Еврейская шапочка: как называется и описание

История еврейского костюма

Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.

В изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху — шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота, стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.

С наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик.Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.

Обычай ношения ермолки и его истоки

Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме

Консервативные иудеи

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом. Нигде в Торе или Талмуде евреям не предписано обязательно покрывать голову. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным. Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве. Неевреи могут надеть ермолку при посещении синагоги или иудейских священных мест, в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.

Кипа, украшенная рисунками

Денис Давыдов в казакине и ермолке

В ортодоксальном иудаизме женщины никогда не надевают кипы, но замужние еврейки покрывают голову платком или париком (после замужества лишь муж может видеть волосы женщины). Хотя согласно традиции кипа — исключительно мужской головной убор, в некоторых современных течениях иудаизма женщинам не возбраняется надевать кипы.

Кишинёвский еврей, около 1900 год

Существуют различные виды ермолок и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из 4 или 6 клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой. Белые кипы (вайсе ярмулке) носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом, хасиды Реб Ареле, называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения «Хабад» носят чёрную шестиклинную кипу. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Белая кипа с кисточкой

Женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием ермолок, которые затем продаются в Израиле.

Символизм

Хотя существует строгий религиозный обычай, когда мужчины-евреи покрывают голову , с точки зрения еврейского закона использование штреймеля в качестве головного убора не имеет никакого религиозного значения. Тем не менее, ношение двух головных уборов (штреймель всегда надевается поверх ермолки ) считается дополнительным духовным достоинством, а наличие прекрасного мастерства добавляет украшения и почетности обычаю. Такой головной убор носят в особых случаях (например, в Шаббат ), в синагоге или должностными лицами, такими как раввины.

Согласно раввину Аарону Вертхайму, раввин Пинхас из Кореца (1726–1791) заявил, что «аббревиатура Шаббата звучит так : Штреймел бимком тфилин — штреймел заменяет тфилин ». Поскольку носить специальную одежду на Шаббат является формой освящения, среди хасидов из Галиции и Венгрии штраймл связано с святости Шаббата, короны , такие , как носили роялти, который улучшает и украшает Шаббат.

Арнон утверждает, что количество меха, использованного при изготовлении штреймеля, имеет определенное значение. Обычными числами являются 13, 18 и 26, соответствующие тринадцати атрибутам милосердия , числовому значению ( гематрия ) слова «жизнь» (на иврите : חי ) и числовому значению Тетраграмматона . Современный штреймлах может включать большее количество хвостов. По крайней мере, один мастер создает штреймелач с 42 хвостами, символизирующими 42-буквенное Божественное Имя.

Ортодоксальные евреи мужского пола могут быть очень консервативными в отношении головных уборов, а некоторые традиционные евреи все еще носят шляпы или хомбурги . Хотя традиционный еврейский головной убор имеет нееврейское происхождение и имеет определенные исторические и географические корни, его продолжают носить традиционные евреи, даже когда неевреи в стране происхождения уже давно перестали его носить.

Разновидности

Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки.

Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.

Отличительная черта этой накидки в том, что она, хоть и выглядит, как верхняя одежда, но носится не только поверх, но и под рубашку. Главное, чтобы кисти располагались поверх брюк.

Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника. Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.

Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.

Детский костюм для девочек практически не отличался от взрослого наряда. Платье также было достаточно закрытым, но более коротким. Мальчики до тринадцати лет не носили накидку «цитит». Ее позволялось носить только тем, кто достиг совершеннолетия, отпраздновав бармицву. Именно после этого события мальчик считался мужчиной.

Что такое штетл?

Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, пре­иму­щественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуаль­ного омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.

Местечко Броды. Литография Карла Ауэра. 1830-е годы

Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.

Само слово «штетл» происходит от немец­кого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».

Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. Какие-то местечки оста­лись как небольшие городки или поселки городского типа.

КИПиА в бытовой технике

Посмотрите на любой прибор, которым вы пользуетесь дома. Будь это стиральная машина или обычный утюг. Во всех них установлены приборы, измеряющие тот или иной параметр, контролирующие его и по необходимости изменяющие. Во многих из них контролируется горячая вода, особенно это касается системы отопления (котлы, радиаторы). Есть приборы, в которых контролируется воздух – кондиционеры, конвекторы. Или электричество (напряжение и сила тока), к ним относятся утюги, мультиварки, масляные отопительные радиаторы и так далее.

Приборы такого типа установлены и в бытовой технике, например в утюге они контролируют уровень нагрева

Современные автоматизированные системы состоят в основном из микроконтроллерных схем. Они, в свою очередь, пришли на смену управляющим блокам, в составе которых были схемы с малой интеграцией. Это позволяет сегодня автоматизировать любой процесс, любую установку и даже самый маленький по габаритам прибор. То есть, границы открылись до бесконечности, что очень радует.

Сюжет

Эсти. Кадр из сериала «Неортодоксальная». 2020 год

19-летняя Эсти (Эстер) Шапиро живет с мужем в Вильямсбурге, районе Брук­лина (Нью-Йорк), населенном сатмарскими хасидами — ультраортодоксаль­ными евреями. Брак несчастливый: спустя год после свадьбы у Эсти нет детей, и это не нравится свекрови, которая постоянно вмеши­вается в жизнь сына. Свекровь недовольна не только отсутствием детей: она жалеет, что согласилась на брак ее сына с Эсти — дочерью алкоголика и непу­тевой матери. Эсти между тем мечтает заниматься музыкой и жить в свобод­ном мире. Она сбегает без ве­щей и почти без денег в Берлин — там живет ее мать. Муж Эсти, Янки, узнаёт, что она беременна, и отправля­ется вслед за ней.

Сериал основан на автобиографической книге Деборы Фельдман «Неорто­док­сальная: скандальный отказ от моих хасидских корней» (2012), но отнюдь не копирует историю, рассказанную в первоисточнике. В этом разборе речь идет только о сериале и о том, насколько изображенные в нем реалии типичны для современных ультраортодоксальных еврейских общин.

Обычай ношения ермолки и его истоки

В статье о происхождении и смысле кипы, размещенной на интернет-портале Jewish.ru, сказано, что с давних времен она надевалась в моменты общения с Господом — на молитву, для произнесения благословений, во время изучения Торы.

Но существуют фрески в синагоге города Дура-Эвропос (он находится на территории современной Сирии). Надпись, сохранившаяся в строении, указывает на дату постройки — середина 3 в.н.э.

На фресках изображены библейские персонажи (очевидно, с библейским же запретом изображать их иудеи еще не считаются). Моисей, Йосеф, Яаков, Самуил, совершающий помазание на царство царя Давида (религиозный обряд, благословение!) — все без головных уборов!

Более того, трактат «Софрим» («Книжники) 8-го в. н.э. разрешает утром молиться в синагоге, не покрыв головы!

Обычай (именно обычай, ибо ни Тора, ни Талмуд не предписывает иудеям обязательно покрывать голову) широко распространился лишь в Средневековье — он четко отделял иудеев от прочих народов, в чьей среде они жили.

И напоминал и им самим, и окружающим: необязательно быть священнослужителем, каждый иудей ежечасно находится под властью Господа и ценит Его волю и мудрость выше собственной головы.

Что происходит сегодня? Ортодоксальный иудей носит кипу постоянно (ее ношение предписывается в их среде даже мальчикам, только начавшим ходить — проследить за этим обязаны родители), хасиды иногда спят, не снимая ее, традиционалисты и консерваторы надевают ее в синагогу и на время принятия пищи, реформисты не видят необходимости ее носить.

В иное время они носят ее где угодно, но не на макушке (в кармане, в сумке, в бардачке автомобиля) — вдруг понадобится! Людям неиудейского происхождения и вероисповедания не возбраняется надеть ермолку, если они желают выказать уважение к еврейским обычаям.

Женщины из ортодоксальной среды кипу не носят, но покрывают волосы платками или даже париками. А вот еврейки из консервативных кругов иногда носят!

Современному раву Ашеру Кушниру задал вопрос человек, начавший брать уроки Торы и носивший кипу в кармане (надевая лишь на время уроков) — допустимо ли это? И должен ли он носить ее постоянно?

Рав ответил, что духовное важнее внешнего. И потом, надев кипу на постоянной основе, его собеседник обозначит себя как религиозного иудея — а это серьезная ответственность! Люди уже не скажут: ты поступил недостойно.

Они скажут: религиозные иудеи так не поступают. Рав советует: пока человек еще не готов к принятию такой ответственности, пусть носит кипу в кармане. А когда почувствует готовность — пусть наденет, да так, чтоб никаким ветром не сдуло!

Разновидностей ермолок больше, чем течений в иудаизме. Конфессиональную принадлежность иудея легко узнать по кипе.

Сефардская традиция позволяет носить вышитую или вязаную, допустимы разноцветные нитки.

Хасиды прячут кипы под шляпами, а часть их «парадной формы» —штраймл — это роскошная ермолка черного бархата с оторочкой из пушистых соболиных или лисьих хвостов.

Белую кипу носят каббалисты, шестиклинку черного сукна — хабадники. «Вязаная кипа» — обычное прозвище «современного ортодокса». Существуют даже кипы из кожи — их носят «неортодоксальные» иудеи из США.

Ультраортодоксальные иудеи зашли дальше всех и считают, что ношение одной лишь кипы — так себе благочестие, и обязателен покрывающий ее головной убор. Или следует накидывать сверху талес — молитвенное покрывало с кисточками.

Правила ношения

Если ермолка шилась по классической технологии, она обладает весьма внушительном весом и в дополнительной фиксации не нуждается. Кипа будет сама собой держаться на голове. Раввины же рекомендуют надевать головной убор перед зеркалом. Такие действия следует выполнять до того момента, пока кипа не будет сидеть на макушке максимально прочно.

Также есть еще одно убеждение. Если в течение всей ночи шапочка не спадет с головы, значит, ее размер подобран идеально. Правда, зачастую изготовленные из легкой материи шапки не могут надежно зафиксироваться на волосах и попросту слетают. В таких ситуациях принято использоваться заколки.

Особый интерес вызывает фиксация шапки на идеально выбритой голове. При обычном надевании она может слетать. В таком случае ее фиксируют с помощью двухстороннего скотча или же изготовленной из силикона резинки.

Дети, которые много проводят времени на улице и проявляют максимальную активность, поверх шапочки надевают бейсболку. Таким образом ермолка оказывается надежно зафиксирована и отпадает необходимость в применении заколок.

Какие еще национальные еврейские головные уборы существуют

Иудейская шапка является далеко не единственным головным убором среди евреев. Поверх нее может надеваться каскет, дашек или черная еврейская шляпа. Вариаций подобных изделий насчитывается не менее тридцати. Например, хасидские ребе могут использовать колпик, который изготавливается из коричневого меха.

Среди потомственных иудеев Йерушалми классической является еврейская шляпа плуш. Она также известна под названием фликер-теллер, что переводится, как летающая тарелка. Характерными ее особенностями считаются довольно низкие тулья, не превышающие десяти сантиметров, а также широкие поля. Нередко при их пошиве используется велюр, визуально схожий с коротким черным мехом. Подобными характеристиками также обладает самет.

Также отдельного внимания заслуживают киппоты. Это обычная шляпа, которую принято в определенных диаспорах носить в религиозных соображениях. Тюбетейка идиш представляет собой войлочный или сатиновый колпачок, оснащенный подкладкой из хлопка. Среди мужчин популярны не только кипы, но и шляпы, а также меховые шапки.

Замужние дамы покрывают голову платком. Волосы у них считаются продолжением тела и созерцать эту красоту можно исключительно мужу. Также в качестве головного убора может использоваться шейтель. Это парик, изготовленный из волос.

Кипу нельзя назвать обычной шапочкой, благодаря которой ее владелец выделяется из общей массы. Она является своеобразным символом, указывающим на скромность, смирение и преклонение перед Богом. Головной убор также демонстрирует принадлежность к той или иной общине, указывает на происхождение мужчины.

Меховые ушанки

Ушанки из меха – привычный и всем знакомый вид шапок. Изготавливаются из норки, чернобурки, кролика, овчины, каракуля, енота, лисы, а также из искусственного меха – вариант для фанатов эко-стиля или бохо, где не приветствуется использование одежды из животных.

Модные шапки-ушанки из натурального меха предлагает российский бренд Kussenkovv – тут и соболь, и стриженая норка. Эти ушанки отличаются изящностью и женственностью, поэтому отлично впишутся в деловой стиль.

@kussenkovv

Норковая шапка ушанка помимо мягкой, обтекаемой формы имеет двойной козырек – выглядит официально, слегка по-военному.

@kussenkovv

Шапки ушанки из овечьего меха более воздушные, легкие. Они прекрасно сочетаются с летящим платьем под пальто и изысканными сапожками на каблуке.

@furlandhats

Стильные, будто позаимствованные у элиты с горнолыжных курортов ушанки есть у Ralph Lauren. Вписать такой фасон можно, конечно, не только в спортивный лук, но и в любой другой. Хорошо будет смотреться шуба и шапка ушанка такого фасона или пуховик.

Бренд TopTop применяет для производства своей стильной и яркой ушанки экомех – модный аутфит без вреда животным. Чтобы создать стильный casual-look сочетай шапку с меховым пальто, свитером крупной вязки и джинсами. На ноги можно надеть высокие сапоги или популярные в этом сезоне челси.

Женская шапка с ушками из стриженной норки в белом цвете от Kiton – то, что нужно для повседневного образа. Можно просто надеть джинсы, свитер и пуховик и отправляться покорять мегаполис без страха замерзнуть.

Теплая и практичная шапка от Moncler из искусственного меха – то, что нужно для любителей активного отдыха. Модель имеет шнурки, которые можно завязать под подбородком или на макушке. В ней не страшен не ветер, не снег – можно даже в горы пойти, если выбрать правильный пуховик.

Также у Moncler есть менее объемная модель с козырьком из искусственного меха, стилизованного под овчину. Козырек крепится на кнопке и при необходимости отстегивается.

Классические меховые ушанки, будто родом из детства – то, что нужно для образов с намеком на этно. Они великолепно смотрятся с пончо и свитерами на этнический манер, а еще хорошо вписываются в скандинавский стиль.

Также в этно впишется меховая шапка-ушанка с тематическим принтом – сложно представить, куда такая подойдет больше, чем в этнический образ.

Мало распространенная шапка – из натурального меха волка. Отличительная особенность такой шапочки – способность согревать в холодное время года. Смотрится она, конечно, необычно, но в сочетании с теплым свитером, пуховиком и унтами подойдет даже для суровой сибирской зимы.

Разнообразие кип

Сейчас шапочка иудея представлена в разных вариациях. Изделия отличаются друг от друга материалом, формой, размером, а также декором и покроем. Среди основных разновидностей при этом можно выделить следующие:

шесктиклинка. Основа изготавливается из бархата. Для создания подкладки применяется полиэстер. Нередко край обрабатывается с помощью каймы;

четырехклинка. Изготавливается по такому же принципу, что и шестиклинка, но в данном случае клиньев всего четыре. Иногда вместо бархата при пошиве используется замша;

цветная. Шьется из бархата. Как правило, носится детьми;

бресловская. Головной убор евреев вяжется из белоснежных толстых ниток и украшается мантрой. Вышивка может быть черной и синей;

  • хабад-любавич мешихит. При пошиве применяется терилиновая материя черного цвета. В качестве украшения выступает мессианский девиз;
  • териленовая. Визуально схожа с бархатной, но шапочка на голове более комфортна и обладает меньшим весом;

бухарская. Обладает более внушительным размером, чем все остальные разновидности, украшается с помощью вышивки;

сатиновая. Такие головные уборы выбирают реформаторские и консервативные иудеи.

Еврейский закон

Галахические власти спорят о том, нужно ли постоянно носить кипу. Согласно Рамбаму , еврейский закон предписывает мужчине покрывать голову во время молитвы.

В неправославных общинах некоторые женщины также носят кипу, и у людей разные обычаи относительно того, когда носить кипу — во время еды, молитвы, изучения еврейских текстов или входа в священное место, такое как синагога или кладбище. Исторически реформаторское движение было против ношения кипы, но в последние годы стало более распространенным и приемлемым для реформистских мужчин и женщин покрывать голову во время молитв и изучения иудаизма.

Однако, по мнению некоторых известных авторитетов, эта практика с тех пор приобрела силу закона, поскольку является выражением йир’ат Шамаим (почитание Небес, то есть Бога). Авторитет 17-го века раввин Давид Халеви Сегал («Таз») считает, что причина в том, чтобы обеспечить соблюдение галахического правила, чтобы избежать практик, присущих только неевреям. Поскольку, отмечает он, европейцы привыкли ходить с непокрытой головой, а их священники настаивают на проведении богослужений с непокрытой головой, это является уникальной нееврейской практикой, и поэтому евреям будет запрещено вести себя подобным образом. Thefore он правил , что носить кипу требуется Галахе .

Другие галахические авторитеты, такие как сефардский посек , Чида (раввин Хаим Давид Йосеф Азулай), считают, что ношение головного убора — это мидат хасидут , дополнительная мера благочестия. В недавнем ответе бывший сефардский главный раввин Израиля Овадия Йосеф постановил, что его следует носить, чтобы показать принадлежность к религиозно соблюдающей общине.

В Талмуде сказано: «Накройте голову для того , чтобы страх неба может быть на вас.» Рабби Хуна бен Джошуа никогда не проходил 4 локтя (6,6 фута или 2 метра) с непокрытой головой. Он объяснил: «Потому что Божественное Присутствие всегда над моей головой». Раввин Йосеф Каро в « Шулхан Арух» понял это как указание на то, что еврейские мужчины должны покрывать голову и не должны ходить с непокрытой головой более чем на четыре локтя. Покрытие головы, например, ношение кипы, описывается как «почитание Бога». Мишна Berurah изменяет это решение, добавив , что Achronim установлено требование , чтобы носить головной убор , даже при прохождении менее четырех локтей, и даже тогда , когда один стоит на месте, внутри помещения и снаружи. Китцур Шулхан Арух цитирует историю из Талмуда (Шаббат 156б) о раве Нахмане бар Ицхаке , который мог бы стать вором, если бы его мать не спасла его от этой участи, настояв на том, чтобы он покрыл голову, что внушало ему страх перед Богом. . В православных общинах мальчиков поощряют носить кипу с раннего возраста, чтобы укоренить эту привычку.

Солдат ЦАХАЛа лейтенант Асаэль Любоцки молится кипой и тфилином .

Талмуд подразумевает, что неженатые мужчины не носили кипу:

Рабби Хисда хвалил рабби Хамнуна перед рабби Хуной как великого человека. Он сказал ему: «Когда он посетит тебя, приведи его ко мне». Когда он прибыл, он увидел, что на нем нет головного убора. «Почему у вас нет головного убора?» — спросил он. «Потому что я не женат», — был ответ. После этого он отвернулся от него и сказал: «Проследи, чтобы ты больше не появлялся передо мной, пока не поженишься».

Танах подразумевает, что покрывать голову — это знак траура:

Аргумент в пользу кипы имеет две стороны. Гаон сказал один может сделать Брах без кипы, так как носить кипу лишь midos Хасидус ( «примерный атрибут»). В 21 веке были предприняты усилия по подавлению более ранних источников, которые практиковали эту снисходительность, включая удаление мягких респонсов из недавно опубликованных книг.

По словам раввина 20-го века Исаака Кляйна , консервативный еврей должен покрывать голову, когда находится в синагоге, во время молитвы или священного учебы, во время ритуального акта и во время еды. В середине XIX века реформаторы во главе с Исааком Уайзом полностью отвергли кипу после ссоры, в ходе которой рабби Уайз сбил кипу с головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector