Богородская резьба по дереву: фото, история, предания о древнем промысле
Содержание:
- История промысла
- Исторические факты
- Изучаем историю богородской резьбы по дереву с фото
- Особенности мастерства
- “РОЖДЕНИЕ” ИГРУШКИ
- История промысла
- Роспись богородской игрушки
- ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ
- РАБОТЫ МАСТЕРОВ
- Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы
- ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ
- Федосеевская русская народная игрушка
- Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения
- Черты игрушки
- Особенности промысла[ | ]
- Богородская резьба по дереву
- Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления
- Ход занятия.
- Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины
- Матрешка
- Заключение
История промысла
Это занятие берёт своё начало в Средневековье. Интересным фактом является то, что игрушки из дерева древнерусские мастера стали изготавливать приблизительно в то же время, что и деревянные орудия труда. Малышам очень нравились результаты работы, и дети наслаждались ими вплоть до наступления юношества.
Первыми «резчиками» стали жители Сергиева Посада, объяснившие крестьянам, проживавшим неподалёку, технологию его изготовления. Нанесением узора же занимались сами сергиевпосадцы. Фактически придумав новое изобретение для детей, местные жители начали его популяризацию. Раньше остальных были просвещены жители соседних поселений и, в первую очередь, села Богородского, а затем резьба распространилась по территории всего государства.
Создавая такую детскую забаву, крестьяне несколько дней строгали поленья, чтобы добиться идеальной и безопасной для детей формы. Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке.
Купцы из Европы приобретали эти произведения искусства у крестьян, отдавая за них немалые деньги. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень продажа стала одним из важнейших источников заработка.
Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура «Медведь на тройке». Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.
Исторические факты
В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек. Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства. Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.
Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.
Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.
Прочтите это: Резьба по книгам своими руками для начинающих: шедевр для книголюбов
По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.
Изучаем историю богородской резьбы по дереву с фото
Насчет возникновения резного дела существует не одна легенда. Согласно одной из них, игрушки из дерева резал и дарил приходским детям сам Сергий Радонежский. Кроме этого, есть предание, которое гласит, что купец, проезжая мимо Богородского села, купил деревянную куклу у одного из мастеров, желая украсить ей свою лавку. Куклу сразу же купили с большой выгодой, и купец сразу заказал партию таких же игрушек на продажу.
Еще один известный сказ – про куклу Ауку. В нем речь идет о том, что мама, желая сделать игрушку для своих детей, пыталась сшить ее из ткани, но она быстро порвалась. Тогда она связала ее из соломы, но дети быстро растрепали и эту куклу. После она решила вырезать фигурку из дерева, и дети назвали ее Аукой. Сначала они любили ее и играли с ней, но позже забросили на печь, и она лежала без дела. Тогда отец забрал ее на ярмарку, где и продал за хорошие деньги.
В этой семье, а позже – и в других семьях этого села люди научились делать кукол из дерева не только для своих детей, но и для продажи. Таким образом, появился народный промысел резьбы игрушек из дерева. Промысел – это дело, которым занимается и зарабатывает вся семья целиком, включая детей, и этим же делом заняты все или большинство семей в населенном пункте. Таким образом, в Богородском были разработаны инструменты для резьбы по дереву, а позже выделились свои особенности и техники резьбы. Так, существует богородский нож, которым высекаются эти фигурки. Их обычно делают из треугольных брусков, что придает изделиям характерную форму. Одной из характерных черт игрушек можно назвать то, что мастера не красят их, а используют лак или даже очень мелкую наждачную бумагу. Поэтому большинство игрушек имеют светлый приятный цвет натурального дерева.
Что касается советского периода богородской резьбы, государство и идеология сильно повлияли на тематику скульптуры. Например, во время войны необходимо было вырезать не просто солдатиков, но советских солдат в форменных мундирах. Также появились такие поделки, как фигурки Ленина, Олимпийский мишка и и другие. Знатоки уверяют, что это плохо повлияло на фабрику, ведь богородская игрушка потеряла свою самобытность и некоторую схематичность.
В 1923 году мастера объединились в артель, при которой открылась школа резчиков, а в 1960 году была открыта фабрика богородской резной игрушки. Эта школа резьбы по дереву связана с именем известных мастеров Поленовой и Ворноскова, которые впоследствии основали целое течение резного дела, получившее название Абрамцево-Кудринской резьбы. Оно характеризуется комбинацией рельефной и геометрической резьбы с определенными элементами орнамента, чаще всего здесь встречаются растительные мотивы и картинки.
Пример абрамцево-кудринской резьбы.
Особенности мастерства
Наверное, не было бы такого огромного количества изделий без богородского ножа. Богородский нож назван в честь села Богородское, является основным инструментом богородской резьбы. Это нож с прямым коротким клинком.
Сейчас в Интернете много вариантов создания ножа. Примеры схем приведены на фото:
Мастера богородского дела используют нож для обтески, резки и т.д. Он простой по форме, легко изготавливается. Если хочется вырезать мордочку зверушки, ручки или глазки, то нож поможет в таком деле.
Прочтите это: Резьба по металлу своими руками: виды и необходимые инструменты
Виды изделий не поменялись со времен древней Руси. Это все тот же народный быт и сказочные звери. Поэтому игрушка имеет свою изюминку и самобытность.
“РОЖДЕНИЕ” ИГРУШКИ
Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще — детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые “чураки” самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике — женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами — стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров — дело привычное: заклеят пластырем ранку — и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 — 130 изделий.
Платят нам мало, — пожаловалась мне резчица Тамара, пожилая женщина, проработавшая на фабрике 42 года. — Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно — два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. В цехах я видела множество заготовок, будущих “медведей”, “зайцев”, “барышень” и “собачек”. Но получить представление о знаменитой богородской игрушке смогла только в музее фабрики.
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.
Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.
Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.
В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.
С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря — одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
РАБОТЫ МАСТЕРОВ
Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники. Эти работы я видела на фабричном складе и в творческих мастерских резчиков. Хотела купить часы, в обрамлении фигурок пингвинов — оказалось дороговато, около пяти тысяч.
Иногда “веселые” заказчики попадаются, — рассказывает резчик творческой мастерской Сергей Паутов. — Однажды пришел мужик, из крутых, и заказал резную ступу, в подарок теще. С намеком, так сказать. А работник русского музея в Германии попросил выполнить несколько скульптур в откровенных эротических позах. Я так и не понял, зачем русскому музею такие экспонаты. Заказывают резных чертей, и даже деревянные ботинки. Несколько лет назад приходилось делать панно — портрет Лужкова, такой подарок хотел преподнести столичному мэру бывший губернатор Подмосковья Тяжлов. Теперь вот поступил заказ на Путина и Громова.
Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы
С самого начала развития этого промысла, игрушки изображались в форме животных или людей. Фигурки не изображены статично, на большинстве из них они показаны в движении. Так, мы видим медведя, скачущего на тройке скачущих лошадей, кузнеца, бьющего молотом по наковальне, птицу, клюющую зерно.
Многие игрушки изображали людей в сфере быта, каждый занят каким-либо делом. Ряд изделий оснащен механизмами, которые приводятся в действие пружинами, другие элементы скреплены нитками, за счет чего могут двигаться поочередно, что очень интересно для детей.
Богородский стиль резьбы очень сложно спутать с другим, большинство людей знакомо с подобными игрушками, даже если и не знает, как именно называется эта резьба. Но в последнее время рынок переполнен, и появляется все больше подделок, созданных мастерами других областей, а то и вовсе китайских пластиковых безделушек. Тем не менее, богородская фабрика резного дела до сих пор живет и принимает людей на экскурсии, предлагая посмотреть на цеха, побывать в музее при фабрике и даже попробовать собрать игрушки из готовых деталей. Изделия мастеров представлены на международных выставках, в музеях, а также их изображения можно встретить в книгах и антологиях по резному делу.
ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ
Оказавшись в фабричном музее-магазине, я вновь почувствовала себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней — круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой — тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки. Я постучала молоточками кузнецов, “поклевала” курочками, “покормила” зайчика морковкой… Наш фотокорреспондент долго раскачивал баланс “кота-рыбака”, а когда деревянная лапка с удочкой начала движение, залился счастливым смехом. За развлечениями журналистов с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник.
У нас многие “впадают в детство”, — рассказала Наталья. — А когда приходят школьники, их невозможно оторвать от прилавка. Выбрать — проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки — самые лучшие: приводишь игрушку в движение — развивается рука, и грызть можно — дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден.
Федосеевская русская народная игрушка
Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.
Федосеевская русская народная игрушка
Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.
Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.
Федосеевская русская народная игрушка
Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.
Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения
Для начала стоит разобраться, что же такое матрешка, хотя для наших людей это едва ли может быть секретом. Да и за рубежом также матрешка давно стала настоящим символом русского мира, хотя происхождение этого удивительного предмета остается достаточно туманным и загадочным. Итак, матрешка – русская народная игрушка, изготовленная из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшая по размеру. Чаще всего матрешки имеют яйцеообразную форму и плоское донышко, чтобы удобнее было ставить ее, к примеру, на стол.
Для удобства матрешки являются не цельной конструкцией, а состоящей из двух частей, нижней и верхней. Именно они позволяют поместить внутрь одной деревянной куколки другую, и так, вплоть до самой крохотной. Матрешки имеют в наборе от трех предметов, и так по возрастающей. Чаще всего, эта игрушки изготавливается и расписывается в виде русской девушки в платке, однако бывают также матрешки, изображающие целые семьи, героев сказок, а не так давно, вместо этого стало модно наносить портреты известных политических деятелей, артистов и так далее.
История матрешки чрезвычайно загадочна и туманна. Эта забавная толстенькая тетенька появилась приблизительно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического, а также культурного подъема в нашей стране. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль и стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первую игрушку подобного рода выточил и разрисовал как румяную девушку из деревни, художник Сергей Малютин, который вдохновился японским изображением мудреца Фукурамы, в котором было еще несколько предметов.
Малютин сделал по-своему, фигурки у него было разные, по счету их было восемь, а последняя, неразъемная, представляла собой новорожденного, спеленатого младенчика, с закрытыми глазками. Сейчас матрешка не забыта, ее изготавливают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком и полностью посвященные матрешкам, к примеру, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и во многих других местах.
Это интересно: Раменское: краткая история города
Черты игрушки
Движущиеся игрушки, народный быт, жизнь жителей леса — основные особенности богородского промысла. Мастера богородского дела — это сказочники, которые живут в вымышленном мире. Для того чтобы создавать шедевры, нужно обладать богатой фантазией и воображением, наблюдательностью и заинтересованностью в любом деле. Очень часто мастерами становились люди, выросшие на домашних сказках.
Древняя традиция русских мастеров гласит, что успех зависит от фантазии. «Маховая» резьба — это изделия без эскизов, трафаретов, без которых сейчас не обходится любой мастер.
Характерная черта — древесина. Материалом для таких художественных изделий выступают осина, ольха и липа. Эти 3 дерева с древней Руси считают мягкими и податливыми. Например, липа не оставляет зазубрин. Некоторые шутят, что работа с ней «идет как по маслу».
Прочтите это: Резьба по дереву птицы: фото интересных идей для творчества
Вся работа напоминает сказку. Не зря символом богородского промысла, гербом выступает гроза леса — медведь. Известная работа, встречающаяся в детских мультфильмах и сказках, «Кузнецы» совмещает в себе все особенности богородской резьбы. По историческим данным, этому изделию более 300 лет.
Особенности промысла[ | ]
Богородская резьба выполняется при помощи специального «Богородского ножа».
Применяют в резьбе древесину мягких пород — липу, осину, ольху. Для того чтобы древесина осины стала мягче, ее запаривают. Брус длиной до двух метров запаривают, а затем выдерживают в течение суток в сушильной камере. После просушки опиливают торцы, на которых появились трещины. Следует выбирать для резьбы древесину без пороков, трещин, гнилых сучков и т.п.
Одним из непременных правил работы скульптора-резчика является предварительное выполнение задуманной композиции в пластилине или глине. Потом на брусок соответствующего скульптуре размера наносят контуры, по которым делают зарубку — обрубают все лишнее благодаря этому заготовка приобретает основные формы фигуры.
Затем широкими полукруглыми стамесками (30 — 40 мм) прорабатывают основные объемы скульптуры. Для мелких деталей используют мелкие стамески (5 — 25 мм). Богородский ножом отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями сострагивают тончайшую стружку. Завершающим этапом работы является обработка скульптуры мелкими стамесками, когда ее поверхность расписывают — покрывают неглубокими бороздками, передающими характер фактуры медвежьей шкуры, конской гривы, разметавшихся трав под копытами.
Богородская резьба по дереву
Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.
Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева
Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.
Основные особенности
Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.
Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку
Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.
Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления
В первую очередь, стоит сказать, что чаще всего русская народная игрушка, картинки это красиво проиллюстрируют, изготавливалась из трех видов сырья. На самом деле, даже ребенок догадался бы, о чем идет речь, так как в древности это были наиболее доступные и достаточно дешевые материалы, которые можно было применять без опаски и ограничений.
- Игрушки, изготовленные из глины, при учете и тех, к которым был применим обжиг.
- Народные деревянные игрушки, причем они могли быть как расписными, резными, так и просто с необработанной почти поверхностью.
- Игрушки народные из ткани, которые встречались несколько реже, да и распространение получили гораздо позже двух остальных подкатегорий.
Чаще всего народные игрушки демонстрировали фигурки людей, к примеру, крестьянина, попа, барыни, кузнеца, солдата, и даже черта, для большей острастки. Вторыми по популярности среди игрушек были животные, например, считающийся символом матушки России, медведь, козел, лошадка, кукушка, петушок или уточка, лебедь и так далее.
Реже игрушки изображали мифических существ, таких как русалки, водяные, лешие, жар-птицы, алконост и многое другое. Причем исторически так сложилось, что в разных регионах развились особые техники выполнения, некоторые из которых сохранились до наших дней. Удивительно, однако изготовлением народных деревянных игрушек, равно как и глиняных, и сейчас занимается довольно много увлеченных и талантливых людей, которые берегут историю и традиции предков.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу (медведь).
Ответы детей.
(Воспитатель показывает игрушку Медведя).
Воспитатель: Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское. Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку.Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка». С помощью игрушек рассказывают сказки. Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Мишка»
Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)
В свой бежит домишко (бегают пальчиками).
Забегает во двор
И калитку на запор! (сцепить руки в замок)
Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)
Наш мохнатый мишка.
Мишка очень любит спать,
Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину). Эта корзина не простая, а волшебная
В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.
Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке») и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки»). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки»). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат»). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка»). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе).
Воспитатель: Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься
Физкультминутка
Я прошу подняться вас- это раз,
Повернулась голова- это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три,
С силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.
Воспитатель: Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?
Ответы детей.
Воспитатель: А из какого села умельцы сделали эту игрушку?
Дети: Из Богородского.
Воспитатель: Из чего сделаны игрушки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит, они какие?
Дети: Деревянные.
Воспитатель: Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней красоты.
Чтоб ввести нас в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.
Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины
В той самой местности, где сейчас стоит себе город Киров, в заречной слободе, с довольно таки странным названием Дымково, появились однажды чудо-мастерицы, которые стал из глины делать поразительные фигурки животных и людей, которые по сути своей были свистульками. Историки связывают появлением такого промысла с весенним праздником свистуньи, потому изготовлением этих игрушек занимались преимущественно женщины.
Подобные дымковские игрушки делали в виде самых разнообразных животных, людей и сказочных существ. К примеру, они могли повторять образы расписных птиц, с пестрыми перьями, медведей, козликов и лошадок, девушек и парней, леших и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре были боле похожими на птичек и жили на деревьях и так далее.
Это интересно
Основной особенностью дымковских игрушек можно назвать их особенную, неповторимую статичность. Все фигурки будто неожиданно замерли, да так и остались недвижимыми. Детям нравиться яркость и живость росписи, забавные образы и занимательные сюжеты.
Матрешка
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже
Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам
Русская матрешка
В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.
Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышня-северянка).
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Матрешка
Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.
Заключение
Итак, рассказ о деревянных игрушках подошёл к концу. В завершение хотелось бы вспомнить о советских мастерах, вписавших свои имена в историю богородской резьбы. Это Балаев, Зинин, Пронин, Баринов и многие другие умельцы.
Конечно, в наш век высоких технологий предпринимаются попытки создания станков и приборов, способных полностью заменить работу мастера, но ручная резьба всё равно остаётся самой красивой и дорогостоящей.
Посмотрите на фото богородских игрушек внимательно, и вы сможете увидеть тонкую работу рук мастера, которая по достоинству ценилась с давних времени и до сих пор. Необычайный интерес представляет фантазия скульптора, который способен из простой липовой чурки создать расписную детскую игрушку. Поэтому как раньше, так и сейчас, такие забавы остаются занимательными и крайне полезными для ребёнка.