Разновидности переплетений текстильных полотен: схемы и описания

Содержание:

Содержание

  • 1 Главные переплетения 1.1 Полотня́ное переплетение
  • 1.2 Са́ржевое переплетение
  • 1.3 Сатиновое и атласное переплетения 1.3.1 Сати́новое переплетение
  • 1.3.2 Атла́сное переплетение

2 Производные переплетения

  • 2.1 Производные полотняного переплетения 2.1.1 Репс

2.1.2 Рого́жка
2.2 Производные саржевого переплетения

  • 2.2.1 Усиленная саржа

2.2.2 Ломаная саржа (обратная, шеврон)
2.2.3 Ломаная со сдвигом саржа (обратносдвинутая)
2.2.4 Ромбовидная саржа (крестообразная, лозанж)
2.2.5 Сложная саржа
2.2.6 Зигзагообразная саржа
2.2.7 Теневая саржа
2.3 Производные сатинового и атласного переплетений

  • 2.3.1 Усиленные сатины и атласы

2.3.2 Теневые сатины и атласы
3 Комбинированные переплетения

  • 3.1 Просвечивающие переплетения

3.2 Вафельные переплетения
3.3 Переплетения с продольными и поперечными полосами, клетками и квадратами
3.4 Кре́повые переплетения
3.5 Диагоналевые переплетения
3.6 Переплетения с закреплёнными настилами (рубчиковые)
4 Сложные переплетения
5 Примечания
6 Литература
7 См. также

Блестяще!

Далее рассмотрим подробности техники блестящего переплетения и выясним, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Такая работа интересует практически всех начинающих рукодельниц, ее изучают на уроках труда в школах, профильных техникумах и вузах. Так как сатиновое переплетение относится к категории простых (главных, базовых), азы ткачества, уходящего корнями в Китай XII века, доступны каждому.

«Уток» и «основа» — слова, хорошо известные не только профессиональным ткачам, но и мастерам декоративно-прикладного искусства. Уточные нити, которые называются горизонтом, укладываются поперек, а основные нити (вертикаль) размещаются продольно.

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с атласным. В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.

Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Разновидности

raznovidnosti-1
raznovidnosti-2

Атласное полотно может быть гладким и с узором. К гладким видам относятся:

  • креп-сатин. Мягкая двусторонняя ткань. При производстве используют гладкие основные нити и крученые уточные;
  • дюшес. Очень плотный и жесткий материал с мерцающим блеском. Используется для пошива свадебных нарядов;
  • обувной атлас. Используется для изготовления нарядной женской обуви.

Для многих материалов гладкий атлас служит фоном. Дополняется он узором различных способов нанесения:

raznovidnosti-3
raznovidnosti-4

  • жаккард — рисунок получается при помощи цветных нитей или других способов ткацкого переплетения;
  • печать — рисунок наносят печатными валами;
  • тиснение — узор выдавливается термовалом;
  • вышивка — рисунок вышивают на готовой атласной ткани.

По видам узоров различают следующие виды атласов:

  • Хан-атлас, Маргиланский шелк или Ханский шелк изготавливают из нитей натурального шелка разного цвета. Получаются плавные мерцающие переходы. Используется такой материал для пошива национальных костюмов в восточных странах. Одно из названий происходит от города в Узбекистане — Маргилан — один из древних центров производства шелка.
  • Помпадур — с золотистой или серебристой вышивкой, обычно темных оттенков, напоминает парчу. Назван в честь фаворитки Людовика XV.
  • Ментенон — с цветами, вышитыми на темном или светлом фоне, назван в честь фаворитки Людовика XIV.
  • Трианон — атлас с контрастным растительным орнаментом в виде крупных листьев, гроздей, букетов. Назван в честь дворцов, расположенных на территории французской деревни Трианон.

 Читайте про: экологические чистые волокна: описание видов и свойств. 

Сатины также можно разделить на виды:

  • шелк-сатин — плотный материал, особенностью которого является наличие двух сторон: изнаночная хлопковая, а лицевая — шелковая;
  • мако-сатин — 100 % хлопчатобумажная ткань без добавления иных волокон. Производится из тонких нитей с обязательным соотношением поперечных и продольных нитей — 31 к 50;
  • жаккард-сатин — ткань с рисунком с лицевой и изнаночной стороны. Рисунок получается именно благодаря ткацкому переплетению. Разновидностью является страйп-сатин с рисунком в виде полос;
  • купонный сатин — материал с нанесенным рисунком определенного размера под конкретное изделие. Например, постельное белье: пододеяльники и наволочки имеют завершенные композиции, а не просто повторяющийся узор.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.

У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Области применения

izdelie-1
izdelie-5
izdelie-8
izdelie-2

Можно смело утверждать, что на свете нет человека, не знакомого с саржевыми тканями.

 Читайте про: и в пир, и в мир: достоинства твида. 

Самые распространённые из них – это хлопчатобумажные изделия, которые с успехом выпускались в прошлом веке во французском городе Ним. Крепкий материал был закуплен удачным американским предпринимателем Леви Страусом. Ткань, не мудрствуя лукаво, назвали «из Нима», что по-французски звучало, как знакомое нам сейчас «Де Ним».

Ткань саржа: что из нее шьют

  • Из прочной ткани стали шить штаны для золотоискателей и старателей. Изделия, не имеющие износа, созданные поначалу как исключительно рабочая одежда, положили начало новой, джинсовой эре в истории моды. Сегодня саржа по-прежнему не сходит с ведущих мировых подиумов.
  • Из хлопчатобумажных тканей шьют спецодежду для работников пищевой, нефтеперерабатывающей, химической отрасти производства, медицинские костюмы, корпоративную униформу для магазинов и охранных структур, а также крепкие мешки, рукавицы и фартуки.
  • Хлопковые материи с водоотталкивающей пропиткой идут на обтягивание мебели и изготовление матрасов.
  • Из самых грубых и жёстко-рельефных типов изготавливают крепёжные ремни и абразивно-шлифовальный материал.
  • Тонкая шелковистая саржа известна как отличная подкладочная ткань.
  • Из шерстяных материй шьют костюмы, брюки, юбки, жакеты.
  • Ткань, состоящая из хлопка с добавлением эластана, хороша для дамских платьев и блуз.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы

К комбинированным схемам относят составные виды переплетений, при которых они чередуются. В этом случае происходит чередование и добивается необычный узор.

Виды с продольными или поперечными полосами

Относительно современные виды ткацких переплетений. Они интересны тем, что возможно комбинировать любые простые виды без потери их идентичности. На готовом полотне они складываются в интересные формы. Возможно добиться ромбовидного рисунка, крестообразного, квадратного и прочее.

Зачастую чередуются следующие виды:

  1. Репс смешанный с полотняным видом. Образуется аккуратная, приятная ткань, обладающая высокой прочностью. Не боится растяжений и при этом имеет характерную зернистость.
  2. Ломаная саржа с рогожкой. Получается специфическая смесь рисунка елочки и квадрата.

Комбинации выбираются произвольно, в зависимости от конкретного желаемого узора

Важно соблюдать правило разности рисунков. Рубчики должны идти в разные стороны, не перекликаться и сплетаться в один новый

Креповые схемы

Представляют собой простые схемы, но с произвольным удлинением перекрытий. В некоторых случаях они создаются методом комбинации двух разных видов плетений. Полученный узор будет похож на шелки, образованный с помощью креповой крутки.

В связи со своими свойствами, креп получается весьма капризным. Она легко усаживается даже в нормальных условиях, а при высоких температурах и влажности резко портится.

Изготовление и ГОСТы

В обычных тканях переплетение утка и основы остается постоянным, в саржевых уток смещается относительно основы

. Разный порядок смещения обусловливает ее качество и прочность. Чем больше смещение утка по отношению к основе, тем плотнее и крепче получится материал. Ткань с маленьким смещением утка получается тонкая с мелким рубчиком.

Величина смещения нитей утка определяется численным показателем, называемым раппопорт

. Он выглядит в виде дроби, где числитель – это нити основы, а знаменатель – нити утка. Если числитель будет больше знаменателя, значит саржа основная, то есть лицевой стороной будут нити основы. Если числитель меньше знаменателя – лицевая сторона уточная.

Нити основы всегда прочные и плотные, нити утка – более рыхлые. Используются нити разной толщины, поэтому материя получается разная.

В предложениях производителей и продавцов можно часто встретить обозначение «ГОСТ», например «Саржа ГОСТ черная»

. Это говорит о том, что при ее изготовлении производитель руководствовался именно ГОСТом, а не техническими условиями (ТУ). Государственный стандарт регламентирует качество, безопасность и строгое соблюдение технологии.

Виды тканей и их свойства

Состав нитей влияет на конечные свойства материи так же сильно, как и способ их переплетения. Для полотняного переплетения используются практически все виды волокна.

Самой распространённой является хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Примеры:

  • Бязь — лёгкая материя с отличными гигиеническими свойствами. Мало сминается, выдерживает множество стирок, сохраняет цвет и прочность.
  • Ситец — вторая по прочности хлопчатобумажнаяматерия после бязи. Такая же лёгкая, приятная к телу, крепко окрашивается. Преимущество ситца — невысокая стоимость, гипоаллергенность.
  • Батист — полупрозрачная ткань, созданная из кручёных хлопковых нитей.

Шёлковые ткани с полотняным переплетением не менее распространены, чем хлопковые:

  • Крепдешин — изящная материя с нитями шёлка-сырца в основе, особенности — шероховатость, плотность, лёгкий блеск.
  • Шифон — прозрачные и легчайшие материи.
  • Креп-жоржет — плотный полупрозрачный материал из кручёных нитей. Хорошо драпируется.

Лён — очень крепкое сырьё, при полотняном переплетении нитей образует материи высокой прочности:

  • Парусина — грубая материя из толстой пряжи, очень прочная, обычно обработана водоотталкивающими средствами.
  • Бортовка — очень жёсткая, несминаемая ткань.

Какие ткани полотняного переплетения можно получить из шерсти:

  • Сукно — очень плотный материал: волокна шерсти переплетаются и закрывают все промежутки между нитями. Внешне сукно напоминает войлок. Очень мягкое и крепкое полотно.
  • Фланель — шерстяная, хлопковая или смесовая материя с лёгким двусторонним ворсом. Очень мягкая, отлично сберегает тепло.

Где применяются

Основные сферы применения тканей такого плетения:

  • мужская, женская и детская повседневная одежда;
  • постельное и нательное бельё;
  • домашний текстиль;
  • элегантные наряды;
  • рабочая и защитная одежда;
  • мешки, рукавицы и другие вспомогательные изделия;
  • мебельная обивка и т.д.

Примеры использования полотен различного состава

Хлопчатобумажные ткани полотняного переплетения лучше других для пошива домашнего текстиля. Из бязи получаются лёгкие и дышащие постельные комплекты. Они приятны к телу, сохраняют тепло, устойчивы к изнашиванию. Ситец также используется для простыней, одеял и наволочек. Из материала получаются лёгкие женские летние платья и блузы, одежда для сна и дома.

Шёлковые ткани часто используются для пошива деликатной женской одежды. Из шифона получаются воздушные шарфы, накидки, детали платья. Красиво смотрятся блузы и платья из креп-жоржета, крепдешина.

Льняные материи используются в качестве прокладки для стойкости деталей одежды, в том числе верхней. В последнее время популярен лён средней и низкой плотности и для повседневной одежды.

Из сукна шьётся одежда для военных.

Из мягкой и плотной фланели получаются отличные рубашки, пижамы, постельные принадлежности.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы

Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть шелков, сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях креп сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать жаккардовые как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.

Основные характеристики материала

Особенностями технологии выработки репсового полотна обусловлены следующие характеристики этого материала:

  • Высокая прочность, плотность и износостойкость.
  • Жесткая структура рубчатого материала позволяет хорошо держать форму, сохраняя силуэт. Продольные полосы зрительно делают фигуру выше и стройнее.
  • Материал обладает высокой гигроскопичностью, отлично поглощает и испаряет влагу, пропускает воздух.
  • Репс плохо сминается, непривередлив в уходе.

Репсовая ткань очень практична и при этом удобна в носке. Она почти не растягивается и отлично подходит для создания облегающей одежды. Вместе с тем плотность материи позволяет изготавливать устойчивые складки и драпировки.

Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:

1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.

2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.

3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.

4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.

5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.

6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!

7. Его можно делать разных размеров и цветов.

8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике. Цвета и узоры при плетении могут быть различны.

Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.

Источник

Обзор материй

Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон — хлопок, лён, — так и искусственных и синтетических.

Шерстяная саржа

Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.

Примеры:

  1. Габардин — ткань из шерсти мериноса. Из неё шьют куртки, пальто, костюмы. В мебельной промышленности габардин используется как обивочный материал. Такая мебель выглядит изящно. Особенность габардина — наклон рубчика на лицевой стороне в 60 градусов и гладкая изнанка.
  2. Твид — шерстяная материя для пошива тёплых вещей, элегантных костюмов, пальто, головных уборов, сумок. Изготавливается из овечьей шерсти. Свойства твида: сохраняет тепло, не мнётся, имеет эстетичный вид.

Полушерстяная

Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.

Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность — шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.

Хлопковая

100%-е хлопчатобумажные полотна — самые плотные. Такую саржу называют суровой.

Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка — неокрашенные.

Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.

Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.

К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.

Вискозная

Вискозная пряжа добывается из целлюлозы. Тонкие вискозные материи саржевого плетения широко используются для подклада верхней одежды и головных уборов. Из ткани шьются многие элементы женского гардероба.

Простые схемы

Простое переплетение ткани, известное несколько тысяч лет называют таковым, т.к. они легче всего в ручной работе, но до сих пор популярны.

Полотняный вид

Считается самым жестким и прочным видом ткацкого переплетения. Практически не рвется, не склонен к истиранию, не боится стирки в горячей воде с отбеливателем. Ткань очень хорошо кроется и поддается шитью. Для начинающих портных и швей — лучший старт, так как край не ворсится и не расползается.

Для полотняного вида характерен шахматный порядок нитей. При нем основная нить поочередно переплетает каждую уточную, чем и создается последовательный порядок.

Если полотняное переплетение изготовлено из волокон одной толщины, то поверхность становится ровной и гладкой. В некоторых случаях используются нитки разного диаметра. Для такого полотна характерны рубчики с одной стороны.

Также встречается метод переплетения, называющийся «креп». Он образуется при высокой кучности. Таким образом получается полотно очень высокой зернистости. На ощупь чувствуется небольшая шероховатость, которая может отдавать блеском.

Полотняный вид ткется из следующих материалов:

  1. Хлопок. Из него получается ситцевая, бязевая и батистовая ткань.
  2. Лен. Парусин и бортовка.
  3. Шелк. Жоржеты, шифоны.
  4. Шерсть. Сукно.

Саржевый вид

Саржевое переплетение имеет много сходств с предыдущим типом. Однако есть 2 основных отличия:

  1. Рапорт имеет минимум 3 нитки. В переплетении полотняным образом встречается только 2. Количество нитей в тканях здесь является решающим, так как полностью меняет качество итогового полотна.
  2. При перемещении к каждому следующему рапорту, происходит сдвиг на 1 нитку.

В результате образуется характерный диагональный рубчик. Он может меняться, в зависимости от плотности. Повышенная кучность делает рубец более крутым и выраженным. При ее уменьшении, он становится менее заметным.

Они намного плотнее, тяжелее, толще, в сравнении с полотняным штрихом. Практически не поддается истиранию. Но при этом немного уступает им по прочности. Хорошо тянется (особенно при нагрузке по диагонали) и драпируется.

Атласные и сатиновые виды

Отличаются приятной, гладкой поверхностью, блеском на солнце. Эффект добивается с помощью очень редкого переплетения основы и утка. По своим качествам делится на 2 вида:

  1. Сатиновое переплетение ткани. Образовывается в том случае, если наружная сторона представлена уточными нитками.
  2. Атласное переплетение. Противоположность сатину – на наружной стороне расположены основные нити.

Несмотря на мягкость, материал очень прочный и износостойкий. Не боится стирки ручной или в машине. Позволяет легко наносить на поверхность рисунок, который не портится даже при небрежном уходе.

Переплетение эластичное. При растяжении не склонно к разрывам. При этом, сразу после этого восстанавливает первоначальную форму.

Традиционно эти типы переплетения производятся из натурального шелка с незначительным добавлением прочих материалов. Но встречаются и сугубо хлопковые или льняные ткани.

Важно заметить, что атлас очень похож на саржу. Может возникнуть вопрос «чем саржевое переплетение отличается от атласного»

Ответ в их плотности и особых диагональных полосах.

Уход за атласными изделиями

Чтобы изделия из этого материала как можно дольше сохраняли свои первоначальные качества, за ними нужно правильно ухаживать. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

Стирать руками, предварительно замочив в холодной воде. Стирка в стиральной машине не возбраняется только при условии применения деликатного режима. При последнем полоскании в воду можно добавить немного уксуса. Полоскание в слабоконцентрированном уксусном растворе поможет усилить яркость цвета.
При стирке использовать только мягкие моющие средства. Запрещено применять хлорсодержащие и отбеливающие гели и порошки.
Не тереть и не отжимать. Рекомендуется дать воде стечь с вещи естественным путем, после чего разложить ее на горизонтальной поверхности, тщательно разгладив

Перед этим следует с обеих сторон осторожно промокнуть ее чистым полотенцем.
Гладить теплым утюгом с изнаночной стороны. При глажке таких деликатных изделий лучше использовать проутюжильник

Чтобы погладить изделие из атласа, рекомендуется выбрать режим «шелк» или «шерсть». Отпаривать этот материал нельзя.
Хранить в специальных отдельных чехлах в сухом прохладном помещении. Влажная и слишком теплая среда пагубно влияет на изделия из этого материала.
Изделия из полотна, содержащего синтетические волокна, чистить исключительно сухим способом. Их чистку лучше доверить профессионалам.

Саржевое переплетение ткани: свойства, виды, где применяется

Саржей называют определённый вид ткани, но правильнее будет именовать так целую группу материй с характерным способом переплетения нитей. Саржевый тип входит в группу базовых и является вторым по распространённости после полотняного.

Такие ткани универсальны: их ткут практически из любого сырья и применяют для пошива множества видов изделий. Основная отличительная черта саржи — узор из диагональных линий, который образуется из-за частого смещения перекрытия основных и уточных нитей.

Внешний вид

Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту — это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот.

Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.

Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются гладкокрашеные, набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в ткани деним.

Разновидности переплетения

Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:

Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает уток, угол будет шире, и наоборот, когда уток больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.

Чем хороша саржа

Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:

Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.

Обзор материй

Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон — хлопок, лён, — так и искусственных и синтетических.

Шерстяная саржа

Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.

Примеры:

Полушерстяная

Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.

Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность — шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.

Хлопковая

100%-е хлопчатобумажные полотна — самые плотные. Такую саржу называют суровой.

Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка — неокрашенные.

Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.

Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.

К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.

Ткани

Этим способом производят ткани практически из любого сырья.

1. Хлопчатобумажные

Бязь — лёгкое экологичное полотно, обладающее прекрасными гигиеническими свойствами. Мало мнётся, сохраняет форму и рисунок, выдерживает многократные стирки, поэтому является одним из самых популярных материалов для производства постельного белья.

Ситец — недорогой натуральный материал, лёгкий и гигроскопичный. По степени износостойкости уступает бязи. Из него также изготавливают постельное бельё, мужские сорочки и летние женские платья.

Батист — полупрозрачное полотно, вырабатываемое из очень тонкой кручёной пряжи.

2. Шёлковые

Крепдешин — плотная тонкая ткань с лёгким блеском и шероховатой поверхностью. В основе шёлк-сырец, в утке — нити крепового кручения.

Креп-жоржет — очень красивый тонкий полупрозрачный материал высокой плотности благодаря нитям особой большой крутки. Красиво драпируется, не мнётся, поэтому очень часто используется для пошива разнообразных женских платьев.

Шифон — очень тонкое шёлковое полотно, прозрачное. Используется для пошива воздушных платьев, шарфов, штор.

3. Льняные

Бортовка — жёсткий несминаемый и не дающий усадку прокладочный материал. Такими качествами обладает благодаря специальной обработке. Используется для придания жёсткости в воротничках и других деталях верхней одежды.

Парусина — очень прочный и износостойкий материал из толстой пряжи. Обладает влагоотталкивающими свойствами.

4. Шерстяные

Сукно — плотная ткань, имеющая вид войлока. Волокна шерсти переплетаются между собой таким образом, что все промежутки между нитями закрываются.

Сатиновое плетение волокон

Особенность сатинового плетения — благородный блеск, этим он очень похож на шелковую ткань и человек неопытный легко их сможет перепутать. Но есть одно существенное отличие: сатин, в отличие от шелка, не скользит. Свой благородный блеск материал приобретает благодаря тому, что волокна сильно перекручивают, прежде чем «сплести» из них полотно. Нити пересекаются по диагонали через 2, 3 или 4. Плотность у такой ткани может быть разной, а от этого напрямую зависят его потребительские свойства и цена.

Яркий пример сатинового плетения — ткани сатин и страйп-сатин. Они прочные, износостойкие, яркие, с красивой текстурой, практически не мнутся. И справедливости ради стоит сказать, что изделия из них продаются по довольно высокой цене.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы

Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть шелков, сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях креп сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать жаккардовые как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.

Уход

  • Перед стиркой стоит вывернуть изделие на изнаночную сторону, чтобы предотвратить деформацию материала;
  • Температура воды не должна превышать показатель в 30°, дабы снизить усадку;
  • Для стирки нужно применять щадящие моющие средства для шерстяных тканей;
  • Вывести пятно поможет мягкая щетка;
  • Для сушки одежду нужно раскладывать;
  • Избегайте воздействия солнца и близости батарей во время сушки;

Самыми распространенными тканями для пошива мужских костюмов, женских пальто, юбок и платьев считаются камвольные. Они отличаются сравнительно бюджетной стоимостью и хорошими эксплуатационными качествами.

https://youtube.com/watch?v=uEGLdLQySs8%3F

2021 textiletrend.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector