Чоха и символы

Головные уборы

Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.

В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:

  1. Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
  2. Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
  3. Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
  4. Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
  5. Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.

Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.

У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.

Мужчины

Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.

Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).

Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Мужская

Мужской армянский национальный костюм (тараз) состоял из кафтана, шароваров, штанов, рубахи. Рубашка была пошита из ситца или шелка, имела одну обязательную деталь — воротничок-стойка с боковой пуговицей. Передняя часть рубахи украшалась длинными кисточками (хвостами) — полосками из бахромы с разноцветной вышивкой.

Более обеспеченные городские жители могли себе позволить пошив арлауха — кафтан, который одевается поверх рубахи. От женской модели он отличался своей длиной. Мужской был более укороченным. Выбор цвета арлауха зависел от района проживания.

Яндекс картинки

В отдельных местностях арлаух заменяли безрукавками (елак). Сверху которого надевали укороченную куртку без застежек (бачкон). Эту одежду подвязывали на поясе несколькими оборотами шарфа или ткани. Слои ткани выступали в качестве карманов — в них переносили оружие, табак, монеты.

Выбор цвета, ткани мужского армянского тараза зависел от региона проживания. Чаще всего верхняя армянская одежда была шерстяной, суконной, сатиновой. Нижняя — шелковой и хлопковой.

Поясня

Армянские мужчины отдавали предпочтение штанам темных оттенков. Носились они в комплекте с арлаухом, имели свободный фасон.

Еще один вид мужской одежды — шалвары. При пошиве использовались хлопчатобумажные или шерстяные материалы. Этот предмет гардероба был распространен в Западных частях страны. Шалвары имели широкий покрой и затягивались на поясе с помощью шнурка. Распространенными оттенками были коричневый и белый. Иногда использовалась более яркая ткань с узорами. Боковую часть украшали лампасы. Шалвары было принято заправлять в высокие сапоги или носки.

Яндекс картинки

Самым ярким аксессуаром мужского костюма был пояс. Эта деталь могла рассказать о статусе, материальном положении, месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне обвязывались более простым материалом, но обязательно яркого цвета.

Верхняя

Наиболее распространенным видом верхней мужской одежды была чуха. Этот напоминающий черкеску распашной кафтан, было принято носить круглый год.

Еще один вариант верхней одежды — бурка. Изготавливалась она из валяной овечьей шерсти и являлась традиционным элементов всех кавказских народов. Носили, накинув на плечи без застежек и прочих фиксирующих элементов. Наиболее популярна бурка была среди пастухов, наездников.

Еще один вариант верхней одежды для холодного времени года — безрукавки, утепленные овечьим мехом.

Яндекс картинки

Головные уборы

Для теплого времени года использовались тюрбаны, обмотанные яркой однотонной тканью или шарфами с бахромой. Шились они из войлока, сукна.

Носили вязаные или хлопковые тюбетейки (плоские шапочки, прикрывающие макушку) с разнообразными орнаментами, вышивкой.

Яндекс картинки

В комплекте с чухой надевались меховые папахи. Это высокий утепленный головной убор, распространенный у кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла уберечь даже от самых сильных морозов. Папаху носили как каракулевую, так и с длинным ворсом.

Среди армянских мужчин обязательным было правило снимать головной убор при посещении церкви, встрече похоронного шествия или в знак уважения к собеседнику.

Обувь

Наиболее распространенным видом обуви у армян были лапти из грубой кожи (трех). Обувались они на высокие носки (ноговицы). Вязались из разноцветных шерстяных или хлопковых ниток. Одевались на носки, фиксировались с помощью длинного шнурка под коленкой.

Городские мужчины носили сапоги с загнутым носком. Эта обувь имела толстую подошву, каблук. При изготовлении использовалась мягкая кожа красного цвета — джзма.

На Западе страны на гулпу обували туфли с невысоким каблуком (солер). Мужские модели изготавливались в черных и красных цветах.

Яндекс картинки

Бини

@suda4ka

Классические шапки бини не уступают своих позиций уже несколько лет подряд – и такое решение вполне оправдано. Потому что практичности и универсальности им точно не занимать. Да и к любой форме лица легко подобрать модель. С отворотом или без, узкие или удлиненные, яркие броские или спокойных приглушенных оттенков, они с одинаковым успехом украсят и дутый пуховик, и пушистую шубку, и стильное пальто. Хейли Бибер, Эмили Ратаковски и Кайя Гербер с такими шапками не расстаются уже который сезон.

10 примеров, как сочетать несочетаемое и каждый день выглядеть по-новому

Шапка от Ferz в классическом бежевом оттенке, мягкая, плотная и невероятно теплая, как отмечают пользователи.Связана аккуратно, на голове сидит удобно, освежает образ. Среди 400 отзывов на товар нет ни одного отрицательного — это уже о многом говорит.

Панама

@lissyroddyy

Еще один случай, когда летний головной убор утеплился и шагнул в зиму. Мы сейчас про панаму, нагрянувшую прямо с пляжей. Трендовый головной убор так и просится в компанию к объемным пуховикам. Героини стритстайла уже подсмотрели варианты у Gucci, Versace, Prada и Burberry. И носят теплые панами с шубками тедди, классическими пальто и стегаными пуховиками.

Кожаная панама от Befree — настоящая находка в дождливую или снежную погоду. В ней вы точно не промокните и сохраните прическу в порядке. Классический черный делает ее незаменимым аксессуаром для верхней одежды любой расцветки. Отлично садится на размер головы 56-58.

Стильное Ноу-Хау: 7 модных образов с джинсами и рубашкой

Аджарский костюм

Аджары, попавшие в XVI веке под влияние осман, приняли мусульманскую веру, но сумели сохранить свой язык, культуру, быт и национальное самосознание. И не последнюю роль в сохранении культуры мусульманских грузин сыграл их национальный костюм.

Мужской аджарский костюм рационален и лаконичен: сорочка-рубаха перанга и шаровары дзигва.

Дзигва – особый вид шарвали из черного сатина или тонко выделанного войлочного сукна (по погоде), скроенного таким образом, что сверху образовывались просторные складки, а к низу дзигва сужались.

На рубашку надевался короткий черный жилет зубуни и заправлялся в шарвали.

Зубуни так же шился в двух вариантах – зимнем и летнем. Зимний вариант имел рукава и был подбит войлоком или ватой.

Поверх зубуни надевалась аджарская чоха – чакура.

Она отличается от грузинской черкески:

  • ей положен воротник-стойка;
  • рукав у чакуры длинный и достаточно узкий;
  • она запахивается на один бок, а не застегивается встык;
  • на чакуре нет газырниц, вместо них – карманы;
  • длина – до середины бедра, ее удобно заправлять в штаны;
  • если чоха подчеркивалась поясным украшенным наборным ремнем, то у аджарцев чакура обвивалась тонким кожаным ремешком, поверх которого наматывался длинный цветной кушак, желательно с кистями. За кушак и закладывалось оружие;
  • чакуру обязательно шили из ярко-красных тканей, либо использовали интенсивный синий цвет

На голове был тонкий полотняный платок, а сверху – из более плотной ткани, сшитый по типу башлыка и повязанный наподобие чалмы с кисточкой.

Не типичен для Грузии и женский аджарский наряд, что не умаляет его красоты и удобства: это перанга, по крою напоминающая рубаху с цельнокроеным рукавом, доходящая до щиколоток. Перанги шились из красной и синей материи и свободно спускались на алые шарвали, сужающиеся над косточкой ступни.

Красоту эту покрывало распашное платье зубунпаранги из желтого или оранжевого ситца. Талию аджарки перехватывал передник из домотканого шерстяного полотна – пештемали.

Хирху (верхняя одежда) надевали, когда становилось прохладно. Зимняя хирха имела ватную или войлочную подстежку.

Головной убор многослойный. В него входят:

  • тонкий ситцевый платок;
  • второй платок, обхватывающий лоб по линии бровей;
  • третий – леча, – закрывающий голову и шею до плеч.

С 12 лет девочку до замужества покрывали белой чадрой, закрывавшей голову, плечи и руки до локтей. Оригинальной была и остроносая обувь нанили – шлепки, постукивающие при ходьбе из-за деревянной подошвы.

Еще до 30-х годов XIX века наряды жителей гор и равнин сильно отличались, но постепенно модные тенденции долин потеснили стиль и фасон костюмов горных районов.

К середине XIX века женская рубаха уже заменена городскими приталенными платьями с широкими юбками, а знатное мужское население начало шить чохи из привозных тканей, облюбовав парчу и плюш.

Главным законодателем изменений в народных одеждах был, конечно, Тифлис – недаром его именовали «грузинским Парижем».

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
  4. Кабалахи — конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха — это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Трикотажное платье-кардиган

Выбор вещей, которые одновременно сочетают в себе две модели, — не лучшее решение независимо от стиля. Платье-кардиган не выглядит как полноценный наряд, оно больше напоминает комфортную модель для дома. Такие вещи выдают лишний объем, могут сильно облегать и простить образ. Даже дорогостоящие модели с качественной фурнитурой не будут смотреться интересно в любой возможной стилизации.

“Платье выглядит как кардиган, который должен был быть укороченным, который мы могли заправить в джинсы или брюки, но получилось платье, причем не самое удачное. Есть платья, декор которых не соответствует стилистике самой вещи — советует Оксана Флаф.

@clothes4you_sever

Праздничная национальная одежда

Наряды, которые принято надевать по праздникам, отличаются обилием декора. Даже бедные люди на свадебное торжество старались как можно лучше украсить свои предметы гардероба. Жених наряжался в белоснежную рубашку, штаны и чоху. При изготовлении такого национального костюма применялись дорогостоящие материи. Например, кашемировая, атласная или сатиновая ткань. Поверх накидывался расшитый золотыми нитями плащ. Грузинский образ при этом обязательно дополнялся с помощью пояска с кольцом для фиксации кинжала. Он обильно декорировался вышивкой.

Невеста облачалась в белоснежный наряд. При его пошиве применялась шелковая или атласная материя. Рукава при этом обязательно должны были быть длинными и широкими. Чтобы обеспечить максимальный комфорт, их делали двойными. Верхние оснащались разрезами, открывающими верхнюю часть руки. Под ними отмечалось наличие второго рукава. Обусловлено это тем, что оголение кожи для грузинок являлось недопустимым.

Грузинские национальные костюмы поражают своей изысканностью и строгостью. Они по сей день остаются актуальными на территории данного государства. Определенные их элементы можно даже увидеть на модных показах знаменитых дизайнеров.

Прочитали: 965

Поделись записью с друзьями

Особенности и характерные черты

В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.

Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.

Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.

Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.

Мужской

Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:

  1. Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
  2. Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
  3. Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
  4. Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
  5. К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
  6. Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
  7. Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.

Женский

Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.

Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:

  1. Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
  2. Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
  3. Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
  4. Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.

Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.

Детский

Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.

Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.

Материалы, аксессуары и декор

Шили традиционную одежду из натуральных материалов. Чаще всего это сатин, атлас, у бедных больше распространен был обычный холст и шерсть. Богатые использовали привозные ткани: шелк, бархат. Для зимней одежды использовали сукно, кашемир, натуральные меха.

В национальных грузинских костюмах есть особенности не только по крою одежды. Они имели много украшений и аксессуаров, что являлось обязательным для мужских и женских одежд:

  • головной убор прикрывал волосы, а в женском варианте еще шею и лицо;
  • пояс у женщин был широким, длинным, украшенным вышивкой, а в мужском костюме на нем обязательно были подвязки для оружия;
  • вся одежда украшалась тесьмой, вышивкой;
  • в ней сочетались разные фактуры, присутствовал мех и кожа;
  • длинные рукава часто делались разрезными.

Женщины украшали себя бусами или серьгами из кораллов, жемчуга или янтаря. Макияжа почти не было, но обязательно чернили брови и румянили щеки.

Отличительной особенностью мужской одежды является наличие особых карманов на груди, которые называются газырницы – небольшие отделения для патронов.

Обувь

Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

Традиционная одежда отражает особенности культуры и обычаи народности. Не является исключением грузинский национальный костюм, который был распространен на территории страны до начала XX века. Его отличает строгость и элегантность. Этот костюм – культурное наследие государства, поэтому грузины почитают его и надевают до сих пор на праздники или другие национальные торжественные мероприятия.

Из истории грузинского костюма

Цветовая гамма грузинского костюма Для начала нужно оговориться, что грузинский этнос крайне неоднороден, если не сказать больше, что как такового грузинского народа вообще не существует, и все это — целый конгломерат субэтносов. Точно так же нельзя говорить о «грузинском костюме», поскольку существуют аджарский, имеретинский, кахетинский и другие разновидности того самого грузинского костюма, получившие названия по тому, в какой части Грузии они распространены. С мужским костюмом (что неудивительно) все обстоит более или менее однозначно (в смысле основных элементов костюма), но женщин всегда отличало стремление выделиться и отличиться от других, показать себя (согласны?), поэтому грузинское национальное платье ну очень различается от региона к региону. Тем не менее, что касается цветовой гаммы, то и здесь можно выделить общие тенденции даже в женском костюме: предпочтение в отношении повседневного гардероба отдавалось черному и белому цветам: достаточно сдержанно и, как считали грузинки, весьма благородно. Эта деталь отличает грузинское мышление от мышления их южнокавказских соседей — азербайджанцев и армян, которые, напротив, в повседневной одежде пользуются гораздо более широкой цветовой гаммой, а черный цвет и вовсе считают цветом траура. Однако это вовсе не означает, что грузинки останавливались на монохромности: элементов в виде ярких вышитых жемчугом и позолотой поясов и другой отделки они не гнушались. К примеру, приведен образец платья городских грузинок:

Элементы костюма

Помимо непосредственно платья, важным элементом грузинского женского костюма было нательное белье, а именно перанги (от груз. рубашка) и штаны, что роднит его с костюмом соседних народов. Перанги представлял собой длинную рубаху, которую состоятельные дамы шили из шелка и батиста, а женщины с более скромным достатком — из холста. И те, и другие активно прибегали к вышивке нательной одежды растительными узорами, с тем чтобы как можно больше украсить свой образ даже там, что скрыто под основным платьем.

Платье женщин равнинной Грузии, особенно горожанок, имело довольно глубокий вырез, и чтобы акцентировать внимание на этой части платья еще больше, сам вырез обшивался тесьмой, бисером. Под лиф платья женщины надевали вставку гулиспири (от груз

«лицо сердца», если вдруг кому-то интересно), часто контрастирующую с цветом платья. Что касается тканей, для состоятельных грузинок шили из привозного атласа, шелка, а обычные горожанки и селянки использовали лен, сукно.

Рукава платья могли быть как цельными, так и иметь разрезы. В таком случае женщины непременно поддевали внутренний рукав, его можно разглядеть на этой фотографии:

Костюм горных грузинок куда более сдержанный, но отличается большим разнообразием цветов, за неимением других способов украшения. К примеру, костюм тушинки (северо-восток Грузии) и костюм сванки (север Грузии):

А вот самыми яркими и любящими вычурность в одежде и быте субэтносами Грузии считаются мегрелы и имеретинцы, которые и к народному костюму подходят по-своему:

Однако из всего многообразия грузинских костюмов явно выбивается аджарский костюм, на котором, очевидно, отразилось многолетнее существование Аджарии в составе Турции: головной убор скорее напоминает не общекавказский, а турецкий, а платье совсем не такое пышное, как традиционное грузинское платье:

Головные уборы

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

История грузинского национального костюма

Национальный костюм это не только предметы одежды, но и отражение своеобразия культуры и образа жизни определенного народа. По этнографическим особенностям костюма можно понять, в какой местности и в какой исторический период его носили, к какой социальной, семейной, религиозной нише относился его владелец.

В Грузии национальный костюм был широко распространен в повседневной жизни народа вплоть до начала XX века, пока не был вытеснен европейской одеждой. Долгое время традиционный грузинский костюм во всей его красоте можно было встретить лишь в творческих коллективах песни и танца.

В наши дни культура национального костюма возрождается, появляются ателье, мастера которых доподлинно воссоздают наряды, изучая доступные источники. Представители высших сословий использовали для пошива одежды дорогие ткани: шелк, атлас, бархат. Отделкой служили золотая или серебряная нить, жемчуг.

Широко использовали вышивку, нашивки, шелковые шнуры, мех. Бедные слои населения шили одежду из более простых материалов: сукно, лен, холст.

Цветовая гамма была простой: как правило, белый и черный цвета для мужских и женских костюмов повседневного или праздничного назначения. Зажиточные грузины шили одежду синего или красного цветов. Голубой и серый цвет использовали при отделке.

Что же представлял из себя национальный мужской костюм Грузии?

Ахалохи, сшитый из шелка или холста, перетягивался на талии узким ремнем с серебряной пряжкой. Сверху одевалась шерстяная чоха. Характерные особенности кроя чохи: узкая талия, широкие и длинные рукава, полы длиной до колена.

Одежда шилась таким образом, чтобы подчеркнуть широкие плечи мужчины. Эффекта достигали на контрасте с узкой талией. Зажиточные грузины, дабы продемонстрировать свой высокий статус, вместо чохи шили шелковую кабу.

Праздничный наряд богатых слоев населения куланджа изготавливался из бархата и меха. Головной убор папаха.

В качестве обуви выступали сапоги из мягкой кожи. Голенище сапог было узким, а носы острые. Обязательный нюанс эластичная подошва. Бедное сельское население носило лапти из сыромятной кожи каламани и голенища из грубой домотканной шерсти.

Обязательный атрибут традиционного наряда оружие, которое пристегивалось к поясу.

В основе женского национального костюма было длинное платье, плотно облегающее грудь и талию. Наиболее распространенное женское платье называлось картули-каба. Оно шилось из гладких тканей светлых тонов с бархатными вставками на рукавах и груди, обязательно туго стянутое по талии лентой или длинным, почти в пол, бархатным поясом.

Пояс особый элемент костюма, он расшивался золотыми или серебряными нитями.

Обувью служили кожаные туфли. Характерные черты: острые загнутые носы, отсутствие задника, каблук. Туфли декорировались драгоценными камнями и нитями. Простолюдинки обходились туфлями из грубой кожи.

Особое внимание уделялось головному убору женского костюма. Он был достаточно сложный

Поверх тонкой вуали белого цвета и треугольной формы лечаки одевался ватный валик, обтянутый шелковой лентой копи. Сверху голова покрывалась косынкой в темных тонах.

Чтобы такая сложная конструкция удержалась на голове, ее закрепляли узким бархатным ободком, который в свою очередь декорировали жемчугом и шелком.

Конечно, национальная одежда Грузии не была единообразной на всей территории страны, и имела свои особые черты, характерные для определенной местности. Например, мужчины, проживающие в Кахетии, носили шапочку, выполненную из войлока. Головной убор горцев папаха из овчины.

Для Сванетии характерны круглые шапочки в форме конуса с небольшими полями.

Традиционная обувь

Обувь у грузин также отличается в зависимости от места проживания, сословия и финансового положения. В горной местности особо востребованными были читеби. Они представляют собой вязаные носочки с меховой подошвой. Мех на них был расположен с наружной стороны. За счет этого удавалось предотвратить скольжение.

Жители грузинских городов носили коши. Это туфли, не оснащенные задниками с завернутыми вверх носами. Женские модели изготавливались из бархата. Такие изделия оснащались высокими каблучками. В зимний период использовались ичиги. Это кожаные сапоги с мехом. Характерной особенностью таких изделий является мягкий носок.

Мужчины с хорошим достатком носили цаги или мести. Это высокая модель сапог, при изготовлении которых применялась кожа. Нередко такую обувь украшали с помощью драгоценных камней.

Бедные люди отдавали предпочтение ботинкам под названием каламани. Такая обувь использовалась как мужчинами, так и женщинами. Для лета подобные изделия создавались путем сплетения кожаных или войлочных полос. Зимние модели изготавливались из цельных материалов, которые перетягивались с помощью веревок. Грузины со средним уровнем достатка носили созданные из мягкой кожи пачули.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector