивали к основе.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Вырежьте подкладку и закрепите ее на основе.
  3. Шейте как в аксамитовом шве, располагая прикрепки вплотную к контуру прокладки.
  4. По краям деталь можно обшить швом «вприкреп», используя толстую или скрученную в несколько сложений нить.

Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити по карте

Кованая техника

Фон в этой технике очень плотный, напоминающий металлическую поверхность с нанесенным на нее чеканным рисунком. Он получается за счет игры света и тени.

Женский головной убор-сборник. Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, конец XIX в.

Графическая схема. Контур рисунка прошит золотой нитью с помощью шва вприкреп

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «изнаночный прикреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу в точке поворота. Выполните прикрепку и протяните золотую нить наизнанку.
  5. Отступите на выбранное расстояние и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Выполните прикрепку.
  6. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  7. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в п. 4.
  8. При шитье битью используйте шов «вприкреп».

Графическая схема. Заполнение фона рисунка золотой нитью с помощью шва «изнаночный прикреп»

Фон, вышитый битью

Правило 1. Вышивку выполняют тонкими металлическими нитками в одно сложение.

Правило 2. Для основы вышивки подходит очень плотная крепкая ткань. Рыхлая мягкая ткань может порваться.

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа. Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

А вы уже пробовали заниматься золотной вышивкой? ДаНет

Основными швами техники золотного шитья являются: литой шов, шов «враскол» , шов «вприкреп».

Литой шов. Внешне шов выглядит как гладкий шов золотом (рис. 2.4.1, а). В начале вышивки литого шва продевают золотную нить при помощи иглы с широким ушком сверху вниз (около края вышиваемой формы). Затем применяется шитье «вприкреп». С его помощью каждый стежок золотной нити пришивается по контуру рисунка к ткани (с помощью шелковой или хлопчатобумажной нити). Стежки в процессе работы должны ложиться плотно, но не находить друг на друга (рис. 2.4.1, б). Горизонтальные фигуры вышиваются слева направо, а вертикальные – снизу вверх. При вышивке дуг и других закругленных форм параллельность стежков сохраняют с помощью редкой прошивки на выпуклостях и плотной в вогнутых частях. Таким образом, стежки не сваливаются, укладываясь ровно, без просветов.

Шов «враскол». Выполняется точно так же, как и литой (рис. 2.4.2, а), только имеет дополнительную линию раскола, которая переламывается и утягивается прикрепляющей нитью (рис. 2.4.2, б). В результате на рисунке получается дополнительный рельеф. Как правило, шов «враскол» делается при шитье по картону. Такой шов идеально подходит для заполнения целых форм, лепестков и листиков.

Шов «вприкреп». В этом шве золотные нити укладываются на поверхность ткани параллельными плотными стежками, а затем пришиваются шелковыми нитями. В отличие от шва << враскол» прикрепляющие нити не утягиваются и не раскалывают стежок золотной нити (рис. 2.4.3, а).

Уложите закрепляющую нить или шнур, выведите иглу с закрепляющей нитью на лицевую сторону и закрепите вертикальным стежком проложенную нить. Немного отступив, сделайте следующий закрепляющий стежок (рис. 2.4.3, б). Далее продолжайте прокладывать закрепляющие стежки с одинаковым интервалом. При повороте нити или шнура закрепите этот поворот стежком (рис. 2.4.3, в), поверните нить в нужном направлении и продолжайте закреплять нить или шнур (рис. 2.4.3, г). Таким образом можно выложить не только контур рисунка, но и целый участок рисунка (рис. 2.4.3, д).

Вышивая таким способом, можно получить различные фоновые узоры.

Великолепные работы российских мастериц

Русский княжеский костюм


Русский придворный костюм


Деталь придворного костюма

Николай Иванович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

пышной, восточной, византийской

Мундиры офицерские XVIII — начало XX века, музей-заповедник Царское село


Воротник мундира


Воротник мундира и эполеты, расшитые канителью


Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка, Российская империя, копия

Эполеты образца 1809г.

Гардероб императора Петра II


Коронационное платье Екатерины I

Коронационное платье Анны Иоановны


Коронационное платье Екатерины Великой

Коронационное платье Александры Федоровны

Советы для работы

Чтобы вспомогательная нить легче проходила через толстый слой плотной ткани, ее следует натирать пчелиным воском (вощить).

Чтобы первая прокладываемая нить не соскальзывала с подложки, на ее краю можно сделать 1–2 стежка нитью или маленький мазок клея для ткани.

Чтобы скрыть небольшие огрехи при прокладке рабочей нити, следует веревочку и картон подкрашивать в цвет нити.

Край детали, заполненный тем или иным узором, лучше закрывать, проложив по нему нить с пико, шнурок (рис. 3), тонкую тесьму, канитель, нить с бисером или жемчугом.

Канитель пришивают, как бисер, продевая через пружинку иглу с тонкой нитью. Ее можно прикреплять дополнительно и по длине, стараясь положить вспомогательную нить между витками спирали (образец 21).

Окончив работу, обрежьте лишние нити на изнанке, закрепите обрезанные концы и узелки клеем для ткани. Сняв работу с пялец, срежьте лишнюю ткань и закройте изнаночную сторону подкладкой из ткани или картона – так вышивка сохранится лучше.

Основные техники и швы

В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.

Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.

Двойной

Гусем

Волнистый Денежка Косой ряд

Городок

По шнуру

В раскол

Мастер-класс по золотной вышивке

Начинающим вышивальщицам лучше пошагово осваивать данную вышивку с простых схем, в которых будет применяться 2-3 техники. После того как будет полностью освоено золотное ремесло, рукодельница сумеет создавать особенно красивые и сложные узоры, в которых будет сочетаться большое количество швов, а также будут присутствовать дополнительные элементы.

Потребуется картон, который позволит нитям ложиться плотно и ровно. Из него вырезаются шаблоны, в которых заранее делаются прорези и проколы, а детали пришиваются к ткани:

Шов «в раскол»

  1. Начинать вышивать удобно с середины рисунка, чтобы нитки не соскальзывали. Работа ведется рабочей нитью и золотой в две нити.
  2. Делается прикреп.
  3. Рабочая нить выводится в разрез лепестка, золотая укладывается сверху. Нужно следить, чтобы нити не перекручивались.

  4. Делается шов «в раскол«.
  5. Рабочая нить выводится с другой стороны лепестка.
  6. Снова делается прикреп.
  7. Таким образом вышивка ведется до конца.

Гладьевой шов

Работа ведется только золотой нитью. Нити выводятся с одного края картона, аккуратно, не перекручивая, укладываются на деталь, игла вводится в другого края и уходит на изнанку. И так до конца лепестка.

Контуры обшиваются золотым шнуром и получаются элементы готовой работы.

Фоновые узоры при золотном шитье

Для получения узора заполняемую область расчерчивают ровными параллельными линиями. Затем закрепляют золотную нить с изнаночной стороны вышивки и выводят нить (с помощью шила) на лицевую сторону, а стежки прикрепляющей нитью образуют рельеф в зависимости от выбранного узора.

Узор «рядки», или «косой ряд». В этом узоре стежки прикрепляющей нитью образуют рельеф из параллельных диагональных линий (рис. 2.4.4, а, б).

Узор «копытечко», или «городок». Стежки прикрепляющей нитью образуют узор в виде ломаной линии – зигзага (рис. 2.4.5, а, б).

Узор «денежка». Состоит из точно таких же зигзагов, что и «Копытечко>> (рис. 2.4.6, а), только они идут не параллельна друг другу, а составлены острыми углами (рис. 2.4.6, б).

Узор «ягодка». Данный узор (рис. 2.4.7, а) выглядит, как клетка из ромбов (рис. 2.4.7, б).

Техники золотного шитья

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».

В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.

Канитель

Канитель

Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.

Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,

Расположение золотой нити над тканью

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре

Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.

Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Вышивка золотыми нитками на Руси

В нашу страну вышивка золотом пришла из Византии, вместе с православием. Надо сказать, что наши мастерицы стали известны во всём мире, и до сих пор именно русское золотошвейное искусство считается одним из самых красивых в этой области. Тонкие узоры вышивки золотом завораживают вот уже много столетий.

У нас металлическую нить накладывали сверху на ткань, составляли узор, а потом пришивали поверх шёлковой ниткой в тон. Быстро додумались использовать позолоченную медь. В XV веке из монастырей золотое шитьё распространилось и на светскую жизнь.

Кафтан и камзол императора Петра II. Франция, 1727-1730; сукно — Англия

Церковная вышивка золотом из Борисоглебовского монастыря

Городецкая золотая вышивка

Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.

Особенно хороши были платки: тёмно-зелёные и вишнёвые, из бархата, расшитые узорами из роз и виноградных гроздьев. Мастерицы владели таким количеством различных техник, что и не перечесть. Их работы так ценили, что расшитые золотом вещи передавались от матери к дочери в качестве приданного – многие поколения.

В наше время это искусство возрождают: городецкая золотная вышивка снова известна и популярна.

Золотые нитки для вышивки

Городецкая золотная вышивка: выставка

Дивеевская золотошвейная мастерская

Дивеево известно нам своим женским монастырём, который основал один из любимейших русских святых – святой праведный Серафим Саровский. Дивеевский женский монастырь был создан только для девиц: вдов в него не принимали.

Чем заниматься благочестивым монахиням, как не вышивкой? Дивеевская золотошвейная мастерская известна на всю Россию и за её пределами: именно там создаются самые прекрасные золотые иконы. Кстати, мы тоже можем предложить вам вышивку икон, наши нитки для вышивки золотом идеально подходят для передачи многих оттенков.

Золотая вышивка по материи иконы: образ Богоматери Умиление, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Вышивка иконы: святой архангел Михаил, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Вышивка иконы: Казанская Богоматерь, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Торжокская золотошвейная фабрика

Торжок так славился своими мастерицами, что со времён Екатерины II императорский дом частенько обращался именно туда со своими заказами, хотя и в столицах хватало вышивальщиц. Основным узором здесь была роза, украшенная завитками: чтобы переход от рисунка к фону был плавным.

В советские времена именно в Торжке вышивались знаки отличия для Красной армии. А мастерство фабрики было признано и за границей, свидетельствуют многочисленные награды с международных выставок.

В последние годы Торжокская золотошвейная фабрика так же возрождает былые традиции.

Торжокская вышивка золотом и серебром. Техника вышивки золотом

Вышивка золотыми нитками

Перья жар-птицы

Процесс выделки нити из металла назывался «волочение». Тончайшая проволока, которая получалась при этом, носила название «волоченое золото» (так же работали и серебром, медью). Ею вручную обвивали прочную нить, как бы пряли ее, поэтому она и получила название пряденой. Позже в качестве основы стали использовать шелк. Такая нить стала называться скань:

Еще один способ получения золотой нити дал ей название «бить». Она выглядела как тонкая и узкая полоска. Затем ее скручивали в спираль и получали витушку, которая также называлась канителью:

Прочтите это: Сумки своими руками: пошаговое руководство

Процесс изготовления нитей был очень трудоемок, использовались дорогие материалы, поэтому готовый продукт имел высокую стоимость. Это было одной из причин, почему золотое шитье не было так широко распространено. Второй причина – для овладения мастерством требовалось специальное обучение.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.

Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.

Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.

Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.

Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше

Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.

Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector