Индийская традиционная одежда в прошлом и сейчас

Мужские головные уборы

Мужская мода в Индии изобилует большим количеством головных уборов для представителей сильного пола.

Самыми популярными являются:

  • дастар;
  • пхета;
  • майсур-пета;
  • раджастхани-пагари.

Первый из перечисленных уборов является традиционным для молодых и зрелых индийцев и сикхов. Он отождествляется с верой и духовностью. Также считается, что он защищает от чужих глаз волосы сикхов, которые им запрещено остригать. С течением времени этот убор видоизменялся, ведь каждый старался создать свой неповторимый стиль.

Дастар можно назвать религиозным головным убором

Пхета – это не что иное как тюрбан. В древние времена этот предмет одежды считался обязательным для мужчин. В наше время его можно увидеть только на торжественных событиях и празднествах.

Обычно пхета выглядит достаточно просто

Но существуют и более изысканные варианты

Майсур-пета получил свое название в честь города Майсур. Сначала этот предмет одежды носили в основном бродяги, но со временем он стал символом культуры и традиций этого города. Этот головной убор одевают на вручение дипломов вместо обычной шапочки в местном учебном заведении.

Индийские мужчины в майсур-пета

Интересный факт: считается, что обмен тюрбанами у представителей мужского пола – это знак настоящей дружбы.

Раджастхани-пагари очень разнообразны, как по цветовой гамме, так и по стилистике. У мужчин этот предмет показывает его касту, родной регион и положение в обществе. В неком роде, этот тюрбан заменяет индийцам паспорт.

В Раджастхане вы увидите самое большое разнообразие тюрбанов

Традиционный костюм в современном мире

Современная мода предлагает мужчинам обратить внимание на прекрасные костюмы шервани и чуридары. Они не покидают подиумы уже несколько веков и по сей день считаются актуальными

Благодаря богатому текстилю, изделие имеет разнообразный вид исполнения. Верхний атрибут выполняется с выбитым узором и благородным рисунком.

Нижняя часть, чуридары могут иметь зауженный или свободный формат, что несколько не нарушает вид традиционного индусского одеяния. Длинное полупальто или пиджак шеврони могут дополнять штаны дхоти, которые также встречаются на территории Юго-Восточной и Южной Азии.

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Как сшить сари

Казалось бы, что там шить — кусок ткани и ничего больше. По сути, это так, если опустить нюансы. А нюансы, как раз-таки, важны

Например, важно учитывать длину и ширину необходимого отреза (примерно,115 сантиметров ширины и от 5 до 9 метров длины). Просто выкроить необходимый кусок мало

Обязательно обработайте края, чтобы ткань не сыпалась. И не забывайте, что один конец сари, который перекидывается через плечо, должен быть украшен вышивкой или красивой тесьмой. Но одно сари не наденешь. Нужно еще сшить нижнюю юбку и блузку. Ткань для сари лучше выбрать легкую, например, шифон, атлас или шелк, так как такие ткани легко принимают различные формы. Ткань может быть как однотонной, так и цветной (только запомните, что с однотонным сари нельзя будет носить украшения и вычурную обувь). Плотные ткани не подойдут, так как они плохо ложатся, не принимают нужную форму и довольно грубо выглядят. Убедитесь, что ткани вам хватает, и она именно той ширины, которая необходима. На сари нельзя делать шов.

В принципе, в создании сари все до банального просто. Разложите ткань, отверните по краю примерно полсантиметра, отутюжьте, еще раз отверните. Закрепите отворот булавками и прошейте сгибы на швейной машинке по всем четырем сторонам.

Низ и верх тканевого прямоугольника украсьте красивой тесьмой (бордюром). На стороне, которая

будет правой, пришейте красивую кайму или расшейте этот край блестящими нитками, пайетками, бисером или стеклярусом. Обрежьте все ниточки, которые торчат, и отутюжьте ткань.

Украшения

Каждая деталь в облике жителя Индии может охарактеризовать его, и индийские украшения не стали исключением. Какие-то браслеты передают настроение или оберегают девушку, другие же предназначены для богов, их надевают во время посещения храмов. Каждая девушка к свадьбе получает набор из 16 украшений, которые символизируют лунные циклы — они надеваются на щиколотки, живот, голову, руки, шею, предплечья и даже в нос. Богатые семьи могли себе позволить драгоценные камни и жемчуг, а представители низших сословий довольствовались деревянными и каменными украшениями. Кроме аксессуаров для тела, есть еще ряд убранств для полноценного образа индийской женщины:

  • «аджна» — так назывались тени для глаз, тушь и подводка, которые сейчас продаются в ювелирных магазинах;
  • «мехенди» — это роспись тела хной, известный народный обряд в Индии для девушек перед замужеством;
  • «бинди» — пресловутая красная точка на лбу, открывающая по поверьям индусов третий глаз — путь в подсознание;
  • «синдур» — красная линия на проборе, означает, что отныне девушка принадлежит семье своего мужа.

Индия – одна из немногих стран, которая до сих пор придерживается традиций не только в образе жизни, но и в одежде. Да и как можно отказаться от таких сказочных платьев удобного кроя и ярких украшений. Конечно, современная индианка все больше перенимает наряды из культур других народностей, но и национальные особенности продолжают прослеживаться в их одежде.

Кратко о культуре одежды в Индии

Сейчас проводится множество споров по поводу того, какой же изначально была индийская одежда. Некоторые утверждают, что изначально, вне зависимости от пола, и мужчины, и женщины носили дхоти. А уже с XIV века пришла и женская традиционная одежда – невероятно красивые сари, которое способно очаровать любого.

Одна из версий того, как могли выглядеть наряды в Древней Индии

Также ведется множество споров по поводу того, как одевались женщины: многие говорят о том, что ранее, когда индийская национальная одежда включала только дхоти, женщины ходили с открытой грудью. Но после времен колонизации появились первые чоли, а также юбки, которые стали одеваться под сари.

Отдельная легенда сопровождает появление сари. Говорят, что древний царь, проиграв все имущество в азартной игре, в попытке отыграться поставил в качестве ставки свою молодую жену. Но, это ему не помогло, и он снова проиграл. Победитель хотел опозорить царя еще больше и решил раздеть его жену прилюдно. Однако Кришна не оставил молодую красавицу в беде и сколько бы победитель царя не разматывал ее сари, он не смог найти его конца. Так у женщин Индии появилось длинное сари, которое олицетворяло их целомудрие и кротость.

Современные сари такие же красивые, как и эта легенда

Как пошить индийский костюм для танца своими руками: для женщины (девочки)

Классический женский индийский костюм для танца состоит из трех изделий:

  • шаровары или брюки особого кроя;
  • камиз или туника;
  • накидка или широкий платок.

Для шитья всех составляющих необходимо использовать шелковые или хлопковые ткани ярких расцветок с вышивкой, аппликацией, блестками и традиционными восточными узорами. Если подходящего материала нет в наличии, можно использовать любую яркую однотонную ткань и украсить готовое изделие самостоятельно. Предварительно снимаем мерки и рисуем эскиз желаемой модели на бумаге.

Для классических шаровар используется приведенная ниже выкройка. В данной модели приведены размеры для взрослой женщины. Чтобы сшить костюм для девочки, следует скорректировать размер заготовок.

Выкраиваем заготовки, закладывая припуски примерно по 1,5-2 см. Сметываем детали или скалываем их портновскими булавками в местах будущих швов. Выполняем боковой и шаговый шов, вставляем резинку на талии и на манжетах, обметываем швы.

Для камиза или удлиненной туники используется приведенная ниже базовая выкройка. При необходимости можно добавить рукава или другие элементы. При пошиве детского камиза вытачки делать необязательно. Если используется не очень сыпучая ткань, дополнительная обметка не требуется.

В качестве накидки можно использовать любой длинный и широкий полупрозрачный платок, подходящий по цвету к тунике и шароварам. Для взрослой танцовщицы ширина накидки должна составлять около 2 метров в зависимости от ее роста и габаритов. Чтобы надеть накидку, необходимо сложить ее в гармошку и перекинуть через одно плечо, расправляя складки на груди. Другой конец ткани следует свернуть плотным жгутом, обернуть вокруг талии и закрепить на левом боку. Костюм для танца с надетой накидкой приведен на фото ниже.

Как построить выкройку женских брюк на резинке без бокового шва

Иногда шаровары необходимо заменить широкой юбкой. В некоторых костюмах юбка надевается поверх брюк. Для ее пошива можно использовать гладкую или гофрированную полупрозрачную ткань. Как правило, используется традиционный фасон «солнце» на резинке или жестком поясе. Нижняя часть подола при этом должна заканчиваться примерно на уровне щиколоток.

Одежда для особых торжеств

Ленга-чоли имеет несколько названий — хагра-чоли, лехенга-чоли, чания-чоли — и распространена не только в Индии, но и в Пакистане и даже в Южном Афганистане. Помимо непосредственно короткой кофточки, в этот индийский костюм входят также ленга (лехенга) и дупатта. Ленга традиционно представляет собой юбку в виде зонтика, длина которой варьируется в зависимости от социального статуса женщины. Высшие сословия носят только длинные ленги. Дупатта в прошлом также была привилегией женщин из высших каст, но в современном мире она стала частью праздничного наряда любой индианки. Только красный ленга-чоли ранее считался традиционным костюмом для свадьбы, однако сейчас невеста может выбрать любой цвет для своего торжества. А уж разнообразие тканей и вовсе поражает воображение: шелк, атлас, парча, органза, лен, бархат – это лишь небольшой список, причем украшают их также вышивкой, бисером, стразами. Но для более низких сословий предпочтительнее остаются хлопчатобумажные ленга-чоли с вышивкой, иногда украшенные кусочками зеркал.

Цвета и узоры в одежде

Народные орнаменты наиболее точно отражают сложившийся на протяжении тысячелетий уклад и образ жизни индийцев. Для каждого цвета имелось свое тайное значение.

Европейцы лишь восхищаются яркими красками, умело переплетенными между собой мотивами и узорами, а для жителей Индии они являются символами, зачастую имеющие сакральный смысл:

  • красный цвет — самый значимый для индусов. В багряную одежду облачаются на праздники, свадьбы и другие торжественные события. Красные наряды невест — символ чистоты и невинности. Порошок синдур такого же цвета наносится женихом на пробор будущей жене. Эта пламенная гамма весьма характерна для многих украшений и декоративных элементов в индийских храмах;
  • желтый — также необходим в наряде невесты, означает непорочность, защищает от злых помыслов. Способствует большей сплоченности в семье. Кроме того, желтый цвет — символ знаний и счастья, считается цветом бога Вишну;
  • шафрановый (темный оранжевый) — священный оттенок, означающий жертвенность, отказ от всех благ. Это цвет монашеской одежды и нарядов странствующих аскетов;
  • синий — является оттенком бога Кришны. Он подчеркивает силу, мужественность. В связи с тем, что добывать краску сложно, занимаются этим люди из низших каст. Поэтому такая одежда характерна только для малоимущих;
  • зеленый — в отдельных районах является свадебным и праздничным, ассоциируется с исламом;
  • черный цвет хотя и отпугивает зло, все же считается несчастливым. Поэтому одежду черного и близких к нему оттенков не принято надевать на свадьбы и другие праздники. Такой цвет не подходит для детской одежды;
  • белый — символ смерти и перерождения, означает святость, мир. Связан с богиней знания Сарасвати. Траурный цвет.

В индийских узорах всегда заключен определенный смысл. Обычно они очень яркие, как и вся природа в этой жаркой стране, состоят из искусно сплетенных отдельных элементов.

Некоторые из орнаментов известны во всем мире. Индийский огурец (или пейсли), который сами индийцы называют «бута», очень древний, он был известен еще со времен государства Сасанидов (224- 651 гг. н. э.) и до сих пор очень популярен. Жизнь человека в этих узорах подобна языкам пламени, которые также символизируют в этом случае динамичность и развитие. Пейсли можно встретить в жилище, оформленном в восточном интерьере, а также на посуде, его объединяют с кружевными мотивами и узорами из геометрических фигур.

Из растительных мотивов наиболее популярными считаются изображения лотоса. Но также часто можно увидеть декоративные узоры с плодами манго, гранатов, различных пальм и кипарисов. Распространены стилизованные изображения животных — слонов, верблюдов, львов, а также птиц.

Основа основ

Если с мужчинами все довольно просто, то с женской частью населения намного сложнее в связи с разнообразием видов и элементов. Основной традиционный индийский женский костюм – это сари. Ширина этого цельнотканого отреза составляет чуть более метра, а длина может доходить от четырех до девяти метров. В переводе с санскрита сари – это полоска ткани. Но эта полоска может быть целым произведением искусства, ведь у каждой женщины она представляет собой ручную работу, расшитую золотой нитью, бисером, аппликациями. Стили и способы оборачивания в сари зависят от многих факторов, таких как время и место проживания, повседневность или торжество, а также фантазия самой женщины. Но самый распространенный способ – это «ниви», когда один конец ткани несколько раз обернут на бедрах, а другой переброшен через плечо и зафиксирован на юбке. Свободная часть сари набрасывается на голову, когда женщина оказывается на улице.

Аксессуары и украшения индийцев

Уникальные индийские украшения с ярко выраженным национальным колоритом изящны и разнообразны. Для каждой касты они свои. Есть отличия в украшениях для замужней женщины и юной девушки. В ювелирных изделиях смело сочетаются самые разные металлы и камни, расположенные в симметричном порядке. Особенно красивыми считаются украшения для древних индийских танцев. Любой аксессуар является талисманом или оберегом. Без него не принято выходить на улицу. Исключение составляют лишь вдовы.

У индианок есть определенный комплект аксессуаров — шрингар. Он составлен из 16 элементов, тесно связанных с богиней красоты Шри-Лакшми. Среди них наиболее известные – патти для головы, нат (колечко в нос), многочисленные браслеты и кольца для пальцев ног.

Кроме ювелирных изделий в перечень включены обводка глаз (анджана), мехенди (роспись участка тела хной), синдур (красная полоса на проборе, нанесенная мужем), заплетенные в косу и украшенные гирляндами волосы (кешапашачарачна), бинди (точка на лбу, может быть украшена стразами).

Национальная обувь

Модели обуви из Индии становятся популярными во многих странах мира. Они удобны, сделаны из качественных тканей или дерева, шерсти, экокожи, так как кожу коров или телят использовать для пошива запрещено. Подошвы изготавливают из резины или пенополиуретана.

Падуки — самая древняя модель сандалий, их делали по индивидуальным меркам, с небольшим колышком или сферой на основе из дерева. Ношение такой обуви способствует успокоению, выработке контроля над эмоциями. Чаппалы — удобные шлепанцы с кольцом для большого пальца, но есть варианты с закругленным носком и немного задранным вверх. Колхапурские чаппалы изготавливают из кожи бизонов. Они крепкие и износоустойчивые. Плетеные сандалии из кожи верблюдов – бунто – немного похожи своей формой на привычные комнатные тапочки.

Для туфель моджари используют ткань с золотой вышивкой, которую украшают бисером или жемчугом. А самые дорогие из них могут быть декорированы драгоценными камнями.

Одна из моделей моджари — кхуса, с длинным загнутым носком и высоким задником. У туфель, предназначенных для знатных особ, носки могли быть закручены несколько раз. Еще один вариант — джутти, с закругленным носком и зачастую отсутствующим задником.

Значение цветовой гаммы

Цветовая гамма, рисунки, которыми украшены концы тканей на сари и других одеяниях, узоры играют важную роль в создании образа как мужчин, так и женщин. Каждый цвет означает что-то определенное.

Например, красный является наиболее торжественным. Он присутствует и на одеяниях невесты, и на многочисленных украшениях в храмах, и даже цвет специй в Индии – оранжево-красный. Чистый оранжевый цвет символизирует огонь, а также чистоту, которая обретается после испытания огнем. У мужчины это символ отказа от мирских утех, а у женщин – вечная молодость, женственность и уют домашней обители.

Образ индийской невесты

Синий цвет символизирует расцвет силы, мужественности и власти. Многие божества имели костюм или кожу синего цвета. Хотя в некоторых областях этот цвет говорит о том, что его владелец этого одеяния – человек из низшей касты. Это связано в первую очередь с тем, что добыванием синего красителя занимались только бедные люди.

Как бы то ни было, синие наряды выглядят прекрасно

Индийская одежда белого цвета сочетает в себе смешение всех цветов. Этот цвет можно встретить на сари у женщин, которые только овдовели: он олицетворяет их верность и аскетизм. Также белый цвет говорит о чистоте, мире и святости.

Традиционный мужской костюм белого цвета

Особое значение несут в себе узоры и рисунки. Самыми распространенными изображениями на одеждах являются рисунки животных: слона, манго и рыбы. Рыба олицетворяет изобилие, слон – власть, а манго – плодородие.

Мужская национальная одежда

Индийский мужской костюм с давних времен и по настоящее время состоит из дхоти и рубашки. Дхоти представляет собой длинный отрез ткани, около двух-пяти метров, который оборачивается вокруг бедер и пропускается между ног. Рубашки обычно длинные и подпоясанные, иногда даже ниже колен. Также костюм может включать в себя плащи и всевозможные накидки. В зависимости от социального положения мужчины дхоти различаются по длине и материалу, из которого они сделаны. Представители низших каст носят короткие дхоти, что удобно для работы, выполненные из хлопчатобумажной ткани. Лен и шелк носят представители богатые высших каст. Их дхоти могут быть очень длинными. А в некоторых регионах Индии этот вид одежды носится немного по-другому и имеет вид юбки с запахом. Дхоти могут носить абсолютно все, независимо от возраста и положения в обществе. Конечно, многие мужчины современной Индии предпочитают одежду, актуальную своему времени, но национальный костюм все же показывает, что его носитель консервативен и является приверженцем культурных ценностей своей страны.

Сари – как главный атрибут женского образа

Это один из самых красивых и в то же время простых нарядов. Ведь, по сути, секрет состоит в том, что сари – это не что иное как длинный отрез ткани, который необходимо лишь правильно завернуть. Его длина обычно составляет от 4,5 до 9 метров ткани. А ширина достигает около метра.

Одно из достоинств сари — это многообразие цвета и узоров

Интересный факт: ткани для сари ткались исключительно мужчинами. В некоторых случаях на одно одеяние уходило более полугода работы. А красили ткани исключительно натуральными красителям

Это одеяние можно носить несколькими способами. Именно от возраста и принадлежности к определенному классу, зависит то, как и какое должна женщина одевать сари. Такой костюм имеет еще два важных элемента – два бордюра (один на верхнем участке ткани, другой на нижнем). То, как они украшены, также свидетельствует о многом. Край ткани, который обычно носят через плечо, также является важным элементом. Именно его стараются украсить больше всего.

Как надевать сари

Также важно было соблюдать и цветовую гамму. Например, если женщина осталась вдовой, она некоторое время в знак траура должна одевать белое сари с полным отсутствием любых украшений

Желтый костюм предназначался для женщин в первую неделю после родов, а красный с разнообразной вышивкой и золотом считались свадебными сари. Самые обычные девушки из низших сословий должны были носить синее сари.

Головные уборы

Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:

  • датар;
  • пхета;
  • ганди;
  • май-сур-пета;
  • раджастхани-пагари.

Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.

Мужская одежда

Индусы до сих пор сохраняют приверженность к традиционному стилю в одежде, несмотря на влияние западной культуры. Так же, как и в женских нарядах, в мужской одежде есть скрытая символика, она через поколения передает частички знаний, бережно хранимых в народе.

Дхоти

Этот вид одежды очень популярен в Индии, ее носят как мальчики, так и взрослые мужчины. Дхоти — отрезок ткани длиной от 2-х до 5 м. Этой повязкой закрывают бедра и талию. Один ее конец протягивают между ног. Получаются своеобразные шаровары. Иногда дхоти носят как запахивающуюся юбку.

Лунги, или мунду

Это один из вариантов дхоти. Бывает в виде обычного полотна из шелка или хлопка или со сшитыми вместе краями. Длина лунги доходит до лодыжек. Но ее можно изменить, подвернув ткань у талии, что необходимо при работе в поле или посещении храма. Часто лунги носят пожилые индианки, умело комбинируют их с другими нарядами.

Шервани

Очень элегантный праздничный пиджак с золотой или серебряной вышивкой, застегивающийся на пуговицы. Великолепно смотрится его воротник-стойка. Обычная длина шервани – до колен, но может быть и длиннее. Принято носить со штанами чуридар, суживающимися в нижней части.

Традиционная одежда и ее значение

С первым упоминанием индийской цивилизации в литературных источниках того времени связаны и упоминания о традиционном национальном костюме «дхоти», который тогда еще не имел половой принадлежности. Немного позже появился прототип сари, о котором свидетельствуют скульптуры богинь, облаченные в драпированную ткань.

Однако некоторые историки утверждают, что ношение всевозможных платьев и юбок было навязано англичанами во время колонизации Индии. Считалось, что до этого женщины ходили с голой грудью. У самих индусов есть легенда, датируемая 5 тысячелетием до нашей эры, связанная именно с таким вариантом одежды, как сари. Когда-то правитель древней Индии проиграл свою супругу в кости, но победитель не смог овладеть ею из-за бесконечно длинной ткани, обернутой вокруг тела женщины. Умело задрапированные полоски шелка помогли царице сохранить честь. С тех пор сари считается символом нравственности и целомудрия.

Индийская одежда для женщин не только подчеркивает их женственность, скрывает недостатки фигуры, но и имеет практичный характер. Издревле индусы предпочитали шить одежду из натуральных, легких тканей, комфортных для тропического климата Индии

Ткань имела важное социальное значение. Представители высших сословий носили исключительно шелковые или льняные одеяния, тогда как слуги и купцы могли позволить себе только хлопчатобумажные изделия

Сегодня люди уже не так яро отстаивают свои традиции, но тем не менее, в одежде сохранился индийский стиль, особенно по праздникам индусы стараются одеваться максимально традиционно. А теперь рассмотрим самые популярные варианты традиционной одежды Индии.

Женская

  • Сари — это цельный отрезок ткани длиною в 9 метров и шириною до 1 метра. Куском ткани девушки обматывают талию, а ее край закидывают за плечо. Эту часть стараются богато украсить, так как она находится на первом плане. Для повседневной жизни выбирают однотонный цвет, но края расшивают золотыми нитями, пайетками или блестками;
  • Гагра-чоли – это длинная юбка с коротким топом или лифом без рукавов, плотно обтягивающим грудь, а вот юбка напротив должна быть свободной и полностью скрывать ноги. Они шьются из тонкой ткани, так как поверх них, как правило, девушки надевают сари;
  • Шальвар-камиз, или панджаби – так называются костюмы из шаровар, свободных на бедрах и зауженных к низу, а также туники с разрезами по бокам, начинающимися от талии. Костюм дополняет длинный шелковый шарф — дупатту, который используют как вуаль. Стоит отметить, что этот аксессуар стал очень популярным среди европейцев.

Конечно, в индийской женской одежде есть масса разнообразных нарядов, характерных для разных регионов. Так, чуридар-курта — это вариация шальвар-камиз, единственное отличие которого заключается в длине туники. А мундум-нерьятхум и мекхела-чадор — это формы известного нам сари, только с прикрытым животом. Существует более десятка разновидностей обвязывания ткани вокруг тела, каждое из которых имеет свое название.

Мужская

  • Дхоти – вариант индийской одежды для мужчин, который представляет собой широкие штаны из ткани отрезком в 5 метров. Два конца ткани обвязывают вокруг бедер мужчины и завязывают в узел по центру. Затем одним концом обматывают левую ногу и закрепляют на поясе за спиной, а второй конец закладывается за пояс спереди. Несмотря на неудобство в процессе надевания, мужчинам и мальчикам очень комфортно носить дхоти в домашней обстановке;
  • Курта является дополнением к дхоти, это длинная рубаха до колен с вырезом на груди. Их также украшают разноцветными нитями, вышивкой и драгоценностями;
  • Шервани — это своеобразное пальто или сюртук ниже колен с застежками на передней его части по всей длине. Его обычно надевают вместе с шальварами (шароварами) или с чуридарами (зауженными штанами). Шервани считается праздничной национальной индийской одеждой.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector