Марийский национальный костюм. традиционный марийский костюм (фото)

Содержание:

О марийских головных уборах

Информация из журнала.

Марийку узнаешь по шимакшу.

Важная часть праздничного и обрядового костюма женщины — головной убор. По будням марийские девушки повязывали вокруг головы узорную ленту, а по торжественным дням надевали такию — шапочку из холста с нашитыми монетами, бусинами и ракушками. Поверх такии накидывали белый платок солык, покрытый черно-красной вышивкой, с бахромой или монетками по краям. Свои длинные волосы девушки заплетали в одну косу, на конце которой крепили декоративные подвески из бисера и бусин.

Женские марийские головные уборы отличались большим разнообразием. Самый древний из них — шурка. Упоминание о нем можно найти в книге немецкого путешественника XVII века Адама Олеария. Шурка представляла собой высокий конус из бересты, обтянутый яркой тканью и богато украшенный вышивкой, бисером и монетами. Сзади от конуса спускалась по спине длинная узорная полоса ткани, заправлявшаяся за пояс. Поскольку береза у марийцев считалась одним из священных деревьев, можно предположить, что берестяной конус служил не только для рациональных целей, но и был оберегом.

Другой традиционный убор замужних марийских женщин — шимакш. Это прямоугольный кусок полотна, одну из узких сторон которого сшивали в виде небольшого треугольного колпачка и укрепляли на берестяной или кожаной основе, а другую оставляли свободно свисать. По всей длине шимакш декорировали узором в виде ромбов, а по краям обшивали тесьмой и бахромой. Сверху нередко повязывали платок солык.

Третий вид марийского женского головного убора состоял из узорной повязки нашмак и длинного полотенца шарпан, которое оборачивали вокруг головы с напуском на затылке и вокруг шеи. Нашмак и шарпан соединяли металлическими пряжками и украшали вышивкой и бисером.

Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Одежда

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Куклы в народных костюмах 52, марийский праздничный костюм. Рядом с двумя куклами первого номера серии Куклы в костюмах народов мира.

О штанах — по комментариям от Katya: Поговорила с мамой про штаны. Она жила в детстве в Сернурском районе, в русской деревне, а рядом жили марийцы. Штаны были, и интересного фасона. По бокам не было швов, (на ногах были), а были два полотна — сзади и спереди на завязках. Заднее завязывалось спереди, а переднее сзади. Тепло и удобно.

Праздничный головной убор украшали тесьмой и вышитым узором из ромбов — символов солнца. Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Фото куклы в журнале, сама куклы, и эскиз.Верхняя одежда в традиционном женском костюме представле­на кафтанами.

Длинная туникообразная рубаха — основа марийского народного костюма. Ворот, грудь, рукава, подол и швы отделывали вышивкой и лентами

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной час­тью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — по­вседневные и праздничные

На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвес­ки — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами.

Женский костюм также дополнялся украшениями. Прототип костюма куклы: марийский праздничный костюм.

Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники одевали покупной, фабричный платок. Платок складывался по диагонали, концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:

  • каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);
  • лопатообраз­ные (сорока);
  • мягкие полотенчатые (шарпан);
  • платки.

Традиционный костюм шили обычно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще всего из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полу­сукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.

Происхождение марийского народа

Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.

История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.

В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.

Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.

Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.

Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – теплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, черный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили черным, а для праздников – белым, выполняя отделку черным домотканым холстом. Шляпы валяли из черной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объемного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трех полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Вышивка одежды.

Многие элементы народного костюма — рубахи, кафтаны,
головные уборы, передники, поясные подвески — украшались сложной и богатой вышивкой.
Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением
одежды. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр
менге), к которой прикреплялась ткань. Традиционная вышивка выполнялась по счету
нитей. Техника ее имела несколько вариантов: 1) «роспись» (пÿшкыл тÿр)
— двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками; 2) «косой стежок» (темышан,
ÿмбачкерыштыш) — он использовался для заполнения орнаментальных узоров,
предварительно очерченных швом; 3) «счетная гладь» (темыш тÿр, керыштыш
темышан) — его вышивали по счету нитей ткани без контура; 4) шов «набор» (ÿмбачкерыштыш,
керыштыш) -он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним35.
Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основными мотивами
в орнаменте были следующие: геометрический — изображение комбинаций различных
геометрических фигур; зооморфный и антропоморфный — воспроизведение стилизованных
фигур животных, птиц, человека; растительный — изображение реальных форм деревьев,
цветов, листьев и т. д.

Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких
домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с самых
сложных элементов орнамента. Умение хорошо вышивать считалось одним из основных
качеств, необходимых марийской девушке-невесте.

Вышивка относится к одному из самых ярких и самобытных проявлений декоративно-прикладного
искусства народа. Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами
края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили
широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году
вышитые марийские изделия получили второй приз36. После этой выставки
вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у них за бесценок в большом
количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал
вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние
поставляли их за границу37. Таким образом, вышитые изделия марийских
мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли
сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках. Возрастание товарного значения
рукоделий привело к тому, что во многих селениях Казанской губернии вышивание
приобрело характер кустарного промысла. Спросом на зарубежных рынках пользовались
в основном изделия луговых мариек с характерным резко очерченным орнаментом,
выполненным крупно и плотно. Вышивка горных мариек носила иной характер — она
была мелкой. Наиболее искусные горномарийские мастерицы данной группы изготовляли
вышитые изделия по заказам однодеревенцев, а также на продажу луговым и восточным
марийцам38.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Это интересно: Татарский национальный костюм (88 фото) — женские модели и для девочки, костюм крымских татар, описание, свадебные, современные, стилизованные

Выделка шкур.

У марийцев издавна была развита выделка овчин (шорык коваште).
Процесс производства заключался в следующем: овчины промывали в воде, затем
соскабливали с них остатки сала, мяса; после чистки шкуры погружали в кислый
раствор из ржаной или овсяной муки, где они лежали 4-6 дней. Затем шкуры сушили,
мягчили, подвергали процессу мелования. Дубление сыромятных кож производили
раствором из дубовой или ивовой коры. Овчины красили в красноватый и черный
цвета25.

Из выделанных овчин шили полушубки и шубы (ужга, кÿрык, ыжга). Из шкурок
ягнят (смушки) женские и мужские шапки типа кубанки (крымский упш, ыслык), верх которых обычно делали из сукна или
плиса. Для изготовления мужских шапок, помимо мерлушки, употребляли и мех зайца
(меран), для женских — лисы (рывыж), куницы (луй) и бобра (ындыр).

С развитием капитализма появились кожевенные заводы,
куда крестьяне отдавали сырье и получали готовую продукцию. В конце XIX в. небольшие заводы по переработке овчин были
распространены по всему Среднему Поволжью26. Например, из 11
кожевенных мастерских, имевшихся в Уржумском уезде, 7 находилось у истоков р.
Буй. Каждый заводик перерабатывал от 300 до 2000 кож в год27. Сырье
приобреталось в местных селениях, затем в обработанном виде продавалось
населению.

Аксессуары и обувь

Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы

Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.

Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.

Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.

Современные модели

До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.

  1. Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
  2. Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
  3. Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.

Марийский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Изготовление тесьмы, поясов.

Для этого использовали конопляные, шерстяные
и шелковые нитки. Как свидетельствуют данные археологии, пояса из тесьмы были
принадлежностью одежды издавна. Пояса из тесьмы встречаются в материалах древнемарийских
могильников39. По этнографическим материалам их ткали на дощечках,
бердечке и специальном станке. Наиболее древний вид тесьмы, служащий для украшения
одежды, плелся примитивным ручным способом, путем прямого переплетения пряжи
руками.

Наиболее распространенным способом изготовления поясов
и тесьмы у марийцев, как и у других народов, было тканье на дощечках (ÿштö ис). Такое
приспособление состояло из дубовых дощечек размером 7×7 см, с отверстиями на
углах для продевания ниток. Ткали следующим образом: нитка основы продевалась в
отверстие дощечки, один конец нитки ткачиха закрепляла у себя за поясом, а
другой конец прикрепляла к неподвижному предмету. Дощечки попеременно
переворачивали на четверть и продевали в образовавшийся зев нитку утка,
направляя ее рукой или палочкой. При переворачивании происходило переплетение
нитей.

Способ плетения на бердечке был известен многим народам Европы, Кавказа,
Средней Азии
. Техника тканья поясов и тесьмы на бердечке у марийцев была
аналогичной способу, распространенному среди восточных славян.

В начале XX века
для тканья поясов у горных мари стали применять небольшой станочек, который
устраивался по тому же принципу, что и большой станок для изготовления холста.
На подобных станках ткут пояса в Горномарийском районе и в настоящее время.

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

Традиционная марийская религия

Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.

Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.

Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.

К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.

Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.

Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.

После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.

Одежда, подходящая любому полу

Основные составные части наряда таковы: рубаха и штаны, пояс с подвесками и головной убор, лыковые лапти и холщовые или шерстяные онучи. По праздникам надевалась кожаная обувь. Но покрой праздничного костюма полностью повторял будничный. И лишь украшения делали его нарядным. Мужчины-марийцы занимались в большинстве своем отхожим промыслом, что способствовало контактам с соседями, и поэтому мужской марийский костюм напоминает русский национальный наряд. Позднее в наряде мужчин стали появляться и фабричные изделия. Но вплоть до 30-х годов прошлого века специфические национальные черты проявлялись как в покрое и отделке, так и в способе ношения определенных элементов одежды.

Полезная информация

Хотите стать восточной красавицей? Или египетской принцессой? Может, вы американский гангстер из 80-х? Мы предлагаем своим клиентам наряды от самых популярных производителей карнавальных костюмов.

Гарантируем высокое качество пошива, оригинальный дизайн и практичность предлагаемого товара. В нашем ассортименте вы найдете наряды любых народностей: египетские, восточные, немецкие, японские, русские – национальный образ на абсолютно любое карнавальное мероприятие.

Одно из главных наших преимуществ – это прямые поставки. Вы получаете качественный оригинальный товар без лишних наценок – мы предлагаем отличные цены на костюмы для вечеринок. А также у нас действует система скидок для постоянных клиентов.

Любите тематические вечеринки? Мы тоже! Не хотите тратить свое время на долгие поиски и походы по магазинам? Вам незачем! Посмотрите товар в каталоге – просто выберите понравившуюся модель и уже скоро наряд будет у вас.

Марийский костюм: такого мы скоро не увидим

Сейчас в России — около полумиллиона марийцев, и у них даже есть своя республика, Марий Эл. Такой бонус выпадает далеко не каждому народу страны. Но где-то 24 000 представителей живут далеко от этого края. Это марийцы Урала. Они оказались там еще в XVI веке, когда пытались спастись от принудительного крещения. Этим людям каким-то чудом удалось сохранить большую часть своей культуры и религии.

Фёдор Телков и Наталья Конрадова в проекте «Урал мари. Смерти нет» исследуют обычаи уральских марийцев. Мы публикуем их снимки и текст про традиционные костюмы, на который повлияли несколько веков жизни на Урале.

Особенности орнамента и их значение

Марийские узоры представляли собой геометрические орнаменты, играющие роль не столько украшения, сколько оберега, символа принадлежности человека к определенному социальному сословию.

Кроме того, в каждом узоре была зашифрована символика – ритуальные знаки, приносящие своему владельцу успех, здоровье и благополучие, защищающие его от злых сил и дурных помыслов. Поэтому марийские орнаменты и их значение играли чрезвычайно важную роль при пошиве мужской, женской и детской одежды.

Вышивка на женском национальном костюме указывала не только на социальную принадлежность, но и на семейное положение женщины

Также девушки из Поволжья уделяли внимание и различным ювелирным украшениям – наибольшей популярностью пользовались серьги, кольца, массивные ожерелья и бусы

Свадебный наряд

Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками.

Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь молодых была счастливой и безбедной.

Поверх платья невеста надевала кафтан белого, сверху – зеленого цвета, который также был декорирован золотыми или серебряными монетами.

Для украшения марийской свадебной одежды использовались многочисленные декоративные элементы:

  • пестрая тесьма;
  • ленты ярких цветов;
  • вышивка различных оттенков;
  • монеты из золота или серебра;
  • бисер;
  • бусинки;
  • вставки из натурального меха.

Головные уборы

В летнюю пору года предки марийцев носили головные уборы черного или белого цвета. При этом черная шляпа считалась повседневной, а белая предназначалась для торжественных, праздничных мероприятий.

Зимой традиционный мужской костюм дополнялся меховой шапкой-ушанкой или валяным головным убором. Немного позже широкое распространение получили изделия в форме фуражки.

Женские головные уборы были обязательной составляющей традиционного наряда. Они подразделялись на две основные категории – женские и девичьи. При выборе соответствующего изделия марийки учитывали социальное и семейное положение, а также свой возраст.

Популярные головные уборы:

  • многие женщины носили шали и платки, щедро декорированные вышивками, геометрическими или растительными орнаментами;
  • незамужние девушки предпочитали повязки из кожи или шерсти, украшенные бусинами, монетами, бисером;
  • часто костюм дополнялся остроконечным головным убором.

Немного позже женские марийские головные уборы были дополнены такией – полусферическим изделием конусообразной, лопатообразной или каркасной формы, поверх которого обязательно накидывался расшитый платок. Наиболее древний головной убор женщин Поволжья – шурка – происходил от скифов, а его высота могла достигать 40-45 см.

Очень важной частью свадебного костюма мариек является праздничный головной убор. Летом девушки надевали такию, зимой – шапку из меха

Поверх головного убора обязательно повязывался платок красного цвета, который символизировал счастье, благополучие и достаток в будущей семейной жизни.

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

  • рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;

  • штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
  • пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шёлка, шерсти;
  • летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
  • шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

История народа

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

  • горные марийцы Республики Марий Эл;
  • луговые – Волго-Вятского района;
  • восточные – Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Это интересно: Ирландский костюм (34 фото) — национальный костюм Ирландии для мужчин и женщин, костюм для ирландского танца, история

Головные уборы марийцев.

Среди летних головных уборов марийцев преобладали валяные
шляпы (ути, теркупш, шляпа). Они были разнообразной формы. И. Н. Смирнов в своей
работе отмечал, что в местностях, соседних с татарами, марийцы носили
круглые войлочные шляпы с довольно широкими загнутыми полями, идентичные татарским.
На остальной части Марийского края бытовала цилиндрическая шляпа108.
Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные
— из черной. Этот тип головного убора считается старинным. Но, по предположению
И. Н. Смирнова, шляпе предшествовал башлыковидный головной убор из меха или
кожи109. Реликты его еще встречались во второй половине XIX века
в виде берестяной шапки языческих жрецов-картов и холщового накомарника
(шымакш). Последний представлял собой прямоугольный кусок холста, сшитый с одной
стороны в виде башлыка, конец которого украшался бахромой. Шымакш вышел из употребления,
вероятно, к концу XIX века, так как в описи одной из коллекций 1905-1906 гг.
об этом уборе говорится как об исчезнувшем110. Подобный головной
убор бытовал в прошлом и у русского населения Казанской губернии111.

С конца XIX века в костюм мужчин проникает картуз, который в начале
являлся принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая
картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов.

Зимой мужчины надевали шапки с овчинным околышем и
суконным верхом и шапки-ушанки (малахай), 
сшитые из овчины и сукна.

Ткани и крой

Издавна марийцы занимались ткачеством, предпочитая носить в зависимости от погодных условий холщовую, льняную одежду. Широко использовалось сукно – в частности, для пошива верхней одежды мужчин и женщин.

Немного позже, когда на марийскую культуру оказали сильное влияние российские традиции и взгляды, мужчины и женщины стали носить костюмы из хлопка.

Мужские и женские туники были просторными, имели трапециевидный или прямой крой. Зимние кафтаны, которые служили для надежной защиты человека от ветра, мороза и холода, были туникообразными и удлиненными. В некоторых случаях длина могла быть ниже колен.

Летние кафтаны представляли собой укороченные модели до линии талии или середины бедра, приталенного покроя. Они могли быть отрезными по талии или прямоспинными.

Крой штанов, которые носили и мужчины, и женщины, зависел непосредственно от местности, в которой проживал представитель марийского народа. Среди жителей и жительниц восточных регионов чрезвычайно популярными были приталенные или зауженные модели штанов.

Люди, проживающие в горной или луговой местности, останавливали свой выбор на более комфортных, свободных изделиях, которые не сковывают движений.

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.

Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Традиционный марийский костюм

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.

Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.

Продиктованный жизненными условиями

Костюм любого народа складывался под влиянием нескольких факторов, таких как социально-экономические, исторические и природно-климатические условия. Большую роль играли средства труда, которые были в наличии. Так, туниковый покрой рубахи объяснялся тем, что сотканное на домашнем станке полотно просто сгибалось на плечах, для головы делался вырез. Не выкраивая проймы, по бокам пришивали полотна, согнутые вдоль, таким образом получались рукава. Изначально полотно ткали на длину самой рубахи и рукава. Марийский костюм подразделялся на повседневную, праздничную и обрядовую одежду. Естественно, что самым красивым был свадебный наряд невесты. Его обильно украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, перламутром раковин, мехом и всем, что подсказывала фантазия мастериц, но при четком соблюдении стандартов. Цвет марийской одежды преимущественно белый. Марийский костюм (фото прилагается) комфортный и радостный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector