Национальность и происхождение донских казаков, что говорит генетика

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на  руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно  наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

Потеря вольностей

До конца XVI века донское казачье войско не подчинялось русскому правительству, однако не жило в отрыве от Руси. Из нее донцы получали новых бойцов, хлеб, порох, свинец и прочие припасы, необходимые для войны с турками и татарами. В 1584 году донские казаки принесли присягу на верность царю Федору Иоанновичу, а во время Смуты поддерживали самых разных самозванцев.

Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.

Проводы донских казаков в армию

Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.

Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.

«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»

Причина различий

Изначально казаками, по мнению большинства этнографов, стали называть себя представители восточнославянских народов, не принявшие идею крепостного права. Свободные люди, поселившиеся на юге современной России, стремились найти собственный путь, отказавшись от подневольного труда на барина.
В мужских воинских сообществах, как правило, тема личных отношений сильно табуирована, поэтому казаки всегда демонстративно подчеркивали свою безраздельную власть над женщинами. Иначе друзья и товарищи засмеют.
Они часто ходили в походы, привозили из Турции, Персии и Кавказа не только награбленную добычу, но и девушек, которых называли «ясырками». И хотя большинство этнографов сетуют на тяжелую долю полонянок, они становились в станицах не бесправными рабынями, а законными женами со всеми правами и обязанностями.
Не случайно у казаков есть поговорка: «Бери себе жинку с воли». То есть русские девушки и женщины, выросшие в условиях крепостного права, по мнению казаков, не подходили в супруги. К тому же любая сравнительно небольшая этносоциальная группа подвергается риску потерять свою самобытность, живя по соседству с таким многочисленным народом, как русские.
В результате смешанных браков и сформировалась уникальная, отмеченная многими писателями и художниками красота казачек.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства

Февраль 26th, 2019 nepraht+

Во все времена, кубанка была для казака  не просто шапка, а атрибут казачьей культуры,  важный форменный головной убор.

Кубанка – это низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок животных, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна.

Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладал специфическими свойствами, смягчающими удары шашки.

Когда появилась кубанка?

В  15-16 веках среди жители Карачаево-Черкессии носили высокие лохматые папахи. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.

Позже похожие папахи стали носить казаки, значительно изменив их вид. Они стали меньше, короче и обрели свое второе  название — «кубанки». Изменения во внешнем виде произошли не от того, что казакам хотелось провести отличия, а просто от того, что в  высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а при ветре и быстрой езде на лошадях, высокие папахи просто слетали.

Почему через центр кубанки проходят две линии?

Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.

Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха.

Но для всех казаков символический крест на кубанке – это символ света Божьего. Крест животворящий, ровно как и свет Божий, оберегает от нечести, сохраняет от сглаза, дурного воздействия, гипноза.

В походе, перед боем, сняв головной убор, молились на крест. Затем прикладывались к честному кресту губами и лбом и надевали на голову.

Вот как написано в книге «Казачья Наука» — Однажды я спросил у дядьки, зачем нужен крест на кубанке, он ответил так: «А когда Батька (Бог) начнет сверху топтать всех… Глядь! Ааааа, это свой, крест на голове носить».

Раньше кубанку теряли только с головой

Ни один головной убор не имел такого символического значения для казака, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней назначали атаманов и шли в бой.

Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:

  • 1.Молитва;
  • 2.Присяга;
  • 3.Выступление на Круге.

В кубанку зашивали иконки и написанные детской рукой молитвы. А за отворот кубанки казаки клали особо ценные бумаги. Надежнее места не было — потерять кубанку казак мог только с головой.

Значение кубанки для казака

Кубанка для казака была продолжением его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.

Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался кубанки, то сразу переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Но казак, лишавшийся шапки в бою, но вышедший из сражения в шапке своего врага, не лишался достоинства и чести, как искупивший свой проступок.

Кубанка, сбитая с головы, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.

Очень важную  роль играет кубанка при выборах атамана. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. А казаки голосуют, подняв свои кубанки вверх.

После выбора атамана, роли менялись. Он торжественно надевал атаманскую кубанку на голову, а все казаки снимали свои шапки, признавая тем самым волю атамана. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».

Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.

Опубликовано в рубрике Интересное рядом Метки: Казачья кубанка, ХКО Симеиз

Влияние моды на изменение головных уборов и причесок казачек

С течением времени сложные головные уборы казачек сменялись более простыми и менее замысловатыми, волосы замужних женщин, которые ранее скрывались полностью, уже допустимо было приоткрывать, а то и вовсе не покрывать. Причинами таких изменений в первую очередь являлись тяжесть и дороговизна старинных головных уборов, а также влияние моды и прогресса.

Со второй половины 19 века прически и головные уборы казачек разных регионов приобрели общие черты. Популярной прической стал пучок из волос или кос, на который надевались шлычка, колпак, косынка, файшонка, и лишь изредка местные традиционные головные уборы сочетались с модными парочками.

Русская

В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть, анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:

  • высокая;
  • полная;
  • длинная русая коса;
  • белая кожа;
  • румяные пухлые щечки;
  • мягкие, легкие движения;
  • плавная походка.

Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.

Версии происхождения

Среди ученых нет единого мнения относительно этногенеза казаков. Их предполагаемыми предками в разное время историки и этнографы называли скифов, черных клобуков, половцев, новгородских разбойников-ушкуйников, бродников, хазар, касогов и представителей других народов. В основном, в научном мире бытуют две версии о происхождении этих воинственных людей: преимущественно славянская или тюркская.

Но во второй половине XVII века началось массовое переселение подданных московского царя в донские степи. Кандидат исторических наук Александр Сопов посвятил этой теме статью «Исторические предшественники казаков, становление и развитие казачества», которая была опубликована в журнале «Вестник Адыгейского государственного университета (No 1 за 2006 год).

«Усиление военно-политических, экономических и культурных контактов с Россией в XVII в., с одной стороны, оформление системы крепостного права в метрополии, с другой, вызывали активный приток славянорусского населения в ходе дальнейшей колонизации Юга и территории Дикого Поля. Кроме того, церковная реформа патриарха Никона послужила причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев поповского толка», – считает А.В. Сопов.

Голутвенными казаками называли наиболее многочисленную и наименее привилегированную часть донского казачества. Эти люди – вчерашние крепостные – селились, в основном, в верховьях Дона, поэтому их еще именуют «верховскими». По своему внешнему облику, обычаям и традиционной одежде они заметно отличаются от казаков низовских, старых или домовитых.

Казачка

Доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова в своей научной работе «Казак и казачка: типичные образы в традиционной культуре донских казаков» описала сложившиеся на протяжении веков представления.
«Идеалом красоты признается женщина белолицая, чернобровая, с густыми и длинными волосами», – отметила М.А. Рыблова.
Исследовательница провела опрос среди современных жителей казачьих станиц и выявила следующие характерные черты идеальной красавицы:

  • стройная;
  • статная;
  • ухоженная;
  • уверенная походка;
  • чувство собственного достоинства в каждом жесте;
  • женственная;
  • сексуальная.

В отличие от типичных русских девушек казачки не стесняются своей эротичности. Многие этнографы и писатели отмечали, что жительницы станиц могут позволить себе кокетничать со знакомыми мужчинами, хотя супружеских измен не допускают.

Поскольку отцы, мужья, братья и сыновья часто бывали в отъезде по служебным делам, практически все хозяйственные заботы ложились на плечи женщин. Поэтому положение казачки в семье было, в целом, вполне приемлемым: она самостоятельно решала многие вопросы, распоряжалась деньгами и урожаем.
Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышню.

Подробное описание казачки оставил в своем романе «Домой!» один из лидеров Белого движения Петр Николаевич Краснов (1869-1947 гг.). Вот его строки: «Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек

Кардонка

— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.

«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»

Волосник

— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.

Оренбургская казачка в волоснике

Сорока

— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.

Сорока уральской казачки

«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».

Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.

Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.

Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей

.

Донские, запорожские, терские…

Несмотря на общий для всех казаков образ гордой и своенравной красавицы, стандарты красоты немного отличаются в зависимости от каждого конкретного региона. Так, в состав Запорожской Сечи влились многие украинцы, поэтому типичные представительницы прекрасного пола, произошедшие от них, заметно светлее других казачек.
Донские казаки, часто женившиеся на турчанках вплоть до XIX века, дали своим потомкам преимущественно смешанные гены. Многие люди идеальной красавицей считают героиню романа Михаила Александровича Шолохова (1905-1984 гг.) «Тихий Дон». Знаменитый писатель изобразил Аксинью Астахову красивой, сильной и статной женщиной. Известно, что у нее были черные вьющиеся волосы, жгучие страстные глаза и яркие «манящие» губы.

Практически все путешественники и писатели отмечали особую красоту жительниц Дона. Например, Василий Дмитриевич Сухоруков (1795-1841 гг.) составил «Историческое описание земли Войска Донского», опубликованное после смерти автора. Он так изобразил казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».
Представители Терского казачества, населявшие Северный Кавказ, часто брали в жены чеченских и дагестанских девушек. Поэтому помимо светлой кожи, больших темных глаз и черных ресниц их женщин часто отличает тонкий стан, точеный силуэт, изящество движений. Они стройные, хотя и менее статные.
Известный французский писатель Александр Дюма-отец, побывавший на юге России в 1858-1859 годах, изложил свои впечатления от путешествия в книге «Кавказ». Автор отметил, что у местных казачек «русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».

Казаки Приуралья и Нижнего Поволжья порой женились на местных татарках, ногайках и калмычках. Поэтому их женщины часто смуглее, но с европейскими чертами лица и фигурой.
Интересно, что отправившиеся на покорение Сибири в XVII-XVIII веках вольные люди опасались затеряться среди местного населения, лишиться своей самобытности через несколько поколений. Поэтому они не вступали в браки с представительницами местного населения, а часто отправляли донским и яицким (уральским) товарищам письма с просьбой прислать им девушек.

Вот так, по-разному, могли выглядеть казачки. Но всех их объединял особый, вольный нрав.

«Тума»

Неизвестно, являлся ли упомянутый ребенок дочерью казака, но к детям, рожденным на чужбине, представители данного военного сословия относились достаточно равнодушно. По крайней мере так утверждал автор труда «Картины былого Тихого Дона», П. Н. Краснов. Краснов писал: «Первым казакам в их вечной тревоге, жившим среди неприятельской страны, некогда было думать о детях, и если у кого от татарки или турчанки рождался ребенок, его некому было холить и воспитывать, и часто он умирал». Отношение к детям изменилась после того, как казаки начали привозить женщин с собой (причем охотнее брали «в услужение» именно татарок и турчанок), а те рожали дочерей и сыновей уже на новом месте жительства.

Для казаков, родившихся от матерей-турчанок или татарок, на Дону существовало особое наименование – «тума». «Емельяном зовут Кузьминым, а сын тума, родился-де он, Емелька, на Дону, в Черкасском, отец-де ево, Кузьма, был русский человек, а мать — туркeня», — гласит документ XVIII века (Лидия Новак и Нелли Фрадкина, «Казачий курень»). Впрочем, «тумой» называли не только сына турчанки, но и татарки. Примечательно, что известный донской казак Степан Разин тоже носил прозвище «тума», благодаря чему историки заключили, что его мать была либо турчанкой, либо татаркой, то есть восточной пленницей, привезенной Разиным-старшим из похода.

Донские, запорожские, терские…

Несмотря на общий для всех казаков образ гордой и своенравной красавицы, стандарты красоты немного отличаются в зависимости от каждого конкретного региона. Так, в состав Запорожской Сечи влились многие украинцы, поэтому типичные представительницы прекрасного пола, произошедшие от них, заметно светлее других казачек.
Донские казаки, часто женившиеся на турчанках вплоть до XIX века, дали своим потомкам преимущественно смешанные гены. Многие люди идеальной красавицей считают героиню романа Михаила Александровича Шолохова (1905-1984 гг.) «Тихий Дон». Знаменитый писатель изобразил Аксинью Астахову красивой, сильной и статной женщиной. Известно, что у нее были черные вьющиеся волосы, жгучие страстные глаза и яркие «манящие» губы.

Практически все путешественники и писатели отмечали особую красоту жительниц Дона. Например, Василий Дмитриевич Сухоруков (1795-1841 гг.) составил «Историческое описание земли Войска Донского», опубликованное после смерти автора. Он так изобразил казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».
Представители Терского казачества, населявшие Северный Кавказ, часто брали в жены чеченских и дагестанских девушек. Поэтому помимо светлой кожи, больших темных глаз и черных ресниц их женщин часто отличает тонкий стан, точеный силуэт, изящество движений. Они стройные, хотя и менее статные.
Известный французский писатель Александр Дюма-отец, побывавший на юге России в 1858-1859 годах, изложил свои впечатления от путешествия в книге «Кавказ». Автор отметил, что у местных казачек ««русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».

Казаки Приуралья и Нижнего Поволжья порой женились на местных татарках, ногайках и калмычках. Поэтому их женщины часто смуглее, но с европейскими чертами лица и фигурой.
Интересно, что отправившиеся на покорение Сибири в XVII-XVIII веках вольные люди опасались затеряться среди местного населения, лишиться своей самобытности через несколько поколений. Поэтому они не вступали в браки с представительницами местного населения, а часто отправляли донским и яицким (уральским) товарищам письма с просьбой прислать им девушек.

Вот так, по-разному, могли выглядеть казачки. Но всех их объединял особый, вольный нрав.

Причина различий

Изначально казаками, по мнению большинства этнографов, стали называть себя представители восточнославянских народов, не принявшие идею крепостного права. Свободные люди, поселившиеся на юге современной России, стремились найти собственный путь, отказавшись от подневольного труда на барина.
В мужских воинских сообществах, как правило, тема личных отношений сильно табуирована, поэтому казаки всегда демонстративно подчеркивали свою безраздельную власть над женщинами. Иначе друзья и товарищи засмеют.
Они часто ходили в походы, привозили из Турции, Персии и Кавказа не только награбленную добычу, но и девушек, которых называли «ясырками». И хотя большинство этнографов сетуют на тяжелую долю полонянок, они становились в станицах не бесправными рабынями, а законными женами со всеми правами и обязанностями.
Не случайно у казаков есть поговорка: «Бери себе жинку с воли». То есть русские девушки и женщины, выросшие в условиях крепостного права, по мнению казаков, не подходили в супруги. К тому же любая сравнительно небольшая этносоциальная группа подвергается риску потерять свою самобытность, живя по соседству с таким многочисленным народом, как русские.
В результате смешанных браков и сформировалась уникальная, отмеченная многими писателями и художниками красота казачек.

Казаки и иноземки

Долгое время казаки, не имевшие хозяйств, придерживались холостого образа жизни. Однако природа брала свое, и из бесчисленных походов они нередко привозили женщин, среди которых попадались и турчанки, и татарки, и калмычки, и черкешенки и многие другие жительницы сопредельных с Доном территорий. «Как возвертаются из похода, глядишь, тот ведет жену турчанку, другой — татарку, третий — черкешенку, а то — и польку» — свидетельствовал некий Губанов из станицы Еланской (Ю. Г. Волков и А. В. Любский, «Донские казаки в прошлом и настоящем»). «Кто из похода вернулся с женой, стал строить курени» — вспоминал Саранцев из станицы Пятиизбянской.

Несмотря на то, что поначалу женатые казаки не пользовались уважением среди своих товарищей, добрая половина казачества, как утверждает автор книги «Российское казачество. Его историческая роль в развитии местного самоуправления и государственного строительства», Сергей Минутин, формировалась как раз за счет иноземных пленниц. Тем более, что казаки имели право и развестись с супругой, и даже продать ее. Так, в издании «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв.» А. И. Раздорский и А. В. Юрасов приводят исторический документ, в котором написано: «Александр Товарищев купил у казаков «жонку-татарку» с дочерью 5-ти лет, заплатил 20 руб.».

Внешний вид

Евграф Савельев в вышеупомянутой работе отметил, что древнее казачество сильно отличалось своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.

 «То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду», – написал Е.П. Савельев.

Он разделил жителей донских станиц на четыре основных антропологических типа. Наиболее многочисленным и древним по своему происхождению, по мнению исследователя, является тип казака, произошедшего от черкасов. Это люди невысокие, плотного телосложения, с круглой головой. У них почти черные глаза, смуглые лица, темные и жесткие волосы, которые слегка могут отдавать рыжим цветом. Лица таких казаков отличаются широкими лбами, короткими хрящеватыми носами, часто с небольшой горбинкой.

Вторым по численности и также характерным для «домовитых» или «старых» станичников Е.П. Савельев называет тип коренных жителей Приазовья, которые тоже приняли участие в этногенезе донских казаков. Исследователь называет их азовцами. Это сухощавые, легкие и подвижные брюнеты с карими глазами и азиатским цветом кожи. У них тонкие лица с орлиными или изящными прямыми носами, слегка выпуклые лбы и маленькие подбородки.

 Выделяет Е.П. Савельев и казаков-новгородцев, очевидно, речь идет о потомках ушкуйников. Их не так много на Дону. Это высокие люди мощного телосложения со светлыми лицами, а цвет их слегка волнистых волос варьируется от темно-русого до черного. У казаков такого типа, как правило, высокие лбы и крупные носы.

Верховские или голутвенные казаки, предки которых сбежали на Дон от крепостного права и других притеснений во второй половине XVII-XVIII веках, составляют четвертый антропологический тип по Е.П. Савельеву. Они почти не отличаются от русских, хотя и среди этих людей «… можно встретить лица с чисто южным профилем».

Историк отметил и разницу в темпераменте между верховскими и низовскими казаками. Если первые выделяются своей скромностью, спокойствием, степенностью и строгостью, то вторые – люди, как правило, веселые, горячие, слегка ветреные и вспыльчивые.

Впрочем, среди жителей Дона встречаются самые разные типажи. Некоторые казаки внешне ничем не отличаются от татар или калмыков, или представителей горских народов. Сказывается смешение кровей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector