Резьба по камню

Обработка камня и инструменты

Основные инструменты для резьбы по камню делятся на пять категорий:

  • Ударные инструменты для ударов — такие как молотки, топоры, тесла, бушары и зубчатые молотки.
  • Инструменты для грубой обработки камня, чтобы сформировать блок нужного размера для резьбы. К ним относятся перья, клинья и инструменты для качки.
  • Зубила для резки, такие как зубила для надписей, острия, режущие инструменты и зубила с когтями. Долота, в свою очередь, могут быть ручными и молотковыми или пневматическими.
  • Алмазные инструменты, в том числе жернова, чашки и лезвия, установленные на множество электроинструментов. Иногда они используются на протяжении всего процесса резьбы от черновой работы до окончательной отделки.
  • Абразивные материалы для удаления материалов — такие как карборундовые блоки, сверла, пилы, шлифовальные и отрезные круги, водно-абразивные машины и инструменты для правки, такие как французские и английские драги.

В более продвинутых процессах, таких как лазерная резка и струйные горелки , используется внезапная высокая температура в сочетании с охлаждающей водой для раскалывания каменных чешуек. Другие современные процессы могут включать станки с алмазным канатом или другое крупномасштабное производственное оборудование для удаления больших участков нежелательного камня.

Использование стамески для резьбы по камню возможно несколькими способами. Два из них:

  • Удар каменщика, при котором плоское долото используется под углом примерно 90 градусов к поверхности в организованном проходе. Он разбивает камень под собой, и каждый последующий проход опускает поверхность.
  • Буквенный ход, при котором долото используется вдоль поверхности под углом примерно 30 градусов, чтобы прорезать под существующей поверхностью.

Есть много типов и стилей инструментов для резьбы по камню, каждый резчик сам решает, какие инструменты использовать. Традиционалисты могут использовать только ручные инструменты.

  • Надписные долота для начертания мелких штрихов создают детали букв в более крупных приложениях.
  • Резные долота «рыбий хвост» используются для создания карманов, впадин и для сложной резьбы, обеспечивая при этом хорошую видимость вокруг камня.
  • Кладочные стамески используются для общей формовки камней.
  • Инструменты с каменным острием используются для черновой обработки поверхности камня.
  • Инструменты с каменными когтями используются для удаления выступов и впадин, оставшихся от ранее использованных инструментов.
  • Инструменты для забивки камня используются для удаления большого количества камня.
  • Кусачки для камня используются для раскалывания камней путем проведения линии вдоль камня прогрессивными ударами до тех пор, пока камень не расколется вдоль линии.

Пневматические молоты с электроприводом облегчают тяжелую работу. Пневматические инструменты для резьбы позволяют быстрее обрабатывать камень. Пневматические молоты (такие как Cuturi) производят тысячи ударов в минуту по концу инструмента, который обычно изготавливается или модифицируется в соответствии с назначением. Этот тип инструмента позволяет «сбрить» камень, обеспечивая плавный и последовательный ход, позволяя обрабатывать большие поверхности.

Среди современных видов инструментов можно выделить два основных резьбы по камню:

  • Инструменты из термообработанной высокоуглеродистой стали — обычно кованые
  • Инструменты с наконечниками из карбида вольфрама — как правило, кованые, шлицевые и твердосплавные пластины, впаянные пайкой, чтобы обеспечить более твердую и долговечную режущую кромку.

Необходимые инструменты

Итак, материал выбран. Теперь необходимо подготовить инструменты.

Имейте в виду, что при работе обязательно нужно использовать пылезащитную маску. Наилучшим вариантом защиты дыхательных путей будет респиратор. Чтобы уменьшить количество пыли, перед началом резьбы смочите камень водой. Также, во избежание попадания кусочков камня в глаза, надевайте защитные очки.

Не забудьте про перчатки. Приобретите хорошие молоток, долота и напильник.

Молоток должен иметь две плоские поверхности. Таким гораздо легче наносить частые удары по зубилу. Самым главным долотом является плоское долото, с металлической поверхностью с обеих поверхностей. Зубчатое долото — не обязательный инструмент, но он может значительно облегчить процесс выпиливания тонких деталей.

Финишный вид изделию придается напильником. Камень выбран, защитные средства готовы, инструменты найдены. Следующий шаг – эскиз изделия. Далее нанесите эскиз мелом на сам камень. Отмечайте линии на всех сторонах камня. Помните, что изделие будет трехмерным.

Прочтите это: Резьба по дереву фрезером своими руками: учимся с удовольствием

Геммы как объект коллекционирования

Геммы всегда были дороги и желанны. К их поклонникам причисляли себя богатые граждане Античного мира, императоры, короли, римские папы.

Делом чести и престижа у аристократии считалось создание личной дактилиотеки.

Россия

Российские монархи были неравнодушны к геммам. Их собрания хранятся в топовых музеях обеих столиц.

Как пример, глиптика эрмитажного собрания:

  • Коллекция зародилась в XVIII веке с благословения Екатерины II. Императрица была страстным собирателем и шутливо признавалась, что поражена «камейной болезнью». Она купила легендарное собрание гемм герцога Орлеанского, которое передала музею.
  • Жемчужина коллекции глиптики в Эрмитаже – камея «Гонзага». Ее уникальность двойная: трехцветность плюс парный портрет. Гемму подарил музею император Александр I, получивший ее от супруги Наполеона Жозефины.
  • После революции 1917 года собрание Эрмитажа пополнили национализированные дактилиотеки дворянства: Шуваловых, Юсуповых, Строгановых.
  • С 1964 года в коллекцию влилась глиптика (более 260 гемм) минералога Георга Леммлейна.

В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) хранится глиптика мастеров Двуречья (4-3 тысячелетия до нашей эры). Это цилиндрики из кварца, халцедона, яшмы с текстами и изображением людей и животных.

Камеи

Музеи закупают глиптику современных российских мастеров. Это единичные приобретения, действительно произведения камнерезного искусства.

Мир

Со времен древних цивилизаций геммы были в фаворе у знати:

  • Римский император Август носил перстень с инталией-сфинксом, затем камею с портретом Александра Великого (Македонского).
  • Юлию Цезарю принадлежала камея с изображением Венеры и перстень с портретом Аполлона.
  • Солидной дактилиотекой владел эксцентричный правитель Рима Нерон.
  • Камея «Гонзага» побывала в руках норвежской королевы Христины, Наполеона, Папы Римского, императора Александра. И оказалась в Эрмитаже.

Кубок Птолемея

Собрания гемм музейного уровня есть в сокровищницах правящих королевских домов Европы.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью

Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:

  • Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
  • Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
  • Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
  • Вместо чертилки можно использовать мелок.

С чего начать работу

Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:

  • для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
  • для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
  • художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).

Нужные инструменты

Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:

  • Молоток.
  • Долото или зубило.
  • Напильник.

Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.

У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:

  • кувалду (для работы с объёмным материалом);
  • кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
  • отбойный молоток (обтёсывает камень);
  • стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
  • столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
  • щётку (шлифует изделие);
  • скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
  • чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
  • фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).

Подбор материала для резьбы

В первую очередь стоит выбирать мягкие и доступные материалы. Для их обработки не понадобится много инструментов. Самые популярные камни для работы начинающим — это стеатит, алебастр или гипс. Такие заготовки легко найти в строительных и художественных магазинах.

Следующим этапом перед обработкой будет выявление трещин. Чтобы их заметить, необходимо смочить заготовку. Если вы нашли изъяны и они немалых размеров, то такой материал нежелательно использовать. Ведь в дальнейшей обработке ваша задумка может раскрошиться.

И последнее, что стоит знать начинающему, — правильный подбор размера. Заготовка должна быть больше самого эскиза, так как в процессе обработки будут удаляться лишние детали. Благодаря этому новичок не будет бояться за конечный результат.

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

Ручные Механические Для начинающих
Широкие, острые и тупые стамески Граверы, фрезы разной формы и размеров Молоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильники Шлифмашинка Плоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструмент Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла Зубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка Шаблоны рисунков, трафареты
Закольники Пневматическое зубило Набор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Пневмо — и электроинструмент

Использование механизированного инструмента позволяет ускорить и облегчить резку камня (кирпича), особенно при объемных работах, также это дает возможность обрабатывать более сложные конструкции. Пневматический инструмент универсален и долговечен, здесь часто применяются всевозможные шлифовальные машины, в том числе и УШМ (болгарки) с насадками.

Также в мастерских в ходу бывают пневмомолотки и пневмозубила, с помощью их можно высекать из глыбы скульптуру, значительно экономя время, но необходимо особое мастерство, так как можно отколоть лишний осколок, и тогда задуманное не получится. Посредством граверов выполняется зачистка и шлифовка каменной поверхности, еще для шлифования может понадобиться бормашина по камню.

Другие популярные инструменты, которыми можно пользоваться – это отрезные пилы, фрезы, для гравировальных работ, выполняемых с ювелирной точностью, применяются электрические машинки-матовки, например, модель Drim 2. В своей профессиональной деятельности каменщики еще используют отбойный молоток, скарпель, кирку с острым концом для раскола прочного и твердого материала.

Разновидности

Резьба по кирпичу

Этот подвид резьбы является одним из самых красивых способов работы с камнем. Ключевой инструмент — это напильник любой формы и размера. Наилучшим вариантом считается специальное орудие с алмазным напылением. С помощью такого инструмента, вы сможете обрабатывать практически любые камни. Цена на такое удовольствие, конечно, не маленькая, но результат не заставит себя ждать и потраченные средства того стоят. Данная обработка не требует много усилий — вам всего-то нужно высушить кирпич на протяжении нескольких дней, покрыть латексной шпаклёвкой и повторить эту процедуру при высыхании ещё раз, выбрать из специальной карты элементы вашей поделки и приклеить их с помощью клея ПВА. В конце всё окрасить и наслаждаться результатом.

Существует несколько способов обработки кирпича:

  1. С помощью обжигающей машины, мы разогреваем камень до тысячи градусов по Цельсию. На термически обработанной плите плавится верхний слой, но структура не меняется.
  2. Поцарапанный кирпич — при этой обработке заметно меняется фактура кирпича и на камне образуются небольшие царапины. В случае если вы сделаете какой-то рисунок на поверхности, стороны будут немного несхожи, но при этом неповторимы. Этот способ считается самым современным и эффективным.
  3. Отполированное зеркало — столь необычное название этот способ обрёл за счёт того, что передняя часть работы выглядит действительно как зеркало, а сам рисунок, даже если выходит немного размытым, вписывается в общую картину.
  4. Данный способ является противоположностью предыдущих. Это старение обычного кирпича. Делается это с помощью нанесённой на раскалённую плиту кислоты и недлительным выжиганием.
  5. Природное покрытые — так же как старить кирпич, ему можно придавать виду натурального, массивного камня. Делается это только вручную, но результат вы не сможете отличить от настоящего булыжника.
  6. Симметричная неровность — с помощью такой обработки вы можете сделать уменьшенный прототип скалы прямо у себя дома, используя при этом ручные инструменты (резцы и все остальное) и сохраняя нужную структуру породы.

Художественная резьба

Это, по сути, и есть те «изящные каменные формы», которые так трудно делать новичкам. Данная разновидность считается самым благородным и сложным видом искусства. С помощью художественной резьбы по камню можно сделать различные комбинации при оформлении интерьеров. На сегодняшний день множество компаний занимается поделками из гранита и мрамора. Между ними существует некая различность, поскольку гранит используют для уличного интерьера, а мрамор для внутренних деталей. Для художественных работ по камню используют породу различной твёрдости, самые разные материалы, и инструменты куда серьёзнее чем в обычной каменной резьбе.

Борнуковская резьба

Эта резьба славится своей самобытностью и уникальностью. Каждый мастер делает фигуры по-своему и вам не удастся найти аналогов среди других работ. Особенностью этой разновидности является то, что используются объёмные формы и анималистический стиль. Делают такие фигурки из бело-розового или голубоватого ангидрида, природного алебастра нежно-жёлтого и розового оттенка, а также монокристаллического гипса с гладкой, блестящей поверхностью. Мастерство — это непростое и требует большого терпения и умелости резчика.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Подготовка к резьбе

На первом этапе продумывают и рисуют эскиз будущей картинки. Обычно ее делают на бумаге, потом лепят изделие из глины или пластилина в натуральную величину и продавливают на нем изображение.

Совет! Работать с мелкими элементами стоит только если есть опыт. Вначале нужно практиковать лишь легкие абстрактные рисунки.

Далее камень готовят к резьбе – придают ему нужную форму. Действуют молотком, другими инструментами, сколы и неровности стачивают напильниками

Работают осторожно, чтобы не появилось трещин

Предварительная обработка камня

Финишное шлифование и полирование делают наждачкой с разной степенью зернистости. Регулярно сбрызгивают камень водой в течение всего процесса обработки.

Особенности такого декора

Поскольку камень производится из искусственных материалов на фабриках, производитель может придать ему любую форму и любой размер. Например, для дизайна интерьера используют разнообразные мелкие камни, светящиеся в темноте, а для выкладки садовых дорожек можно создать на заказ флуоресцентную плитку, или разложить вдоль тропинки большие декоративные булыжники, светящиеся в темное время суток.

Второе достоинство такой необычной подсветки – отказ от электроэнергии или существенная ее экономия, если в светящиеся камни встроены светодиоды. Участок, дорожки на котором выложены светящиеся в темноте булыжником, будет подсвечен ночью вне зависимости от того, есть электроэнергия, или нет, и на счет за свет создание декоративной подсветки территории не повлияет.

Инструменты

Как и для каждого дела, тут очень важным элементом является правильный выбор материалов и инструментов. Для человека, который делает это впервые, легче будет творить на мягком камне. И стеатит очень хорошо подходит под это описание. А для большей стойкости и податливости вашего эксперимента, рекомендуется использовать алебастр или строительный гипс. Так вы сможете потратить минимум нервов во время работы и намного дольше любоваться тем, что получилось. Также у гипса есть целая палитра нежных оттенков и скульптура получится намного эстетичнее.

Прежде чем работать, не забывайте проверять своё полотно для творения на наличие трещин. Дело в том, что камень сам по себе очень хрупкая и непредсказуемая порода — одно неправильное движение, и все ваши старания пойдут насмарку. Все изъяны лучше всего можно рассмотреть на мокром камне — так что перед работой следует его хорошенько намочить. Размер тоже имеет значение, поэтому учитесь сразу выбирать камень нужной величины.

А теперь перейдём непосредственно к самим инструментам. Для этого вам понадобится:

  • пылезащитная маска;
  • защитные очки;
  • перчатки (если вы работаете с большими камнями);
  • хороший отбойный молоток, долота и напильник;
  • немного фантазии и терпение.

Каменная скульптура

Династии Тан Лэшань Гигантский Будда , около Leshan в Сычуань провинции, Китай . Строительство началось в 713 году и было завершено в 803 году. Это самый большой в мире высеченный из камня Будда .

Барельеф , конец XIX века н.э. Известняк . Бруклинский музей

Вырезание камня в скульптуре — занятие древнее самой цивилизации. Доисторические скульптуры обычно были человеческими формами, такими как Венера Виллендорфская и безликие статуи кикладских культур . Более поздние культуры изобрели в камне формы животных, человека-животных и абстрактные формы. Древние культуры использовали абразивные методы, а современные технологии используют пневматические молотки и другие приспособления. Но на протяжении большей части истории человечества скульпторы использовали молоток и долото в качестве основных инструментов для резьбы по камню.

Процесс начинается с выбора камня для резьбы. Некоторые художники вдохновляют сам камень; Ренессанс художник Микеланджело утверждал , что его работа должна была освободить человеческую форму в ловушке внутри блока. Другие художники начинают с уже задуманной формы и находят камень, дополняющий свое видение. Скульптор может начать с создания модели из глины или воска, набросав форму статуи на бумаге или нарисовав общий контур статуи на самом камне.

Готовясь к резке, художник обычно начинает со скалывания больших кусков ненужного камня. Это «черновой» этап процесса лепки. Для этой задачи они могут выбрать остроконечное долото , которое представляет собой длинный, здоровенный кусок стали с острием на одном конце и широкой ударной поверхностью на другом. На этой ранней стадии также можно использовать инструмент качки; которое представляет собой клиновидное долото с широким плоским краем. Инструмент для качки полезен для раскалывания камня и удаления больших нежелательных кусков. Эти два долота используются вместе с молотком каменщика .

Как только общая форма статуи определена, скульптор использует другие инструменты для уточнения фигуры. Зубчатое долото или долото с когтями имеет несколько поверхностей для выдавливания, которые создают параллельные линии в камне. Эти инструменты обычно используются для добавления текстуры к фигуре. Художник может обозначить определенные линии, используя штангенциркуль для измерения площади камня, на которую нужно воздействовать, и пометив область удаления карандашом, углем или мелом. Резчик по камню обычно использует более мелкий удар на этом этапе процесса, обычно в сочетании с деревянным молотком .

В конце концов скульптор превратил камень из грубого блока в общую форму готовой статуи. Затем используются инструменты, называемые рашпилями и рифлерами, для придания окончательной формы форме. Рашпиль — это плоский стальной инструмент с грубой поверхностью. Скульптор широкими размашистыми мазками удаляет лишний камень в виде мелких сколов или пыли. Рашпиль — это меньшая разновидность рашпиля, с помощью которой можно создавать такие детали, как складки одежды или пряди волос.

Завершающий этап процесса резьбы — полировка. В качестве первого шага в процессе полировки можно использовать наждачную бумагу или наждачную ткань. Наждак, камень, который тверже и грубее, чем материал для скульптуры, также используется в процессе отделки. Это истирание или стирание подчеркивает цвет камня, выявляет узоры на поверхности и добавляет блеск. Оксиды олова и железа часто используются для придания камню внешнего вида с высокой отражающей способностью.

Скульптуры могут быть вырезаны как прямым, так и косвенным способом. Косвенная резьба способ резьбы с помощью точной глины, воска или гипсовой модель, которая затем скопированная с использованием компаса или пропорциональных разделителями или указательной машиной . Метод прямой резьбы — это способ резьбы более интуитивно понятным способом, без предварительного создания сложной модели. Иногда делается набросок на бумаге или черновой глиняный набросок.

Геммы: каменные «подписи» бронзового века

Искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, то есть глиптика, является вторым по значимости источником информации о минойской цивилизации. А по количественному показателю найденных артефактов этот вид произведений искусства сильно опережает любые другие археологические находки на Крите.

Большое количество печатей или, как принято называть их в англоязычной терминологии, sealstones, объясняется в первую очередь тем, что они выполняли очень важную функцию и были широко распространены в минойском обществе. По сути эти маленькие геммы были эквивалентом личной подписи. Их носили на кожаном или текстильном шнурке на запястье или на шее, чтобы, например, любой мастер мог маркировать свою продукцию, подписать договор или пометить товар. Так могли «запечатываться» двери и сундуки, глиняные сосуды с вином, маслом или косметикой.  Особенно распространены каменные геммы или золотые ювелирные украшения схожей функциональности были среди придворных, чиновников, высших слоев минойского общества. Это круглые, овальные, миндалевидные и даже цилиндрические геммы из разных материалов: кости, стеатита, полосатого агата, оранжевого сердолика, гематита, яшмы, халцедона, лазурита, горного хрусталя, аметиста, обсидиана и других.

Самые ранние образцы подобных печатей найдены на территории Месопотамии и относятся к Халафской культуре (6100  — 5100 лет до н.э.), а самыми известными широкой публике являются, конечно, египетские скарабеоиды. Что касается территории современной Греции, самые древние геммы были найдены в так называемом «Доме с черепицей» в Лерне (2500—2300 гг. до н. э.), который, возможно, было дворцом или административным центром того периода, когда до прихода ахейцев здесь обитали пеласги и минийцы (не опечатка, не путать с минойцами=).  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector