Одежда в древнем риме

Нижнее белье

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать:  туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Примечания и ссылки

  1. Плиний Старший , Естествознание , книга XII 38
  2. (in) Роберт Якобус Форбс, Исследования древних технологий, Том. IV , Нидерланды, EJ Brill, 1964.
  3. (in) Перри Уолтон, История текстиля , Нью-Йорк, Тюдор, 1925 г.
  4. Плиний Старший , Естествознание
  5. Колумелла
  6. Стронг, Дональд и Дэвид Браун. Римские ремесла . Лондон: Джеральд Дакворт и Ко, 1964.
  7. Плиний Старший , Книга XI 77.
  8. Ватерер, Джон В. Кожевенное мастерство . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, издательство, 1968.
  9. Сарребургский музей, деревянные калоши и кожаные сапоги. Носить обувь от Античности до зари Возрождения , Каталог выставки с 25 июня по 17 октября 2004 г., с. 19
  10. (in) Джозеф Струтт , Джеймс Робинсон Планш, Полный обзор одежды и привычек людей Англии: от основания саксов в Британии до настоящего времени , Tabard Press,1970 г., стр.  89.
  11. Мари-Жозеф Боссан, Искусство обуви , Parkstone International,2012 г. , стр.  18.
  12. Мартин Легийу, Кожа и мех в римские времена , Издания Errance,2004 г., стр.  98.
  13. Катон , Де Ре Рустика , 59
  14. Ванна и зеркало. Уход за телом и косметика от античности до эпохи Возрождения , Gallimard, 2009, с. 156 ( ISBN  978-2-07-012454-1 )
  15. (in) Ovid we Cosmetics: Medicamina Faciei Femineae и родственные тексты , Bloomsbury Academic,2016 г.
  16. (in) Патриция А. Уотсон , «  Пародия и подрывная деятельность в« Medicamina faciei femineae »Овидия  » , Mnemosyne , Vol.  54, п о  4,2001 г., стр.  457–471
  17. (in) Джанин Асса , Великие римские дамы , Нью-Йорк,1960 г., п. 65

1.

Небольшой германский городок Бад-Хомбург имеет уникальную достопримечательность – здесь реконструирована античная крепость Заальбург. Уже в 90-м году нашей эры здесь был организован римский форпост. Для тех времен эти места были настоящей глухоманью. Именно тут проходила граница великой империи, дальше находились земли германских племен. Тем не менее, в этой крепости, отдаленной от Рима, жили люди, следящие за модой и предпочитающие красивую обувь. На дне старинного колодца археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся туфлю, которая пролежала там около двух тысяч лет, а теперь гордо заняла место в местном музее.

Обувь древнего Египта

Так, например, египтяне делали сандалии из пальмовых листьев. К ноге они крепились кожаными ремешками.

     

В древнем Египте обувь — сандалии — показывала общественное положение хозяина, и носить обувь позволялось только фараону и его приближенным.

Сандалии стоили очень дорого. Стоимость сандалий фараона была равна годовому бюджету небольшого города.

Интересно, что жена фараона не имела права носить обувь. Она ходила босиком. Во дворце фараона и в храмах обувь носить не разрешалось. Ее необходимо было оставлять за порогом.

Позже обувь перестала быть привилегией знати, ее стало носить и простонародье.

Именно землепашцы древнего Египта придумали каблук. С каблуком было легче ходить по рыхлой земле, т.к. он создавал хороший упор ноге.

Женщины помните, что каблук создал пахарь.

Но обувь все равно оставалась очень дорогой, поэтому основное население ходило босяком. Известны были также сандалии с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные домашние тапочки, а так же обувь с закрытой пяткой.

Римские стрельцы (саггитарии)

Лучники были вооружены сложными луками (arcus), стреляющими стрелами (sagitta). Этот вид «дальнобойного» оружия делали из рога, дерева и сухожилий животных, скрепленных клеем. Как правило, саггитарии (вид гладиаторов) принимали участие исключительно в масштабных битвах, когда требовался дополнительный массовый удар по противнику на расстоянии. Это оружие позже стали использовать для обучения новобранцев на arcubus ligneis с деревянными вставками. Усиливающие планки были найдены на многих раскопках, даже в западных провинциях, где деревянные луки были традиционными.

Новости

13-10-2021, 20:32

Просмотров: 356

«Народная газета» сообщила, что курские ученые воссоздали внешний вид курян, которые жили в этой местности в пятом веке нашей эры.

Подробнее…

12-10-2021, 21:00

Просмотров: 107

Американскими учеными установлено, что курению табака насчитывается 12 тысяч лет. Обугленные семена табака были обнаружены в древнем очаге охотников в штате Юта. Люди начали употреблять табак еще до того, как распространилось сельское хозяйство.

Подробнее…

12-10-2021, 16:48

Просмотров: 203

Ученые из Массачусетского технологического университета произвели исследование древней гробницы римлянки Цецилии Метеллы. Благодаря этому была раскрыта тайна стойкости древнего бетона.

Подробнее…

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Популярные орнаменты

Орнаментами, как правило, украшались наряды знатных особ. Чаще всего применялись при этом растительные мотивы. Например, акант, изображения лавра и дуба. Кроме того, среди декорирующих элементов не менее востребованными были фигуры животных и людей, колоски. Также уместны были на римских нарядах черепа, орнаменты включали в себя мифологические элементы. Зачастую на предметах гардероба встречались рисунки в виде ваз и трофеев военных.

Применялись орнаменты далеко не только лишь в качестве украшения наряда. Каждый узор обладал особым смыслом. В таких одеяниях крылась информация о духах и богах, которым поклонялся обладатель наряда. Правда, самобытная символика данного государства была выражена лишь в ранний период. В дальнейшем начало явно прослеживаться влияние востока.

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков. 

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам. 

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней. 

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации. 

“Официальная” обувь древнего Рима

Неудивительно, после всего услышанного, что к одежде для особых случаев полагалась и особенная обувь, называющаяся calcei, представляющая из себя башмаки с ремнями закрывавшие ногу.

Магистрат и тем более сенатор появляясь на людях и при исполнении своих служебных обязанностей должны были одевать их вместе с тогой в обязательном порядке. Их делали из тонкой кожи с двумя парами ремней.

Ремни закреплялись спереди между подошвой и кожаной стелькой и пришиваясь к ней.

Одев башмак, первую пару ремней перекрещивают на ступне, обвивают ими ногу до икр и завязывают так, чтобы концы оставались свободно висящими. Затем ногу оборачивают второй парой ремней и тоже завязывают их спереди, оставляя свисающие концы.

Выложил – Мэлфис К.Источник – Компиляция из разных источников

Рекомендуемые файлы

FREE

Шпаргалка по педагогике
Разное
FREE

Шпаргалка по психологии и педагогике
Разное
FREE

Шпаргалка по социальной психологии
Разное
FREE

Шпаргалка по возрастной психологии
Разное
FREE

Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности
Разное

Граница земляных работ В-6
Разное

Римляне имели сменную обувь – лёгкие сандалии солеас. Они состояли из тонкой кожаной подошвы, удерживались на ноге верхом из полосок кожи или ткани и застёгивались сзади. Женские солеас имели цветной верх. Выйти из дому в солеас считалось верхом неприличия, такую разнузданность могли позволить себе проститутки и гомосексуалисты. Отправляясь в гости, сандалии брали в гости. За господами их обувь несла рабыня. Если не было слуги, римляне приносили свои солеас подмышкой. Придя в гости, они надевали их, но поскольку в изнеженном Вечном городе ели, пили, читали и дискутировали лёжа, а стало быть разутыми, то латинское выражение «солеас депонерум» («снять сандалии») звучало как приглашение к столу.

Информация в лекции «» поможет Вам.

Пока господа предавались чревоугодию, за их сандалиями присматривали молодые рабы. От скуки они частенько развлекались тем, что прятали обувь тех хозяев, чьи слуги зазевались. Переполох и поиски пропавших сандалий были завершающими аккордами пира. С окончанием застолья гости требовали у слуг свою обувь.

Не имея обуви, в гости ходить было невозможно. Поэтому босиком по улицам вечного города расхаживали только рабы и курьеры, которым император Клавдий отказал в праве носить обувь. Обоснование такого решения было примитивным: чтобы быстро бегать, нужно быть босым.

Что до всевозможных запретов, то их в императорском Риме было предостаточно. Так, например, чрезвычайно высокие цены на обувь вынудили Диоклетиана в 310 году до нашей эры издать декрет, зафиксировавший стоимость товаров по отношению к растущим ценам. Нам этот декрет более интересен потому, что в нём вся обувь древних римлян была каталогизирована на 3 группы – калиги, галлики и вавилоники, которые в свою очередь были разделены на 23 типа. Каталогизация обуви стимулировала рождение новых её типов. Новые варианты создавались в зависимости от функционального использования и даже времени дня. Император Аврелий сделал ещё одну попытку навести в этом деле порядок, запретив мужчинам носить цветную обувь и оставив право выбора материала и цвета за женщинами. Кстати, до этого запрета у римлян не существовало чёткого различия между обувью для мужчин и обувью для женщин.

Профессию сапожника в Древнем Риме горделиво величали искусством. Эта профессия контролировалась гильдией сапожников. Сапожники подразделялись на изготовителей сандалий и изготовителей военной обуви (калигов). В каждой сапожной мастерской было несколько учеников, которые обеспечивали постоянство ассортимента в магазине обуви. Сами же мастера работали на заказ.

Когда в Риме произошёл пожар, стали чеканить монеты из металла, используемого для подбивания обуви. Это вызвало инцидент типа «чёрного рынка»: сапожники взбунтовались и закрыли мастерские. После этого покупатели обслуживались, что называется, из-под прилавка – за непомерно высокие цены. А самые богатые римляне принимались мастерами даже по ночам за плату монетами из драгоценного металла…

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, официальная одежда римлян – тога и туника у мужчин, а у женщин – стола, инстита и палла.

Каждый вид одежды представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает солнечные лучи, и в такой одежде не жарко.

Греческая и римская обувь

У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице.

Римляне в целом путешествовали больше греков. Нередко им приходилось бывать в более холодных землях, и поэтому они заботились о своей обуви гораздо больше.

Греческие женщины, преимущественно связанные с домом, лишь изредка изображаются обутыми. Они предпочитают простые подошвы с ремнями — сандалии. Позже, судя по статуэткам из Танагры (IV в. до н.э.), появляется более элегантная женская обувь — красная, на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями.

Самая простая форма, которая встречается у греков и римлян, — это «карбатин» (carbatinus — лат. сыромятный) (16), кусок воловьей кожи, обернутый вокруг ступни и связанный, в сущности тот же «крестьянский башмак», который носили и германцы, и немецкие крестьяне вплоть до XVI в., да и сейчас носят румыны, словаки и др.
Главным компонентом всех форм обуви остается подошва (5), прочная подложка под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней присоединяются ремни для крепления, носки и, наконец, вся верхняя часть с пробитыми отверстиям или украшениями — по потребности или по вкусу (9, 10, 12).
Греческие формы обуви показаны на 9, 10, 12, 16, а также на 1 — 3. Эта обувь называется «crepida» (сандалия; сапог).

На 17 ступня под ремнями сандалии обернута полотном.
13 — 15 и 19 приближаются к известной нам форме башмака и сапога и поэтому никак не могут относиться к раннему периоду. Форма 22 является промежуточной (еще открыты пальцы).
Простейшая разновидность римской обуви – solea (сандалия, подошва с ремнями) (5);

обычный римский башмак (полусапог) – calceus показан на 7 и 8;
пурпурно-красный (mulleus) цвет обуви на 4 – отличительный знак высших сановников республики.

Солдатский сапог подбитый гвоздями (11, 23) называется «caliga».
21 – снова греческая crepida, которую носили и римляне. 20 – римская обувь времен Империи.

Интересный факт:

Была у римлян и собственная модель обуви на платформе. Так называемые котурны, причем их можно считать своего рода частью спецодежды. Они считались обувью актеров. А подошва в виде платформы была нужна для того, чтобы увеличить рост носившего и привнести в его походку «налет» величавости.

Балтей

В древнеримские времена балтеус (или балтей) был типом балдрика, обычно используемого для подвешивания меча. Это был пояс, который носился через плечо и проходил наклонно вниз в сторону, как правило, из кожи, часто украшенной драгоценными камнями, металлами или и тем, и другим.

Был еще похожий пояс, который носили римляне, особенно солдаты, и называвшийся синту, который крепился вокруг талии. Он также был атрибутом римских анатомических доспехов.

Многие невоенные или военизированные организации включают балтеи, как часть парадной одежды. Цветной Корпус Рыцарей Колумба 4-й степени использует его как элемент своей униформы. Балтей поддерживает церемониальный (декоративный) меч. Фото доспехов римских легионеров вместе с балтеями читатель может увидеть в этой статье.

Жилье

Древний Рим был городом контрастов. Столица, центр аристократии был городом, переполненным бедняками. Из-за этого в городе можно было встретить как богатейшие виллы патрициев, так и дома городской бедноты.

Дома патрициев (богатых горожан) — это большие, просторные жилища, с садом, водоемом и бассейнами, иногда с фонтаном или водопадом, а также внутренним двориком. Такой дом состоял из двух секций: гостевой и частной. В первой принимали и селили гостей, иногда проживала прислуга, во второй – жил владелец и его семья.

Украшением центральной части дома был атрий. В центре атрия располагался бассейн, вокруг которого располагались колонны, часто оформленные специальной резьбой. Над бассейном была крыша, с одним или несколькими специальными отверстиями для солнечных лучей. На полу богатых горожан укладывали мозаики, а на стенах – рисовали картины. В таких домах было отопление, а еще они были подключены к системе городской канализации.

Бедняки жили либо в деревянных избах, либо в специальных инсулах – многоэтажных домах, разделенных на отдельные комнаты. Такой себе панельный многоквартирный дом, римская «хрущевка». Чуть богаче были ремесленники, которые могли себе позволить небольшой дом, в котором и располагалось производство.

Лоуренс Альма-Тадема «Интерьер дома Гая Марция»

Когда появилась первая обувь?

1991 год является важной датой в истории обуви, потому что этом году, на границе Австрии и Италии археологи обнаружили естественно мумифицированного человека по имени Этци из каменного века, который умер примерно за 3300 лет до нашей эры. Этот альпийский путешественник был в туфлях из оленьей кожи с подошвой из медвежьей шкуры

Так выглядела обувь первобытного человека.

Не существует определенной пары обуви, обозначающей начало истории обуви. Это связано с тем, что для разных климатических условий была очень разная обувь, а в разных регионах использовались разные материалы для обуви. В северных регионах обувь делали из толстой кожи и утепляли мехом и сеном. Между тем, в южных регионах в основном были сандалии из пальмовых листьев или папируса. Несмотря на климат, людям требовалась обувь для защиты ног от естественных внешних воздействий.

Многие изменения и усовершенствованные модели обуви появились в период миграции (IV-VI века) и во время крестовых походов (XI-XIII века), когда европейцы шли на восток. В это время Европа была наводнена египетскими сандалиями и остроконечными туфлями. Вскоре был изобретен каблук, и начала развиваться западная мода на обувь, которая в духовном и строгом средневековом мире была сильно связана с социальным классом человека. Самые уникальные и популярные тенденции процветали в Италии и Испании, странах, где были расположены самые крупные морские порты Европы, ремесленные мастерские и торговля развивалась быстрыми темпами, здесь же были созданы первые финансовые центры. Так что эти страны были настоящей колыбелью обуви и модной одежды.

Современные дизайнеры обуви часто оглядываются на историю в поисках новых идей, вдохновения и творчества. Методы производства обуви, швейные конструкции, стирка, выжигание и покраска кожи практически не изменились с конца XIX века.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужчины одевали в теплое время туники разной длины и цветов. Их покрой напоминал греческий. Стандартным размером считалось полотно до колен. Просторные рубахи и туники одевались через голову и подпоясывались. Рукава были присущи женской одежде.

Мужская одежда в Древнем Риме

У крестьян туники были коричневого или серого цвета. У аристократической верхушки общества — белого с украшением бисером, вышивкой и драгоценными камнями.
По стилю одежды можно было определить, к какой касте относится римский гражданин: солдат или полководец, священник или ремесленник.

Мужская одежда в Древнем Риме отличалась отсутствием в гардеробе брюк. Этот элемент гардероба считался заимствованным у покоренных варварских народов. Однако служившим в северных легионах солдатам приходилось одевать брюки.

ОРИГИНАЛЬНАЯ РИМСКАЯ ОБУВЬ

Обувные корпорации

Плутарх рассказывает, что уже во времена Римского царства кожевники были объединены в корпорацию.

Эти корпорации, предшественники современных объединений ремесленников, действовали в течение всего республиканского периода; Юлий Цезарь, который вникал в абсолютно любые дела государства, даже издал для них ряд законов, регулирующих эту деятельность.

Выделка кожи как профессия уже переживала период расцвета в царский период, настолько, что была сформирована корпорация Кориариев (Coriarii), специализирующихся на дублении кожи различными веществами, такими как квасцы, моча, различные жиры и растительные вещества. Римляне пользовались услугами гражданского сапожника (Sutor), военного сапожника (Caligarius) и производителей сандалий (Solearius или Baxearius), специализированных мастеров и торговцев, всегда присутствующих на форуме. Их мастерские находились по соседству, в квартале, за входом которого стояла статуя Аполлона в сандалиях — отсюда и название знаменитого Аполлона Сандалариуса.

Производство

Римская обувь могла быть отполирована пчелиным воском и окрашена шафраном для желтого, танинами для черного, индиго для синего и багрецом для красного цвета (типичного для самой роскошной обуви).

Верх обуви был сшит из льняного полотна и соединен с подошвой полосками кожи или высушенными кишками животных.

Подошва была объектом особого внимания и работы. Железные заклепки были размещены так, чтобы от них оставались хорошо различимые и узнаваемые отпечатки на земле. У каждого полка было свое особое расположение гвоздей. Понятно, что дезертира могли вычислить без труда.

Даже римские куртизанки оставляли особые следы, которые ясно указывали: «Следуй за мной!» Кроме того, толстые пробковые подошвы позволяли этим дамам казаться выше.

Мода

Сандалии в Имперский период стали изысканными и роскошными, украшенными бронзовыми, медными, золотыми и серебряными нитями и пряжками, цветными перьями, подвесками, цепочками, ракушками и перламутром, инкрустациями из драгоценных или полудрагоценных камней.

Юлий Цезарь носил на публике золотые сандалии, которые, как считают историки, были, на самом деле, кожаными с золотой отделкой, иначе они были бы довольно неудобными. Иногда и подошва могла быть покрыта золотом: именно сандалиями на золотой подошве Нерон, как говорили, ударил в живот беременную жену Поппею, убив ее.

Уже в 215 г. до н.э. закон Lex Oppia пытался ограничить богатство женской одежды. Позднее тот же Юлий Цезарь, а затем и другие императоры боролись против чрезмерной пышности мужской и женской одежды, установив также максимально допустимую цену убранства, но они не добились многого.

Великий Гораций высмеивал людей, которые носили золото на своих одеждах, но все напрасно: мода нравилась и была крупным бизнесом.

О римcком императоре Гелиогабале говорили, что он не надевал одну и ту же пару туфель два раза подряд, но запрещал матронам носить сандалии, украшенные вышивкой или драгоценными камнями, возможно, потому, что он хотел быть единственным, кто одевался шикарнее всех в империи. Другой императпр Гай Юлий Цезарь Германик обычно носил «Калигулы», за что солдаты его прозвали «Калигулой».

Только мужчины могли использовать красный цвет для обуви, но Марк Аврелий, мудрый император, в законах о привилегиях запретил мужчинам использовать цветные туфли. Что касается дорогих белых сандалий, они были зарезервированы для императора.

История возникновения обуви

Точная дата возникновения обуви неизвестна. Историки еще не сошлись в едином мнении на этот счет, но наиболее вероятно, что обувь появилась в Европе, около 30 тысяч лет назад.

К такому мнению пришли ученые, исследовав изменения костей стопы людей, живших в те времена. Уменьшался и изменялся мизинец стопы, менялась форма самой стопы. Возможно, что «обувь» изначально представляла собой кусок дерева или какого-то растения. Скорей всего, первая обувь представляла собой кусок шкуры, намотанной на ногу. Впоследствии в эту шкуру стали подкладывать сухую траву или листья, что утепляло обувь и позволяло меньше чувствовать неровности почвы.

Полагают, что активно носить обувь начали пастухи и путешественники и воины, т. е. приходилось много ходить.

С течением времени обувь видоизменялась, в зависимости от климата и, скажем так, сырьевых запасов региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector