8 самых известных донских казаков

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Результаты генетического исследования

По полученным данным миграционный поток в казачьи области шел с Южной и Центральной области России, а также с Украины. Генетически, с жителями этих регионов донцы практически идентичны. Полных совпадения с южнорусской популяцией обнаружено 8%, а с центральнорусской – 6%. С жителями Северной России совпадений практически нет.

Карта генетических расстояний от донских казаков. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции.

Больше всего переселенцев на Дон пришло с территории Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской области. Обнаружена незначительная часть татарского элемента. Видимо, это след ногайской прослойки, которая влилась в состав Донского Войска. Кавказские народы практически не связаны с казаками. Выявлено 1% совпадение с черкесами, что может быть отголоском общего потока генов между Восточной Европой и Кавказом.

Руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский говорит, что такая ситуация характерна не только для донского, но и кубанского и запорожского казачества. В их генофонде отсутствует или находится в низких частотах Y-хромосомные гаплогруппы G и J, характерные для кавказских и азиатских народов.

Гребенские казаки

Таким образом донское казачество вместе с кубанским и запорожским образовала единый южнославянский генофонд, что подтверждает миграционную теория образования казачества. Генофонд терских казаков отличается большой долей компонента горских народов Западного Кавказа. Это роднит их с адыгами, абхазами, сванами, карачаевцами, балкарцами.

Традиционная одежда

Поскольку традиционная одежда верховских казаков мало отличается от национального южнорусского костюма, описывать ее нет никакой необходимости. Тем более что предки этих людей переселились на юг позднее. В начале XVII века коренные жители донских станиц одевались так, как низовские казаки.

Доктор исторических наук Александр Скорик в своей книге «Казачий Дон. Очерки истории. Часть II» (Ростов-на-Дону, 1995 год издания) отметил, что и западноевропейские, и русские путешественники 400 лет назад удивлялись необычности, яркости казацкого национального костюма, представлявшего собой причудливую смесь различных элементов.

«Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс», – написал А.П. Скорик. Зимой этот наряд дополняла лисья или соболья шуба.

Разумеется, походная одежда воина отличалась простотой и практичностью. Совсем другое дело – парадный или праздничный костюм. Тут донские щеголи позволяли себе нарядиться броско и даже вычурно.

Известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) в книге «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях: Исторический очерк» так описал внешний вид воинов: «… один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой – в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий – в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне».

Этот образ дополняли шелковые турецкие кушаки, желтые или красные сафьяновые сапоги, шапка из куницы или соболя с бархатным верхом. Многие мужчины одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие национальные костюмы, ходили с холодным оружием, оправленным в серебряные ножны, украшенные с азиатской роскошью.

Что касается традиционной женской одежды, то она во многом совпадала с национальным турецким костюмом. 400 лет назад донские казачки носили атласные штаны и длинные рубахи, украшенные вышивкой. Поверх такого белья они одевали кубелек – вид одежды, похожий на татарский камзол. Его часто шили из парчи или шелка, дополняя золотыми или серебряными пуговицами. Выходя из дома, женщина надевала каврак (подобие кафтана) с бархатным поясом, сафьяновые сапожки и туфли, а зимой – теплую шубу из ценного меха. Свои собольи шапки казачки любили украшать жемчугом и другими драгоценными камнями.

Что и говорить, на Руси ни крепостные, ни бояре никогда так не наряжались.

Внешность донского казака

Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:

1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.

2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.

3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.

Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского

Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).

Источник — 

Происхождения казаков

Вопросом происхождения казачества историки занимаются с середины XIX века. Несмотря на это четкой концепции на этот счет у ученых нет. Основными являются следующие теории:

  • миграционная – основу донского казачества составили русские люди – старообрядцы, разбойники, первопроходцы, которые бежали на Дон из-за конфликта с властью. Теорию отстаивал историк Сергей Соловьев;
  • татарская – тюркское слово «казак» означает свободного человека и разбойника. Историк Вельяминов-Зернов считал казаков татарами, принявшими христианство, Татищев предполагал, что они потомки касимовых татар, которые под давлением ногайцев переселились на Дон. Руслан Скрынников считал, что основой казачества стали татары-мишари, к которым присоединились русские переселенцы;
  • смешанная – Лев Гумилев выдвинул версию, по которой казаки сформировались в результате смешения русских переселенцев и кавказских косогов, сбежавших в донские степи с Кубани;
  • автохтонная – казаки потомки древнего праславянского населения, которое еще в середине I тысячелетия н.э. жило по берегам казачьих рек.

В последнее время развиваются теории о скифских, сарматских, готских и хазарских корнях. Дать ответ на сложный вопрос происхождения казаков, и степени их родства с русскими, историкам и антропологам помогла генетика. Наличие в казаках нерусского элемента в любом случае должно отобразится в его генетическом материале, который и был изучен учеными.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Внешний вид

Евграф Савельев в вышеупомянутой работе отметил, что древнее казачество сильно отличалось своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.

 «То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду», – написал Е.П. Савельев.

Он разделил жителей донских станиц на четыре основных антропологических типа. Наиболее многочисленным и древним по своему происхождению, по мнению исследователя, является тип казака, произошедшего от черкасов. Это люди невысокие, плотного телосложения, с круглой головой. У них почти черные глаза, смуглые лица, темные и жесткие волосы, которые слегка могут отдавать рыжим цветом. Лица таких казаков отличаются широкими лбами, короткими хрящеватыми носами, часто с небольшой горбинкой.

Вторым по численности и также характерным для «домовитых» или «старых» станичников Е.П. Савельев называет тип коренных жителей Приазовья, которые тоже приняли участие в этногенезе донских казаков. Исследователь называет их азовцами. Это сухощавые, легкие и подвижные брюнеты с карими глазами и азиатским цветом кожи. У них тонкие лица с орлиными или изящными прямыми носами, слегка выпуклые лбы и маленькие подбородки.

 Выделяет Е.П. Савельев и казаков-новгородцев, очевидно, речь идет о потомках ушкуйников. Их не так много на Дону. Это высокие люди мощного телосложения со светлыми лицами, а цвет их слегка волнистых волос варьируется от темно-русого до черного. У казаков такого типа, как правило, высокие лбы и крупные носы.

Верховские или голутвенные казаки, предки которых сбежали на Дон от крепостного права и других притеснений во второй половине XVII-XVIII веках, составляют четвертый антропологический тип по Е.П. Савельеву. Они почти не отличаются от русских, хотя и среди этих людей «… можно встретить лица с чисто южным профилем».

Историк отметил и разницу в темпераменте между верховскими и низовскими казаками. Если первые выделяются своей скромностью, спокойствием, степенностью и строгостью, то вторые – люди, как правило, веселые, горячие, слегка ветреные и вспыльчивые.

Впрочем, среди жителей Дона встречаются самые разные типажи. Некоторые казаки внешне ничем не отличаются от татар или калмыков, или представителей горских народов. Сказывается смешение кровей.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Потеря вольностей

До конца XVI века донское казачье войско не подчинялось русскому правительству, однако не жило в отрыве от Руси. Из нее донцы получали новых бойцов, хлеб, порох, свинец и прочие припасы, необходимые для войны с турками и татарами. В 1584 году донские казаки принесли присягу на верность царю Федору Иоанновичу, а во время Смуты поддерживали самых разных самозванцев.

Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.

Проводы донских казаков в армию

Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.

Сбор и изучение генетического материала

Исследование генома донских казаков провел Медико-генетический научный центр, под руководством доктора биологических наук профессора Елены Владимировны Балановской. Работа была проведена лабораторией популярной генетике ФГБНУ «МГНЦ», совместно с международным проектом The Genographic и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. ДНК материал для исследования был собран в 2008 году в разных казачьих станицах и хуторах верхнего и нижнего Дона.

В проекте приняло участие 324 мужчины, предки которых достоверно происходили из казачества и уже три поколения проживают на данной территории. Специалисты Медико-генетического центра проанализировали ДНК быстро мутирующих тандемных повторов Y-хромосомы, который известен как фрагментный анализ. Это распространенный в криминалистике способ определения отцовства, а в популяционной генетике он используется как «молекулярные часы», определяющие возраст отдельных гаплогрупп. Обработанн было ДНК 131 казака из станиц Верхнего Дона.

Версии происхождения

Среди ученых нет единого мнения относительно этногенеза казаков. Их предполагаемыми предками в разное время историки и этнографы называли скифов, черных клобуков, половцев, новгородских разбойников-ушкуйников, бродников, хазар, касогов и представителей других народов. В основном, в научном мире бытуют две версии о происхождении этих воинственных людей: преимущественно славянская или тюркская.

Но во второй половине XVII века началось массовое переселение подданных московского царя в донские степи. Кандидат исторических наук Александр Сопов посвятил этой теме статью «Исторические предшественники казаков, становление и развитие казачества», которая была опубликована в журнале «Вестник Адыгейского государственного университета (No 1 за 2006 год).

«Усиление военно-политических, экономических и культурных контактов с Россией в XVII в., с одной стороны, оформление системы крепостного права в метрополии, с другой, вызывали активный приток славянорусского населения в ходе дальнейшей колонизации Юга и территории Дикого Поля. Кроме того, церковная реформа патриарха Никона послужила причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев поповского толка», – считает А.В. Сопов.

Голутвенными казаками называли наиболее многочисленную и наименее привилегированную часть донского казачества. Эти люди – вчерашние крепостные – селились, в основном, в верховьях Дона, поэтому их еще именуют «верховскими». По своему внешнему облику, обычаям и традиционной одежде они заметно отличаются от казаков низовских, старых или домовитых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector